КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

«Лучшие компьютерные игры» №2(51) февраль 2006

Здравствуйте, уважаемые читатели!


В этом номере мы подводим итоги ушедшего года. Мы вспомнили все значительные проекты за 12 месяцев и называем лучшие игры-2005 — по жанрам, по отдельным оценкам (графика, звук...) и, конечно, главного призера. Кому-то может показаться странным, что это делается в февральском, а не январском номере, но такая уж специфика у игровой журналистики — когда сдается январский номер, еще ждут своей очереди «рождественские релизы», среди которых обычно бывает много всего интересного.

Но об этом — в другом разделе, а сейчас я хотел бы обсудить одну интересную тему, которая в ушедшем году беспокоила многих разработчиков — и игроков. Я имею в виду вопрос о свободе в играх.

Призрак «полной свободы действий» бродит по Европе и остальной вселенной — страшно подумать, с каких времен: с Sid Meier's Pirates и Elite. Эти две игры-легенды взбудоражили воображение и заставили нас, грешных, стремиться к «живому миру» внутри игры. Многие авторы «свободных» игр до сих пор в той или иной степени копируют Elite либо Pirates.

Большинство разработчиков эту синюю птицу проигнорировали, предпочитая дарить игрокам сюжетную историю. Но некоторые встали на нелегкую стезю дарителей свободы. За долгие годы к «классике свободной игры» добавилось еще несколько имен: The Elder Scrolls, «Корсары», Х... Однако это все равно осталось каплей в море по сравнению с сюжетным путем.

The Elder Scrolls при переходе от второй части к третьей резко повысили роль сюжета; правда, от свободы при этом не отказались, и в результате игра стала счастливым обладателем целого веера сюжетов — в зависимости от того, на чью сторону становиться в различных конфликтах.

Новая волна интереса к игровой свободе всколыхнулась в конце 90-х, когда стала реальностью идея графических онлайновых RPG. Казалось, тут-то самое место свободному живому миру... Однако скоро стало ясно, что не все так просто.

Во-первых, перед игроком должна светиться цель его стараний. Например, в родоначальнике идеи — «Пиратах» — надо было сделаться в итоге вице-королем — и все наши труды в конечном счете подчинялись этой задаче. А в космическом сериале Х сюжет сам по себе, а рост «крутизны» и благосостояния персонажа живет как бы в другом измерении. Х все равно великолепен, но... чего-то не хватает. И сюжет в этих играх оказывается на правах бедного родственника: соревноваться на равных с «обычной жизнью в мире Х» у него получается так себе.

То есть, цель «просто жить в мире» не имеет права на существование? Не совсем так. Но ведь и в обычном мире мы не «просто живем» — у нас обычно есть какие-то цели, и они не сводятся к идее «дожить до 90 лет». Такие цели должны быть и у персонажа — а значит, долг разработчика призывает помочь игроку ощутить эти цели как свои.

Из этого, между прочим, следует, что лучше бы у игры был естественный финал. Необязательно сюжетный — можно, как в тех же «Пиратах», со временем выходить в отставку. Почему у Сида Мейера нет места скуке? Потому что вместо сюжета нас подталкивают в спину бегущие годы и слабеющее здоровье нашего героя.

В онлайне такого сделать нельзя? На самом деле — можно, только хитро (например, делать династии персонажей). Но если так поступать не хочется — нужно искать альтернативы.

World of Warcraft «берет за душу» изобилием квестов, позволяющим постоянно чувствовать сюжет. Это здорово, но — стоит дорасти до верхнего уровня и немного порезвиться в «главных подземельях мира», и непонятно, как жить дальше. По идее, рано или поздно игра должна выходить на новый уровень (когда «прокачка» уходит в прошлое), и тут-то как раз проверяется — достаточная в мире свобода или нет.

Свобода — это не отсутствие сюжета, а динамический сюжет. Если ваши действия его не создают — это рано или поздно скажется...

Андрей Ленский,

главный редактор

2011 год | 2010 год | 2009 год | 2008 год | 2007 год | 2006 год | 2005 год | 2004 год | 2003 год |
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования