КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ВНЕ ЛИНИЙ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (51) февраль 2006
вид для печати

Игры 2005 года

Игры 2005 года

Впервые в истории «Лучших компьютерных игр» мы решили подвести итоги года и раздать премии самым удачным проектам. Раньше мы не делали этого, потому что ЛКИ не специализировался на оценке игр; но с тех пор, как раздел рецензий приобрел широту и размах, игнорировать свой долг мы более не можем. Наши предпочтения сильно отличаются от сложившихся в игровой журналистике, и необходимо рассказать о них и объяснить свой выбор.

Сперва — о номинациях, по которым присуждаются призы. Мы решили в этом году наградить лучших представителей игровых жанров, лидеров по отдельным оценкам (графика, звук, новизна...) и, конечно, назвать игру года.

Лучшие в жанрах

Квест года

Начнем с многострадального, не раз уже «похороненного» жанра квестов. В этом году он доказал свою «живость» на удивление убедительно.

Первое место: Fahrenheit

Разработчик: Quantic Dream

Издатель: Atari

42KB

Вчера я скрылся от полиции, а потом влез в другую шкуру и арестовал сам себя. С нами, киногероями, такое случается.

Что главное в квесте? Головоломки? Черта с два! Важнее всего — сюжет; а чтобы игрок почувствовал всю прелесть «интерактивной истории», надо создать для этого условия. Пусть пошаговой размеренностью наслаждаются стратегии; здесь нас то торопят («Бегом! Сейчас ворвется полиция!»), то дают расслабиться, то вручают бразды правления, то отбирают. И в результате мы понимаем, что — свершилось! — мы попали-таки внутрь фильма. Волшебное ощущение: каждый кадр значим, и все время в главной роли — лично игрок и никто другой.

И никаких мук перед запертой дверью: «Ну что же, черт возьми, еще осталось здесь сделать? Почему дверь не открывается? Обойдем-ка еще раз весь дом...» Этой бедой страдали почти все квесты от начала времен. Победить такую матерую гидру — честь и слава.

Где еще такое было? Ну да, в The Last Express. Ну так на то он и «квест всех времен и народов». Пожалуй, внутреннее содержание в Fahrenheit малость победнее (хотя... это ведь еще не конец истории), зато сюжет оригинален, а напряжение ничуть не ниже.

Что отраднее всего — общественность игру оценила. Судьба «разорительного шедевра» «Фаренгейту» не грозит! А значит, грядет новый золотой век квестов (или хотя бы одного квеста). За одно это снимаем шляпу перед Fahrenheit!

Второе место: Still Life

Разработчик: Microids

83KB

Издатель: The Adventure Company

Если соберетесь ловить маньяка, имейте в виду: очень вероятно, что вы закладываете основы семейного бизнеса. И через сотню лет ваша внучатая племянница, занимаясь тем же самым, помянет вас незлым, тихим словом.

Замечательная атмосфера-нуар, параллельное действие «сейчас и сто лет назад», детективный сюжет... Чего еще надо квесту? Быть может — чуть больше оригинальности. Still Life — отличный представитель своего жанра, но, увы, блистательный Fahrenheit затмил его и оттеснил на второе место.

Третье место: Myst V: End of Ages

Разработчик: Cyan Worlds

86KB

Издатель: Ubisoft

В России: Бука

Я очень люблю общаться с творцами и уничтожителями миров. Они всегда предоставляют много пищи для ума. А кроме того, живут в удивительно красивых местах!

Пятая и якобы финальная часть саги Myst верна традициям: умопомрачительно красиво, зубодробительно сложно и чрезвычайно таинственно. Несколько лет назад считалось, что такими должны быть все квесты. В те времена Myst V был бы квестом года. Но сейчас возрождается сюжетный квест — и «Мисту» осталось лишь третье место.

Ролевая игра года

Выбор здесь традиционно нелегок: жанр этот — штучный, много кандидатов не бывает. Идеальной ролевой игры 2005 год нам не принес, но все же есть из чего выбирать.

Первое место: Fable: The Lost Chapters

Разработчик: Lionhead, Big Blue Box

Издатель: Microsoft

60KB

Думать вредно. От этого образуется плешь. Вести себя плохо нельзя: пробьются рога. Вести себя хорошо неприятно — нимб очень щекочется. Никак не определюсь: кем быть?

Fable была призвана перевернуть весь жанр — на меньшее господин Мулине обычно не разменивается. Всякое действие героя будет учтено и скажется на его — и мира — будущем. Даже облик героя будет меняться в зависимости от его действий...

Однако после выхода Fable на него было немало обид. И это при том, что почти все обещания оказались правдой. Видите ли, Fable оказался не игрой всех времен и народов, а — всего лишь! — ролевой игрой года.

А все потому, что Fable — это не всерьез. Игра-шутка, пародия, изящная и ироничная. И те, кто ждали эпичности, берущей за душу истории — закономерно разочарованы. А те, кто помнил, что Fable по-английски означает всего лишь сказку — нет...

Второе место: Bard’s Tale

Разработчик: InXile

50KB

Издатель: Vivendi Universal

В России: 1C

Глупые герои думают, что барды существуют, чтобы воспевать их подвиги. На самом деле бард — язвительный паразит, плут и возмутитель спокойствия. Ехидно хихикая, он сочиняет реквиемы падшим бойцам и пасквили на еще не павших.

Не хотите за него поиграть? А зря. Bard’s Tale действительно заставляет включиться в роль. Безумную, но от того не менее веселую.

Так вот сложилось, что в этом году за ролевую корону поспорили две шуточных игры. Исход в конечном счете решили второстепенные для жанра параметры — графика и интерфейс. В Bard’s Tale далеко не так удобно играть, а потому ей придется довольствоваться серебряной медалью.

Третье место: The Fall: Последние дни мира

80KB

Разработчик: Silver Style

В России: Руссобит-М

Нет, нет и нет, товарищи, никаких ядерных катастроф! На этот раз мы погубим Землю совершенно мирным путем, в духе всеобщего братства и сотрудничества. Подготовленный к отправке на Марс мирный трактор слопает почти всю земную атмосферу и сладострастно окуклится. А если, вопреки всем мирным инициативам, Земля все же выживет — мы отправим на Марс комбайн!

Не так давно состоялись масштабные торги за лицензию на Fallout 3. Победила Bethesda, и некоторые оптимисты верят в светлое будущее серии. Ну а те, кому лицензия не досталась — бьются за приз «Лучшая вариация на тему». Причем среди них есть очень и очень достойные проекты; а The Fall — на сегодняшний день победитель среди них и бронзовый призер в номинации «RPG года».

Онлайновая игра года

Согласитесь, было бы несправедливо рассматривать MMORPG в одной номинации с «классическими» ролевками. Ведь на практике их роднит только игровая система, а идея — совершенно разная. В первых главное — сообщество, во вторых — сюжет.

Первое место: World of Warcraft

Разработчик: Blizzard

Издатель: Blizzard

В России: Soft Club

55KB

По саванне мчалась толпа карликов. Изумленные гоблины интересовались, уж не началось ли переселение народов. Гиены заходились истерическим хохотом. Один динозавр с перепугу подавился жирафьей головой. И только мудрые таурены, покачивая рогами, объясняли: «Все в порядке. Просто у карликов выдался праздник, и они решили отметить его турпоходом. А ведь они еще и в подземелье полезут...»

World of Warcraft привнес в жанр не так уж много нового. Зато — отточил все старое до остроты бритвы. Идеальный интерфейс, приятные расы, совершенно разная логика игры за разные классы, красивейший мир. Да, мир этот мягкий, плюшевый, прощающий ошибки — не то что «дикий Запад» Lineage. Но в нем очень приятно жить. Недаром туда переселилась добрая половина нашей редакции «со чады и домочадцы»...

Условия, на которых можно насладиться игрой, не мягче обычного — 15 евро в месяц и недешевая коробка, и тем не менее на не самой богатой шестой части суши эти самые коробки расходятся, как горячие пирожки. Без локализации, с необходимостью платить по кредитке... Что тут еще объяснять? А те, кто все же не может себе это позволить — с удовольствием читают «охотничьи байки» или смотрят фильмы о жизни в сказочном мире.

Могут спросить, почему это — «MMORPG года», когда первая версия игры увидела свет еще в конце 2004-го. Но в наши палестины (а также и во всю Европу) WoW проник уже в 2005 году, и наградить его раньше мы не могли при всем желании. Не рассекречивать же наших американских резидентов!

Второе место: Guild Wars

Разработчик: ArenaNet

105KB

Издатель: NCSoft

В России: Бука

Я вышел за ворота и оказался в отражении мира. Оно было создано специально для меня — кроме моих товарищей, в нем не было ничего разумного. Ибо сказано: лишь в городах встретятся живые. Войти же в чужой сон можно лишь с согласия его хозяина.

Причудливая идея онлайнового мира, где игроки встречаются друг с другом лишь в городах; система двойных классов; наконец, полное отсутствие абонентской платы. Более чем достаточно, чтобы считать игру чрезвычайно новаторской, даже если не говорить о системе войн гильдий, которая тоже весьма необычна. Если игре чего и не хватает — то только обаяния мира; за ним не стоит никакая история (точнее, ее просто не видно), весь мир — это большая арена для сражений. Прекрасная и зрелищная арена.

Guild Wars оказалась чисто батальной игрой. Наверное, ее правильнее назвать MMOARPG, где «А» означает «action». В этом мире не так приятно жить годами, как в мире Warcraft, и потому игре присуждается лишь серебро.

Третье место: Everquest II

Разработчик: Sony

57KB

Издатель: Sony

В России: Акелла

Вчера я добыл последнюю редкостную бабочку. Смысл жизни достигнут. Что же мне делать дальше?

Everquest II, продолжение самой продаваемой MMORPG «первого поколения», как и его предок, безумно красив, легок в изучении и обилен расами и классами. Единственный его недостаток — не видно никакой цели в будущем. Это просто игра про охоту на монстров. Зато выполненная блестяще.

А кроме того, EQ 2 — первая MMORPG, которую было решено полностью локализовать. Даже безо всех прочих достоинств это обеспечило бы ей место в памяти народной.

Гонки года

Первое место: Need for Speed: Most Wanted

Разработчик: EA Canada

Издатель: Electronic Arts

76KB

Полиция вконец озверела. На хвосте сидят уже пятеро — ишь, сигналят, мигают, того и гляди подрежут и сбросят на обочину. Впереди — заслон из таких же машин. А что если хорошенько разогнаться и ударить в капот крайней? Проскочили! Преследователи немного замешкались, а я на секунду задумался... Это что ж будет, когда я стану самым разыскиваемым в городе?

Так уж повелось с первых игр серии Need for Speed, что каждая нечетная часть удавалась создателям гораздо лучше четных. После оглушительного успеха седьмой по счету NFS: Underground последовала сомнительная Underground 2... Закономерность сохранилась и по сей день: Need or Speed: Most Wanted — лучшая игра серии. Взяв за основу NFSU2, разработчики проявили чудеса мудрости, исправив практически все, что так резало глаз. Теперь у нас есть «честный» AI, который больше не подстраивается под скорость игрока, улицы вновь патрулирует зоркая полиция, а визуальные улучшения стали необязательными. Наконец, сюжет впервые органично вплелся в игровой процесс — он как бы ведет за руку, увлекает и запоминается. Явных недостатков в игре попросту нет, в каждом штрихе чувствуется работа, сделанная на совесть. Титул гоночного симулятора года достался самому достойному.

Второе место: Trackmania: Sunrise

Разработчик: Nadeo

Издатель: Digital Jesters

В России: Бука

72KB

Пройдя вторую контрольную точку, спрыгнул на этаж ниже, что было силы крутанул руль влево и помчался по наклонной решетке. Еще одна контрольная точка, трамплин, прыжок... Соперники остались далеко позади. Спустя тридцать две с половиной секунды мой автомобиль достиг линии финиша, чтобы на сверхзвуковой скорости врезаться в стену...

Казалось бы, в жанре автомобильных гонок уже сказано все, что только можно, теперь осталось лишь совершенствовать графику и придумывать сюжеты, поясняющие, зачем же все-таки уселись за руль очередные любители скорости и, прости господи, адреналина. Ан нет, и Trackmania — ярчайшее тому доказательство. Интереснейшая концепция трассы, состоящая, по сути, лишь в прохождении контрольных точек по пути от старта до финиша — все остальное остается на долю смекалки и фантазии игрока.

Запредельные скорости, прыжки, трамплины и мертвые петли. Гонки по крышам домов и каких-то фантастических конструкций. А при этом — прекрасная сочная графика, легкое управление и широчайшие возможности для создания фанатских дополнений.

Третье место: Ex Machina

Разработчик: Targem Games

Издатель: Бука

141KB

Тяжеленный Миротворец дал залп из пяти стволов, и вражеский грузовик буквально разорвало на части. Так тебе, поделом... Сейчас бы поскорее добраться до города, и там, под надежной защитой турелей, собраться с мыслями и прикинуть, чем бы таким затариться для перепродажи.

Последний месяц уходящего года порадовал нас весьма необычной игрой. Несмотря на то что это, со всей очевидностью, автогонки, здесь вы не встретите ровных трасс, спортивных болидов и восторженных зрителей. Грузовик — вот это сила. Лучшая машина для постъядерной пустыни, для агрессивного мира, где на ракетный залп отвечают крепкой броней и встречным залпом. Здесь правит бал оружие, нефть и быстрая прибыль, а лакированные авто остались в прошлом.

Услышав буквосочетание «постъядер», многие журналисты наперебой принялись сравнивать игру с Fallout, чтобы с видом бывалых ценителей как бы невзначай вздохнуть — «нет, это не Fallout...». Ясное дело, не Fallout, и никогда им не прикидывался. Скорее уж «Вангеры» с элементами Death Track, а еще скорее — просто самостоятельная, самобытная игра, чем и замечательна. С сильным сюжетом, экономикой, физикой и изменяемой геометрией (машину можно помять, покорежить и разнести вдребезги). С увлекательным игровым процессом и, что немаловажно, практически без багов.

Хотя не самая современная графика, столь актуальная для этого жанра, и не позволила «Экс-Машине» претендовать на первые позиции рейтинга, но свою «бронзу» игра честно заслужила.

Симулятор года

Как вы уже заметили, автомобили мы вынесли в отдельную номинацию. И все равно список игр получился настолько неоднородным, что сравнивать их — мука мученическая. Но что поделаешь — не заводить же каждой игре свой собственный жанр?

Первое место: Silent Hunter III

Разработчик: Ubisoft Romania

Издатель: Ubisoft

В России: 1C

45KB

Только не поймите неправильно, но в подводной войне есть что-то от эпоса. Субмарина, мелочь по сравнению с гигантами морей, способна перевернуть ход масштабного сражения. Все решают удача и умение, а вовсе не число. Благодарнейшая тема!

Кое-кто считает, что симулятор — это такая игра для абсолютных фанатов, у которых главное удовольствие — преодолевать неудобство управления. Было даже такое определение: «симулятор — это игра, в которой самое банальное действие превращается в проблему».

Silent Hunter III доказал, что это неправда. Это настоящий симулятор командира подводной лодки, никто в этом не усомнится — но трудно там то, что трудно в реальной жизни для профессионала. Простор для подвига — огромный, и при этом не надо мучительно бороться с рычагами и переключателями.

В том-то и уникальность Silent Hunter III, что он одновременно достоверен, богат возможностями и... доступен для среднего игрока. Штучный продукт, мастерская работа.

И хотя в войне за Германию едва ли у кого-то из нас есть желание «переиграть историю по-другому», это почти не мешает. Только временами задумываешься...

Второе место: X3: Reunion

47KB

Разработчик: Egosoft

Издатель: Deep Silver

В России: Новый диск

Здесь можно прожить десятки жизней: охотника, пирата, фабриканта, капитана пассажирского лайнера. Никому нет дела до избранного вами пути: джентльмен в свободном космосе делает свой маленький бизнес.

Глубокий космос, свободный космос... Много игр отправляет нас на просторы вселенной, но мало дарит нам это воспетое фантастами ощущение безграничной свободы. Однако свобода, возведенная в ранг абсолюта, — штука опасная: ради этого Х3 фактически отказался от сюжетной линии, и игроку очень легко утонуть в многообразии возможностей. Да и изучить себя игра не помогает: назвался пилотом — лети!

Третье место: Паркан II

85KB

Разработчик: Никита

В России:

Прямо с капитанского мостика, натянув скафандр, бросаемся в абордажную схватку. «Пираты» в космосе? Нет, легенда российского игростроя — «Паркан» вернулся с циферкой в названии.

Когда-то «Паркан» был одним из первых крупных отечественных игропроектов. И название это занесено в анналы золотыми буквами — вместе с «Аллодами», «Братьями-Пилотами» и еще кое-кем. Сегодня новый «Паркан» по-прежнему хорош... но противостоят ему куда более серьезные соперники. И рядом с Х3 кажется, что и космос пустоват, и противники глуповаты. Игра отличная, но в честном поединке уступила.

RTS года

В прошлом году в этом жанре выступали супертяжеловесы: Warhammer 40000: Dawn of War, «Периметр»... 2005 год не так урожаен, но и тут было из чего выбирать.

Первое место: Earth 2160

Разработчик: Reality Pump

63KB

Издатель: Midway

В России: Акелла

Что-то мои бравые воины часто промахиваются. Нет, эта пушка себя не оправдала. Откручу и приделаю другую.

Со времен выхода Master of Orion, а может — и раньше, игроки жаждут получить в игре возможность конструировать войска самостоятельно. Или хотя бы настраивать, как в Warhammer (менять вооружение, сопровождение...) Но реализуется это удручающе редко: сбалансировать такую стратегию — мука мученическая. Игры, которые это позволяют, можно пересчитать по пальцам.

Уже одного этого хватило бы, чтобы Earth 2160 не прошел незамеченным. Но в этой игре достойно высшей оценки все — и графика, и баланс (4 совершенно разных по духу расы), и атмосфера. А сценарий, как и положено у серьезных игростроителей, не сводится к модели «хороший-плохой» — все по своему хороши и по-своему плохи.

Второе место: Блицкриг II

Разработчик: Нивал

95KB

Издатель: CDV

В России:

Секундомер на столе генерала тикал. Последний раз генерал звонил в штаб за подкреплением три минуты назад. Надо выждать еще, не то вместо подкрепления за ним явятся сотрудники НКВД.

«Блицкриг» — наша национальная гордость, как и «Демиурги» или «Космические рейнджеры»; и вторая часть этой замечательной игры уступила верхушку пьедестала лишь по одной причине: она не так уж далеко ушла от первой. Это — идеальное продолжение в том смысле, как его понимают издатели: то же самое, но много-много новой техники и моделей. Нет, существенные дополнения есть, например — тактика стала заметно глубже. Но для RTS года этого мало.

Третье место: Dragonshard

97KB

Разработчик: Liquid

Издатель: Atari

У меня кончились деньги. Это значит, что пора в поход по подземельям. Все золото в этом мире рано или поздно скапливается в сундуках и уходит под землю, а мы при помощи воров его оттуда извлекаем.

Dragonshard — стратегия по лицензии D&D, причем ей этот факт пошел на пользу. Это едва ли не первая стратегия, где атмосфера D&D чувствуется постоянно, и она вполне достойна звания «ролевой стратегии». Недостаток игры, он же и достоинство — огромная потребность в микроконтроле, в результате чего битвы становятся более судорожными, чем эпическими — зато велики возможности для киберспорта.

Глобальная стратегия года

Далеко не каждый год в этом жанре вообще возможно найти тройку достойных номинантов. Но в 2005-м все претенденты — как на подбор. Победитель опередил серебряного призера всего лишь на один шаг, а бронзовый медалист дышит им в затылок. Для любителей глобальных стратегий 2005-й — золотой год.

Первое место: Sid Meier’s Civilization IV

Разработчик: Firaxis

Издатель: 2K Games

95KB

Моя Москва, священный город, где зародились индуизм, иудаизм и мусульманство, процветает. Вчера я подарил ей чудо Бродвея, и жители в экстазе. Портреты самых знаменитых российских президентов высечены в горе Рашмор, это та скала по-над Тадж-Махалом. Жаль, что Кремль достался французам и теперь украшает Марсель.

Мы ждали революционных изменений — и не ошиблись. Не ошиблись даже больше, чем хотелось многим: наработанные годами рефлексы больше не пригодятся. Война устроена по-новому, государственных строев больше нет — вместо них законы, и на этом фоне появление в игре мировых религий выглядит самым незначительным из нововведений.

И даже те, кто оценивает новые игры в основном по числу полигонов на экране, остались довольны. Всякий желающий может убедиться, что слоники топают по лесу, машут хоботами и болтают хвостиками, свинюшки роются в грязи, а бараны пристально изучают новые ворота.

Как и все проекты Сида Мейера, Civilization IV не изучишь за две-три партии. Эта игра пришла к нам всерьез и надолго — я так полагаю, года до 2010-го, когда мэтр расщедрится на пятую часть.

Второе место: Massive Assault: Расцвет Лиги

Разработчик: Wargaming.net

Издатель: Dreamcatcher

В России: Акелла

69KB

Наши войска вторглись на территорию коварного сателлита Лиги, прикидывавшегося нейтральной республикой. Козни лигистов полностью разоблачены той скоростью, с которой враги собрали ополчение против наших освободительных сил. К моменту захвата столицы вина республиканских властей была полностью доказана.

По духу «Расцвет Лиги» — глобальная стратегия, а по механике — wargame, во многом напоминающий праотца стратегических игр — шахматы. Маневры здесь можно рассчитывать с научной точностью, хотя дислокация союзников врага и неизвестна. И, конечно, сражение здесь идет один на один, все нейтралы и сателлиты — лишь статисты театра военных действий.

Игра была бы превосходна, даже если бы ее выполнили в традиционном для военных игр стиле — но нет, графика тоже вполне современна. Единственный недочет — стороны отличаются слабовато... но не настолько, чтобы казаться одинаковыми.

До звания глобальной стратегии года «Расцвет Лиги» не дотянул совсем чуть-чуть. Он проиграл не потому, что недостаточно хорош, а потому, что «Цивилизация» — гениальна.

Третье место: День Победы II

Разработчик: Paradox

99KB

Издатель: Paradox

В России:

Знамена реют. Речи звучат. Три самых передовых социальных системы ждут часа, когда можно будет доказать свою правоту гигантской гекатомбой.

Единственный недостаток «Дня Победы II» — избыточное сходство с одноименной игрой за номером 1. Сделали еще более жесткими альянсы, упростив внешнюю политику; подчистили структуру науки; несколько повысили роль торговли, тем самым затруднив чрезмерно милитаристическое развитие. Игра стала еще отточеннее, но... для борьбы за трон игре нужно было больше.

Тактика года

Еще лет пять назад представить себе такую номинацию было трудновато — все игры этого жанра можно было буквально сосчитать по пальцам. А сейчас это — вполне оформившееся направление, пусть не такое изобильное, как RTS, зато с самобытными и интересными проектами.

Первое место: Бригада Е5: Новый альянс

Разработчик: Апейрон

Издатель: Strategy First

В России:

64KB

В замечательной стране Палинеро контрабандисты борются с революционерами, а правительство затерялось где-то между ними и само не знает, чем оно управляет. Дивная штука — латиноамериканские границы: кто первый выстрелил, тот и пограничник.

«Новый альянс» прозрачно намекает своим названием, что не прочь выступить наследником прославленной серии Jagged Alliance. Обычно такие претензии ни к чему хорошему не ведут, но... у них получилось!

Это тем удивительнее, что игровая механика очень серьезно отличается от прототипа: она окончательно переместилась в реальное время. Это важно не потому, что требует реакции — пауза по-прежнему с нами — а потому, что все ходы происходят одновременно. И можно успеть скрыться, пока враг целится.

В остальном игровая система сильно напоминает о славном предке, но она развита и дополнена. Много радующих глаз приятных мелочей, придающих реализм происходящему. Налицо нелинейность — мы вправе послужить разным фракциям. В общем, победа была убедительной.

Второе место: UFO: Возмездие

Разработчик: Altar

93KB

Издатель: Cenega

В России:

Безумцы в ХХ столетии утверждали, что Землю изредка посещают маленькие зеленые человечки с других планет. Что с них, безумцев, возьмешь... Какое там — изредка! Их тут тысячи!

Чтобы объяснить второе место «Возмездия», достаточно сказать только одно: это — первое за много лет внятное продолжение UFO. Над легендарной серией надругивались как могли, выпускали под славным именем один бред за другим (последний был с год назад...). И вот — первая игра, сохранившая дух оригинала, пусть и не до конца — но все же... И к тому же не ремейк — совершенно новая игра. Серия возрождается.

Третье место: Freedom Force vs. The Third Reich

88KB

Разработчик: Irrational Games

Издатель: Vivendi Universal

В России:

В удар надо вкладывать всю душу. Так, чтобы она, душа, после удара унеслась к небу в зубчатом облачке с характерной надписью: «Bang!»

Новые похождения героев комиксов, спасающих мир, дружбу и особенно жвачку от коварных злодеев, вполне могли бы оказаться дополнением — потому что сама игра изменилась не слишком. Но от этого она не становится менее очаровательной, менее стильной или продуманной. И на нашем пьедестале занимает вполне законное место.

Аркада года

Несколько лет жанр аркад был представлен почти исключительно дешевыми поделками класса «три игры в одном флаконе, купившему — наклейка в придачу». Боевики почти вытеснили их из высокобюджетной индустрии. Но жанры не умирают. Возродились и аркады...

Первое место: Psychonauts

Разработчик: Double Fine

38KB

Издатель: Majesco

В России: Бука

Я — продукт вашего воображения. На самом деле я живой человек, но это совершенно неважно: сегодня я вам снюсь. Если угодно, я — ваш комплекс. А может, мания. Приятно познакомиться.

Игра, гениальная в собственном безумии. Дело рук мастера — Тима Шеффера, автора Grim Fandango. История о путешествии по чужим больным мозгам молодого психонавта Раза (полностью — Распутина), живая, бойкая и невероятно смешная.

В нашей стране она еще не получила полного признания: пока что ее могли оценить по достоинству только те, кто действительно хорошо знает английский: играть в такое в пиратском «переводе» — все равно что рассматривать картины импрессионистов в черно-белых фото. Но скоро выйдет официальная локализация. Мы на нее очень-очень надеемся.

Второе место: Prince of Persia: The Two Thrones

54KB

Разработчик: Ubisoft

Издатель: Ubisoft

В России: Акелла

Мое второе «я» вечно говорит мне гадости в самый неподходящий момент. Оно так и жаждет захватить власть надо мной. Иногда это получается, и тогда я темнею лицом и становлюсь еще опаснее, чем обычно.

Прошло два года с тех пор, как был реинкарнирован персидский принц. Первая часть угодила тем, кто хотел восточной сказки, вторая — любителям «кровищи». Третьей, похоже, удалось примирить тех и других. А находка с принцем, единым в двух лицах, просто превосходна и заставляет вспомнить о еще одной легенде игростроения — Shadow Caster.

Третье место: Scrapland: Хроники Химеры

Разработчик: Mercury Steam

64KB

Издатель: Enlight

В России: Акелла

Ай-яй-яй, убили робота. Ни за что ни про что стерли архивную копию. А железный дровосек... ой, простите, железный репортер расследует сие прискорбное событие. Дело происходит на Свалке — с большой буквы...

Планета Шелезяка, населенная роботами, удалась на славу. По части атмосферности со Scrapland мало что может потягаться (хотя Psychonauts все-таки еще сильнее). Единственный недочет игры — некоторая затянутость: для аркады недостаток динамики все же малопозволителен. Немного жаль, что из Scrapland не сделали ролевую игру — она стала бы классикой сразу при рождении.

Боевик года

Первое место: Grand Theft Auto: San Andreas

Разработчик: Rockstar North

Издатель: Rockstar

66KB

Увольте — не могу ничего написать от лица Карла Сиджея или его друзей. Для этого нужно родиться негром или хотя бы американцем. Пока американские коллеги не научатся изъясняться, к примеру, стилем Тараса Бульбы — даже пытаться не буду....

San Andreas не может похвастаться невероятными красотами движка — он хоть и похорошел со времен Vice City, но с лидерами ему не тягаться. И тем не менее мало кто в редакции сомневался, что именно очередной серии GTA быть боевиком года. Эта игра совершенна по части своего геймплея и сценария. В ней есть все, чего добились предыдущие части серии — и много нового, вроде ролевой системы.

Также GTA: San Andreas получает от ЛКИ еще один приз, неофициальный: «Скандал года». Вот ведь интересные дела творятся: как ни пыжится какой-нибудь Postal, доказывая всему свету свою «недетскость», а борцы с жестокими играми плевать на него хотели. Тогда как каждая серия GTA — это много-много гонораров адвокатам и бесплатная реклама в газетах, в разделе «Из зала суда». На этот раз формальной причиной послужил неофициальный патч, открывающий миниигру с сексом; не иначе, затем эту возможность в игру и встроили.

Второе место: F.E.A.R.

Разработчик: Monolith

61KB

Издатель: Vivendi Universal

В России: Softclub

Когда спецназ недостаточно специален, из него выделяют спецспецназ. Суперменов из его рядов делают спецспецспецназом. Эти ребята не размениваются на диверсии и разведку — они воюют с «тем, чего на белом свете ваапче не может быть».

Эту игру чуть не канонизировали еще до рождения: многие пророчили ей титул «игры года» за несколько месяцев до выхода. Затем, не увидев в ней «игры года» — едва не утопили в потоке презрения: как она смела не оправдать ожиданий? Время все расставило на свои места: это отличный боевик с блистательной графикой и увлекательными сражениями, который немного подводит некоторая монотонность и бледноватый сюжет. Честный претендент на звание боевика года... если бы в природе не существовало GTA.

Третье место: Battlefield 2

81KB

Разработчик: Digital Illusions

Издатель: Electronic Arts

Наконец-то война перестала быть кашей из людей, пуль и техники. На поле боя появились командиры.

Battlefield 2 не пытается потрясать основы; люди из Digital Illusions твердо знают, что они делают командный боевик №1. Не более и не менее.

Здесь нельзя выделить какую-то отдельную черту, позволяющую BF2 занять место на пьедестале. Просто — есть все, что нужно, и так, как нужно. Правды ради, можно бы немного смягчить системные требования, особенно по части качества связи и размеров траффика.... Но это ничего — просто игра рассчитана на завтрашний день.

Лидеры оценок

Лучшая графика

Call of Duty 2

Разработчик: Infinity Ward

Издатель: Activision

В России: 1C

53KB

Стоит ли удивляться, что в данной номинации лидирует боевик? Вряд ли — как-никак, это один из профилирующих критериев жанра. И Call of Duty 2 на 100% этим критериям отвечает. В первую очередь это, конечно, пейзажи. Создается впечатление, что кисть художника любовно прошлась по каждой складочке ландшафта, проработав все до мельчайших подробностей. Текстуры — великолепные.

Отдельно — об эффектах. Туман, снег, пламя, все это сделано не напоказ, а просто очень хорошо, за счет чего достигается восхитительная реалистичность картинки. Знаете, бывает так, когда какой-то особо удавшийся эффект разработчики специально акцентируют, дабы даже самый невнимательный игрок не прошел мимо него? Здесь это не так, и ни один из второстепенных, по сути своей, элементов игры не требует к себе повышенного внимания, а молча и с достоинством выполняет отведенную роль.

Наконец, модели. Они хороши и в статике, и в динамике. Солдаты подвижны, их позы и жесты — естественны, одежда сидит на них вполне реалистично, а оружие — держится в руках, а не растет из них.

В общем, лидер был определен однозначно, без лишних споров. Также рассматривались и заслуживают упоминания:

  • Black & White 2 — карта, выдержанность общего стиля.
  • F.E.A.R. — проработка моделей.
  • Need for Speed: Most Wanted — заставки, видеоэффекты, городские пейзажи и модели.
  • X3: Reunion — освещение и видеоэффекты.

Лучший звук

Quake 4

75KB

Разработчик: Raven Software

Издатель: Activision

Звук Quake 4 можно было бы назвать просто качественным, если бы не радиопереговоры. Они не просто создают фон, но и великолепно подчеркивают атмосферу, оживляя геймплей. Это не просто набор надиктованных фраз, а тематический обмен репликами. Радиоэфир неразрывно связан с происходящим, органично вплетается в процесс и порой играет ведущую роль в игровом погружении.

Но и общее качество звука тоже на высоте. Технология EAX применена с умом, так, что грамотно расставленная система 5.1 позволяет при определенной сноровке стрелять на слух, с закрытыми глазами определяя источник опасности.

Еще несколько игр шли ноздря в ноздрю с лидером, лишь ненамного уступая ему по сумме факторов. Отметим и их:

  • Bard’s Tale — реплики, отлично подчеркивающие характеры персонажей.
  • Battlefield 2 — общее качество.
  • Civilization IV — музыка.
  • F.E.A.R. — атмосферные звуки и музыка.
  • Grand Theft Auto: San Andreas — озвучка персонажей и огромный спектр музыки.
  • Need for Speed: Most Wanted — звуки моторов и контекстный полицейский радиоэфир.

Идея года

В наших оценках есть такой пункт, как «Новизна». Сам по себе он не очень сильно влияет на итоговый рейтинг... но иногда появляются проекты, которые вызывают почтительное недоверие: неужто так в самом деле может быть?

Darwinia

Разработчик: Introversion

63KB

Издатель: Introversion

В России: Новый диск

Числа не было. Месяца тоже. Не было жанра. Не было графики. Было черт знает что. И это было прекрасно.

Это не RTS... и вообще не факт что стратегия. Здесь всем наплевать на ресурсы, «войска» рисуются движением мыши, а вместо «науки» доктор Сепульведа совершенствует код виртуальных дарвиниан. Эту игру нельзя описать в несколько строк. Просто поверьте на слово: у этой игры нет жанра, и на ее осмысление уйдет еще много времени. Таких игр не бывает и быть не может. Но — есть.

Были ли другие претенденты? Конечно. Но отметить мы хотим один:

  • The Movies. Интересен не режим магната — он более-менее обычен, а возможность снимать фильмы по собственному сценарию. Если бы его удалось совместить с экономическим — это была бы игра года...

Глючный шедевр года

Есть у нас в рейтингах такая номинация, как «безглючность». Но не награждать же игру просто за отлаженный код? И мы решили вывернуть эту номинацию наизнанку: дать награду игре, которая почти достигла вершин, потому что прекрасна замыслом и исполнением... но невероятное количество (и качество) ошибок потянуло ее вниз.

Хеnus: Точка кипения

Разработчик: Deep Shadows

Издатель: Atari

В России: Руссобит

74KB

В Колумбии за пушку хватаются все — от полиции до бабушек с авоськами. Быть в этом месиве солдатом удачи — все равно что заниматься дайвингом в реке с пираньями. Главная национальная болезнь — острая передозировка свинца в организме.

Над русскоязычными боевиками тяготеет древнее проклятие: их либо не удается как следует придумать, либо — отладить. Здесь — второй случай. Игра задумана блистательно, по свободе действий и богатству возможностей она запросто переплюнет GTA. Там можно ездить на всем — автомобиле, грузовике, самолете, танке, катере. Там можно служить доброй дюжине фракций. Там десятки способов заработка и продвижения по сюжету.

Но... все это, увы, не успели доделать. И вместо игры года получилась заявка на шедевр. Если преодолеете все недоделки — вы поймете, какой гигантский потенциал кроется в этой игре. Но даже сейчас, после целой серии патчей, Хenus все еще не закончен....

Игра года

Вот и близится присвоение самой главной награды «Лучших компьютерных игр» за 2005 год. Определение «Игры года».

Этот приз — особенный. Для того чтобы стать «Игрой года» по версии ЛКИ, мало сногсшибательной графики и отточенного геймплея. Этот приз может получить лишь та игра, которую будут помнить долгие годы. Когда в 2010 или в 2015 году мы будем вспоминать, а чем же таким одарил нас 2005 год, — что придет нам на ум?

Вряд ли это будут игры с циферками в названии. Как бы ни были они совершенны, их успех — во многом отражение успеха первой части. Изредка бывает так, что революционные изменения, делающие игру из середнячка — шедевром, случаются в одном из продолжений... но история помнит совсем немного таких примеров.

Журналистика — в том числе и игровая — живет преимущественно сегодняшним днем. Очень редко ей приходится заглядывать в послезавтра. Это и правильно: многие хорошие игры завтра будут забыты, но это не повод не радоваться им сейчас. Но «Игра года» — особый приз, который требует именно такого взгляда.

«Это почти как Fallout, как UFO, как Diablo», — говорят сейчас о новых многообещающих проектах. Мы этого еще не знаем, но к списку вот-вот добавится новое название. Какое?


* * *

После продолжительных споров и обсуждений почетным титулом «Игра 2005 года» награждается «Мор. Утопия» студии Ice-Pick Lodge (издатель — Бука).

71KB

Признаться, мы долго колебались, прежде чем сделать окончательный выбор. Ноздря в ноздрю с фаворитом шел не менее достойный Fahrenheit: Indigo Prophecy от Quantic Dream, но лидером года все же оказался «Мор». И вот почему.

Мы не зря посвятили этой игре столько времени и журнального места: она того стоит. Несмотря на то, какими стремительными темпами развиваются технологии, согласитесь, далеко не часто удается встретить что-то по-настоящему новое, свежее и необычное. И даже тогда, когда это необычное все же встречается на нашем пути, мы, не веря своим глазам, зачастую проходим мимо. Не только журналисты, но и издатели, которые, казалось бы, более других держат палец на пульсе событий — и те зачастую обманываются, машинально упуская из виду что-то, что находится прямо перед ними. Не секрет, что даже сами издатели далеко не сразу осознали, что именно они выпустили на свет, до недавнего времени считая «Мор. Утопию» одним из сотен рядовых продуктов, сходящих с игрового конвейера.


А это, господа, прорыв, которого многие из нас так ждали. Игра, не уступающая по атмосферности величайшим проектам, увлекающая, погружающая в размышления о вопросах уже отнюдь не игровых. Игра с содержанием, имеющая самостоятельную литературную ценность — много ли вы помните таких? Fallout, Last Express... А дальше?

Игра-драма, игра-театр. Несмотря на свободу действий, вокруг игрока разворачивается трагический спектакль, где каждый человек актер, местность — декорация, любая мелочь — символ со множеством смыслов.

Каждый следующий день переворачивает уже, казалось бы, сложившуюся картину мира. Новые факты заставляют по-новому взглянуть на тех же героев, а из глубин истории всплывают очертания давних событий. Иногда эти отголоски могут объяснить то, что происходит сегодня, предугадать, чего ждать завтра. И раз за разом встает выбор: кого спасти, а кем пожертвовать? Кому предстоит жить, а кому суждено умереть? Что разрушить из двух величайших чудес, и можно ли спасти оба? Какой ценой? Чем дальше, тем тяжелее становится отвечать на вопросы, ведь правильных ответов не предусмотрено...


* * *

Ее встретили по-разному. Игроки, в большинстве своем, положительно — народные рейтинги свыше 90 и почетные места в хит-парадах. Игровая пресса — озадаченно и иногда агрессивно. И, справедливости ради, поводов для критики хватало, причем вполне объективных. Графика — да, относительно добротная, но не то что «не революционная», а просто-таки несовременная. Местами даже корявая. Баги — не один и не десять, а море. И скриптовые, и сюжетные, и сугубо программные — да, все это есть...

Но обратите внимание: уже полгода прошло с момента релиза, а «Утопия» не покидает верхние строчки игровых рейтингов. И это при том, что возможностей для моддинга — ноль, мультиплеер не предусмотрен, а сюжет исследован вдоль и поперек. Добавьте сюда упомянутую графику, баги... А теперь снова вспомните о рейтингах, где дольше месяца не удержались многие холеные красавцы, не страдающие ни одним из перечисленных недугов. Таких совпадений не бывает.


Естественно, в прошедшем году было много хороших игр. Но тираж — не показатель, равно как и вырученные издателем суммы. Ведь «Игра года» — означает «Игра, которую будут помнить». Мы со всей ответственностью утверждаем: «Мор» вспомнят и через пять лет, и через десять. Но не просто вспомнят. С ним будут сравнивать другие, более новые игры. Дескать, а вот это — почти «Мор», а вот это — ни капельки не «Мор».

«Утопия» уже вошла в историю.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
5.4
проголосовало человек: 632
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования