Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Михаил Иванов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (68) июль 2007

Star Wars: Empire at War
Роль личности в истории далекой-далекой Галактики

Добавление в стратегии элементов ролевых игр давно привычно — достаточно упомянуть Heroes of Might and Magic, ставшие образцом для подражания. В таких играх всегда интересно понять, насколько значимы герои, на что они способны и действительно ли их действия определяют исход игры. А уж для проекта, основанного на событиях эпопеи «Звездных войн», в которой все внимание приковано к главным героям, — тем более.

 149KB

В самом деле, в фильме десятки и сотни персонажей принимают участие в событиях исторического масштаба, но внимание приковано к необычным, выделяющимся героям — на их долю и приходятся все свершения, для которых остальные составляют фон. В игре во многих случаях герои не необходимы: все-таки стратегия — это в большей степени действия масс. Но герои позволяют действовать разнообразнее, эффективнее и изящнее. Как именно — об этом и пойдет речь в этой статье.

Все герои в игре уникальны, и разнообразие их способностей порождает различия «специализаций». В кампаниях герои практически бессмертны — погибнув, они через некоторое время возрождаются. В бою на поверхности планеты многие обладают недюжинным здоровьем и могут порубить в капусту с полдюжины единиц бронетехники — что, впрочем, не поможет в космосе, если они не имеют своих кораблей, а путешествуют транспортами. По этому признаку героев можно разделить на три группы — тех, кто действуют в тактическом бою только на поверхности планет, только в космосе и имеющих две «ипостаси». Для некоторых героев (например, для Люка Скайуокера) «наземная» версия прописана в конфигурационных файлах, но недоступна в игре. Впрочем, достаточно предисловий — посмотрим на них пристальнее.

Герои Альянса

«Мы не сепаратисты, мы лоялисты: мы пытаемся сохранить демократию в Республике» (Мон Мотма)

Мон Мотма — лидер восстания.  78KB Если она вдруг окажется на поле боя, вас предупредят, что она должна остаться в живых любой ценой. К счастью, если это происходит в космосе, то она занимает место на самом мощном из кораблей, а не остается в беззащитном транспорте. На планете в бою она себя не покажет — в прямом смысле, даже не выйдет из челнока. Правда, ее присутствие повысит здоровье ваших войск на 25%. В кампании ее смерть означает проигрыш; но в некоторых сценариях «Завоевания Галактики» она возродится так же, как и любой другой герой.

Мон Мотма нужна для улучшения вашей экономики: на планете, на которой она находится, стоимость всей продукции и построек сокращается на четверть. Из этого делаем логичный вывод: если мы хотим завоевать новую планету, имеет смысл держать Мон Мотму в непосредственной близости, чтобы по успешном завершении операции быстро перебросить ее к месту грядущего строительства. Нам сразу же понадобятся как минимум завод стоимостью 500 кредитов и орбитальная станция первого уровня — 600. Мон Мотма позволит сократить эти траты почти на 300 кредитов — дневной доход средней планеты. А основной ее резиденцией имеет смысл сделать планету с верфью линейных кораблей — цена Mon Calamari Cruiser уменьшится разом на тысячу кредитов! Кроме того, так как постройка оплачивается при постановке в очередь, а не с началом производства, то можно сделать большой заказ и получить скидку на все сразу. Так что у Мон Мотмы нередки круизы по далекой-далекой галактике, и на каждую планету по ее прибытии обрушивается дождь оборонных заказов. Неплохая предвыборная стратегия!

 40KB

Личное дело: Мон Мотма


Одна из основательниц Альянса за восстановление Республики, первая глава Новой Республики. Мон Мотма подписала декларацию восстания и долгие годы скрывалась от имперской службы безопасности. В отличие от нее, другие лидеры восстания оставались на своих постах в сенате. Вероятно, в знак уважения к ней всегда обращаются полным именем — никогда «Мон» или «Мотма». В фильмах появляется эпизодически, например, проводит совещание перед битвой при Эндоре в «Возвращении джедая».

«Извините, но взрываться — не мое предназначение!» (C3PO и R2D2)

Эта пара также больше себя проявит не на поле боя, хотя и там им найдется применение. Они могут перепрограммировать орудийные башни противника, переводя их под ваш контроль. Однако если с противопехотными турелями этот фокус проходит относительно безболезненно, то до противотанковых пушек (и тем более до турболазеров) им чаще добраться не удается — слишком медлительны. Есть у R2D2 и другая полезная функция — он может чинить поврежденную технику. Так что скорее место дроидов в тылу, куда вы будете отправлять танки с передовой. Основное же их предназначение — повышать ваш технологический уровень. Отправленные на вражескую планету, они могут за определенную плату (интересно, куда они тратят эти деньги?) украсть новую технологию. С полезностью этой способности все очевидно, но у нее есть и еще один аспект — дроиды могут незаметно шпионить на орбите планеты. Так что рекомендую отправлять их перед атакой в разведку, чтобы скорректировать состав вашей эскадры.

 76KB

Личное дело: R2D2 и C3PO


Простое перечисление всех эпизодов, связанных с этой парой, может занять страницу — это единственные персонажи, фигурирующие во всех фильмах «Звездных войн», не считая Анакина Скайуокера и Оби-Вана Кеноби. Некоторые фанаты утверждают, что R2D2 — главное супероружие галактики: в конце концов, при его участии были уничтожены три других претендента на это звание — «Звезда Смерти», суперкорабль «Затмение» и галактическая пушка. «Он — главный герой: всегда проберется и всех спасет. Мне бы хотелось иметь такого приятеля, который иногда бы меня выручал», — говорит Джордж Лукас. В 2003 году R2D2 и C3PO были включены в Зал славы роботов.

«Я не джедай: я парень со световым мечом и парой вопросов». (Кайл Катарн)

Кайла нет в кампании, но он доступен со второго уровня на картах схваток. Он действительно не джедай — ко времени действия игры он еще не научился использовать Силу. И светового меча у него нет. Его способности —
Star Wars: Empire At War     скриншот, 147KB
R2, а кто эти парни? У меня какое-то нехорошее предчувствие!
Рывок (8 секунд он бежит гораздо быстрее) и установка бомбы замедленного действия. Кроме того, он снайперски стреляет из бластера на очень большое расстояние. Так как за раз он стреляет дважды и промахивается очень редко даже по движущимся мишеням, то штурмовиков он уничтожает в почти неограниченных количествах: всегда можно отбежать и продолжить разговор. Рывок поможет выбраться из опасных заварушек, а взрывчатка разносит технику и здания. Орудийные башни и легкая техника исчезают без следа, причем взрыв затрагивает и близлежащие объекты (так, уничтожаются обе спаренные башни). Крупные постройки взрыв повреждает на 30-70%, и только AT-AT особого вреда не нанесет — уж очень у них высокая живучесть. Недостатков два: маленькое расстояние, на которое Кайл может метнуть заряд, и большое время — 6 секунд — до взрыва: если у врага несколько танков или башен, Кайл может стать героем посмертно. Кроме того, по движущейся технике он иногда промахивается. Зато и его, и других героев машины противника не могут задавить, как обычную пехоту.

Кайл вполне самодостаточен — может противостоять всем видам угроз. Хорош и как коммандо-одиночка, и вместе с другими героями. Стоит отметить общее правило для всех наземных героев (кроме дроидов и полковника Вирса): чтобы использовать их максимально эффективно, обязательно стройте бакта-станции недалеко от поля боя. Герои только кажутся почти неуязвимыми — при встрече с многочисленными противниками им не удастся обойтись парой царапин. Эффект с лихвой окупит денежные траты и занятую строительную площадку.

 34KB

Личное дело: Кайл Катарн


Один из лучших оперативников повстанцев, Кайл Катарн унаследовал Силу от отца и позднее станет джедаем. Его отец сочувствовал Альянсу и был убит имперскими войсками — и выпускник имперской академии на Кариде, подающий надежды молодой офицер примкнул к восстанию. Среди самых значительных операций — уничтожение имперского проекта суперсолдата Dark Trooper и освобождение Долины джедаев, во время которого Кайл едва не перешел на темную сторону. Это один из двух героев игры, которые не упоминаются в фильмах «Звездных войн», — он появился в серии игр Jedi Knight.

«Сила пребудет с тобой. Всегда» (Оби-Ван Кеноби)

Если отсутствие в кампании Кайл Катарна вполне объяснимо, то почему не нашлось места для джедая, непонятно. Но это так — Кеноби появляется только в миссиях «Завоевания Галактики» и на картах схваток. Его способности носят защитный характер: одна позволяет примерно на 10 секунд сделать выбранный отряд неуязвимым (время восстановления
Star Wars: Empire At War     скриншот, 148KB
Парень, у меня есть к тебе серьезный разговор!
Star Wars: Empire At War     скриншот, 145KB
Размер — ничто для Силы!
способности — минута), а вторая — подлечить всех ваших солдат и героев на достаточно большом расстоянии. Впрочем, в «Forces of Corruption» ее заменили — теперь Оби-Ван может заставить всех врагов, кроме самых мощных — таких, как AT-AT и герои высших уровней, — разбежаться в панике. Кроме того, солдаты вокруг Кеноби постепенно восстанавливают здоровье, а постройки противника он может уничтожать с помощью Силы (довольно эффективно, но с небольшого расстояния; патчи усилили эту способность), при этом атакованные башни его не обстреливают. Еще одна полезная способность — в Forces of Corruption Кеноби виден на радарах союзников, но не противника. С любыми отрядами противника он сражается световым мечом, которым может с вероятностью 30% отбивать выстрелы из бластеров штурмовиков, а если это не удалось, то с вероятностью 60% поглощать их. В принципе, ради отряда пехоты он мог бы и не утруждать себя подходить — через некоторое время они погибнут от отраженного огня, а Оби-Ван сам себя вылечит. Пехотинцев он убивает с одного удара, на танк с полным щитом понадобится 7: другое дело, что танк редко будет ждать, пока ему эти 7 ударов нанесут. А быстро бегать Оби-Ван не умеет. Поэтому основное применение — дать защиту идущему в атаку первым отряду, на котором будет сконцентрирован весь огонь противника, и лечить ваших героев (в первую очередь Хана Соло и Чубакку). Один он не слишком полезен — так как не может атаковать на расстоянии, несколько групп врагов успевают убить его раньше, чем он до всех доберется на длину меча. Разумеется, в дополнении он стал сильнее, но все же в одиночку ему очистить планету от врага сложно — зато в паре с Йодой он способен на многое.

 48KB

Личное дело: Оби-Ван Кеноби


Еще один легендарный персонаж. Одолев Дарт Маула, он стал первым за примерно тысячу лет джежаем, победившим в бою ситха. В дальнейшем он одержал победы над генералом Гривусом и Анакином Скайуокером. Однако в последнем случае не довел дела до конца, хотя едва ли тогда знал, что Дарт Вейдер вернется на светлую сторону и победит императора Палпатина. По одной из версий, его роль в оригинальной трилогии «Звездных войн» должна была быть более значительной, но Алеку Гиннессу персонаж так не понравился, что он попросил убить его поскорее — и Кеноби был побежден Дартом Вейдером.

Это интересно: Алек Гиннесс стал единственным актером, номинированным за роль в «Звездных войнах» на «Оскар» — как лучший актер второго плана. А что было бы, если бы Лукас реализовал другую идею — отдать эту роль звезде фильмов Куросавы Тоширо Мифуне?

«Я в этом деле из-за денег!» (Хан Соло, Чубакка и «Millenium Falcon»)

Хан и Чубакка могут как действовать в космосе, так и присоединиться к высадившимся на планету войскам.
Star Wars: Empire At War     скриншот, 150KB
Пользуясь тем, что враги принимают его за своего, Чубакка на угнанном танке путается под ногами у AT-AT, заставляя обходить. Бомбардировщики близко!
Стоит обратить внимание на то, что они составляют один отряд и ним применяется общее правило: если хотя бы один из них остается жив к концу боя, то и второй сразу же «оживает».

Каждый из них, как и Катарн, обладает способностью Рывок. Кроме того, Хан может взрывать у себя под ногами электромагнитную бомбу (раз в 40 секунд), выводящую из строя вражескую технику и башни (радиус действия невелик, время — около 15 секунд), а Чубакка умеет захватывать любую вражескую технику (есть одно исключение — нельзя захватить личный AT-AT полковника Вирса). Способность Хана, разумеется, наиболее полезна, когда вы атакуете группу вражеской техники и сами определяете порядок движения ваших войск. В таком случае Хан бежит первым, взрывает бомбу и отправляется поправлять здоровье, после чего ждет следующего выхода на сцену. Еще стоит упомянуть, что Хан неплохо стреляет (укладывает штурмовиков с одного выстрела): до мастеров ему далеко, но пару отрядов перестрелять может, не особо напрягаясь.

Способность Чубакки захватывать технику — на мой взгляд, самая полезная из всех доступных героям Альянса. Это лучший способ бороться с AT-AT, которые представляют наибольшую угрозу. Помимо очевидной выгоды, стоит обратить внимание на подробности: если Чубакка покидает захваченный аппарат, тот самоуничтожится; если технику уничтожит враг — Чубакка вылезет невредимым. Кроме того, захватив что-то, он, похоже, для начала делает генеральный ремонт — по крайней мере, даже самый побитый танк вам достается полностью восстановленным, а потом его можно будет чинить на ваших ремонтных станциях (и откуда там знают, как это делается?). Вдобавок враги сначала воспринимают его как союзника, что можно использовать для разведки. Единственная слабость — в следующий раз эту способность можно будет применить только через 55 секунд после того, как Чубакка покинет предыдущую «жертву». В этом промежутке поможет выжить меткая стрельба.

 46KB

Личное дело


 34KB

Чубакка — один из самых старых персонажей «Звездных войн», к началу IV эпизода ему около двухсот лет. Некогда он бежал из рабства и неоднократно спасал от работорговцев других своих сородичей. Во время такой операции он был сбит имперскими истребителями, но лейтенант Хан Соло отказался расстреливать лежавшего без сознания противника, а позднее помог ему сбежать. С тех пор они занималась контрабандой и не собирались вмешиваться в войну Альянса против Империи. Однако вскоре после встречи с Кеноби и Люком они примкнули к повстанцам. Через несколько лет после завершения войны Хан Соло женился на принцессе Лее Органе, ставшей после Мон Мотмы главой Республики.

Это интересно: прототипом Хана Соло послужил друг Лукаса — Фрэнсис Форд Коппола.

Чубакка стал первым из главных героев первой трилогии, погибшим по ходу действия написанных Робертом Сальваторе романов: он не успел попасть на «Сокол», спасавший население планеты Сернпидал, и был убит упавшей на нее луной.

Это важно: высадка на планету, на которой присутствует Палпатин, — тот случай, когда очень рекомендуется обходиться только героями. Компьютер посылает его в атаку, и против любых других ваших войск он применит Совращение Силой — вы неминуемо понесете существенные потери. Сам же Палпатин отойдет, так как догнать его большая часть ваших войск все равно не может. Герои (в первую очередь Кеноби) могут нанести ему значительный вред, а те из них, которые владеют навыком «Рывок», — попытаться избавить от него Галактику. Впрочем, в продолжении Forces of Corruption оказывается достаточно Йоды.

И как же Империя наносит ответный удар?

«Все идет так, как я предвидел!» (Дарт Сидиус, император Палпатин)

Если разговор о героях повстанцев мы начали с Мон Мотмы, то эту часть надо начинать с лидера Империи. Палпатин — тоже ключевая фигура: его смерть в кампании приводит к проигрышу. Кроме того, он тоже снижает стоимость производства на планете, на которой находится, на 25%, и на те же 25% возрастает в его присутствии здоровье войск. На этом сходство заканчивается: Палпатин — исключительно мощный отряд в наземном бою. Главные же его способности — Молния Силы, уничтожающая
Star Wars: Empire At War     скриншот, 149KB
Кеноби не составит труда победить императора один на один — помогут неуязвимость и лечение.
до 15 пехотинцев в области действия (раз в 20 секунд), и Совращение Силой, превращающее все вражеские отряды на приличном расстоянии вокруг императора в его слуг (раз в 70 секунд). Правда, эти войска начинают быстро терять здоровье и погибают, так что создать очень большую армию так не удастся. Кроме того, у него есть световой меч (традиционного для ситхов красного цвета), которым он защищает себя не хуже, чем Кеноби. Еще одной впечатляющей способностью — восстанавливать здоровье, поглощая огонь бластеров, — он владеет лучше кого бы то ни было. Постройки он может уничтожать Силой с вдвое большего, чем Оби-Ван или Вейдер, расстояния. В результате Палпатин — один из лучших бойцов в игре: если в схватке один на один некоторые герои повстанцев могут его победить, то в более реальной ситуации — против групп врагов — никому с ним не сравниться. В одной из кампаний «Завоевания Галактики» я вполне успешно покорил несколько планет, не высаживая на поверхность никого другого.

В общем случае выгодная тактика — пойти в атаку на противника, дождаться, пока соберется достаточно много вражеских войск, применить Совращение Силой и отойти назад. Если незатронутых вражеских войск много, вызвать бомбардировщики: огонь союзников не наносит вреда, так что император вполне может оставаться в эпицентре. Кроме того, Палпатин легко расправляется с отрядами пехотинцев-ракетометчиков, так что значительно усиливает AT-AT, для которых они — едва ли не единственная проблема. Кстати, когда императора контролирует компьютер, его действия обсчитываются с максимальным уровнем интеллекта — 600. Добавлю, что в космическом бою в присутствии императора на 25% усиливаются щиты и броня всех кораблей.

 42KB

Личное дело: Император Палпатин


По всей видимости, самый могущественный из ситхов. Непонятно, почему его способности не были обнаружены джедаями, но, так или иначе, юный Палпатин стал учеником Дарта Плэйгиса, а позднее убил спящего учителя и провозгласил себя повелителем ситхов. В результате убийства представителя планеты Набу он вошел в состав сената, а позднее пришел к верховной власти. Палпатин руководил обеими сторонами в Клонических войнах и затягивал конфликт, чтобы легитимно получить власть, — и смог заменить Республику Империей. Впервые он погиб на борту «Звезды Смерти II» от рук Дарта Вейдера в конце VI эпизода фильма. Однако после этого он принес Республике немало бед, несколько раз возродившись в телах своих клонов, и только семь лет спустя воссоединился с Силой навсегда.

Дарт Вейдер

Star Wars: Empire At War     скриншот, 148KB
Травка зеленеет, птички поют — я сказал, пушки стрелять не будут!

После учителя поговорим об ученике. Это первый герой, который появится у вас в кампании, и примерно до ее середины он будет основной вашей атакующей силой. В самом деле, помимо стандартных возможностей джедая у него еще две великолепные способности — уничтожение всей вражеской пехоты в окрестностях (раз в 25 секунд) и действующий на приличном расстоянии Кулак Силы — возможность быстро «скомкать» выбранную технику врага (раз в 30 секунд). Вейдер лучше прочих защищает себя световым мечом: в 60% случаев выстрел отражается, в 80% — поглощается, и эта способность распространяется в том числе на огонь танков и башен. У пехоты против него шансов совсем мало: огонь ручных бластеров он может поглощать с пользой для здоровья. Кроме того, здания он рушит в два с половиной раза быстрее, чем Кеноби.

Конечно, многочисленная техника противника может его уничтожить. Однако с любым подразделением повстанцев у него очень хорошие шансы: достойными соперниками могут быть только группы из 7-8 единиц тяжелой техники. Основная тактика — ударить, отойти подлечиться к бакта-станции, тем временем вызвав бомбардировщики к скоплениям противника. Ну, а в паре с императором творит очень неприятные для противника чудеса.

 84KB

Личное дело: Дарт Вейдер.


Узнав о том, что юный Анакин Скайуокер, по всей видимости, обладает самыми высокими способностями за всю историю ордена джедаев, многие решили, что ему суждено исполнить предсказание: уничтожить использующих темную сторону Силы ситхов. К несчастью, он попал под влияние главы ситхов Дарта Сидиуса и стал его учеником. После сражения с Оби-Ваном Кеноби на берегу реки раскаленной лавы большую часть его тела заменили механические приспособления, а сам он был вынужден носить маску системы жизнеобеспечения. Хотя он и был ревностным слугой императора в течение долгих лет, его сын Люк не зря думал, что в отце осталось что-то доброе. Анакин выполнил предсказание и победил Дарта Сидиуса, восстановив равновесие Силы, — и заплатил за это своей жизнью.

«Она — скажем так, результат эксперимента» (Мара Джейд)

Будущая ученица Кайла Катарна в чем-то на него похожа — она тоже специалист в подрывном деле. От своего нынешнего учителя Палпатина она переняла умение раз в 50 секунд Совращать Силой пехоту врага, но может с ней разобраться и при помощи бластера. В целом она весьма похожа на Катарна, но замена Рывка на Совращение делает ее выживание в одиночку более сложным: обычно для героев представляют проблему не скопления пехотинцев, а техника и башни. Кроме того, таймер взрывчатки установлен на 8 секунд — еще больше, чем у Кайла. Мара сможет помочь вам при сопровождении техники. В группе с другими героями толку меньше: она не добавляет чего-то нового к спектру возможностей Вейдера и Палпатина, а со всеми видами угроз ситхи справляются лучше. Зато на галактической карте может заменять убийц и устранять вражеских героев — даже тех, с которыми не справится обычный наемник.

 27KB

Личное дело: Мара Джейд Скайуокер


Она — еще один персонаж игры, которого в фильмах вы не найдете. Мара была отнята Палпатином у родителей и стала его ученицей. Когда она научилась использовать Силу, ее стали называть Рукой императора — она стала его наемным убийцей. Однако последнее приказание своего господина — убить Люка Скайуокера — она не выполнила. Более того, через полтора десятка лет она стала его женой и одним из магистров нового ордена Джедаев.

Это интересно: Мара не появляется в фильмах, и на приведенном портрете — «официальное лицо», модель Шэннон Макрэндл.

Боба Фетт

Star Wars: Empire At War     скриншот, 149KB
Мара Джейд где-то рядом. Направят ли на поиски пехоту?
Star Wars: Empire At War     скриншот, 149KB
И все-таки огнемет против светового меча не поможет.

Охотник за головами великолепен в космосе, а вот на земле не представляет собой ничего особенного. Ракетный ранец позволяет ему быстро перемещаться по карте, а огнемет — уничтожать целые отряды пехоты. Но методов борьбы с техникой и башнями у него нет, так что как коммандо он не силен. Полезнее всего он в, казалось бы, не характерной для представителя его профессии роли — охранника по вызову. Когда пехота врага пытается захватить вашу точку высадки, Боба может быстро долететь, ликвидировать угрозу и отобрать захваченное. Кроме того, можно сразу после высадки отправить его занимать новые точки. Еще один вариант — корректировщик огня гаубиц и бомбардировщиков: у имперских войск нет способов подсветить нужный участок карты, и способность Бобы долететь до нужного места будет кстати. Как отряд поддержки AT-AT он также пригоден (хотя плестись в их темпе ему, наверное, очень скучно), а вот против вражеских героев у него почти нет шансов, если не считать плана «прибежать, пострелять, улететь» — даже огнемет не наносит им большого вреда. Как и Мара Джейд, может устранять вражеских героев на галактической карте.

 101KB

Личное дело: Боба Фетт


Боба Фетт — «сын», а на самом деле — клон Джанго Фетта, ставшего образцом для создания республиканской, а затем — имперской армии клонов. Боба стал самым известным наемным убийцей в Галактике, не гнушавшимся никакой работы. Однажды он рискнул даже противостоять самому Вейдеру, но вовремя уступил, оценив возможные последствия. Позднее он не раз выполнял задания Империи — конечно, за соответствующую плату. Так, в V эпизоде он отыскал для Вейдера «Тысячелетний сокол». Авторы книжных продолжений «Звездных войн» решили, что этот персонаж им еще пригодится, и после показанной в VI эпизоде гибели на Татуине он еще дважды демонстрировал, что слухи о его смерти сильно преувеличены.

Максимилиан Вирс

Самого полковника вы на карте не увидите, зато возможностей посмотреть на его личный AT-AT у вас будет предостаточно. Это — самое мощное сухопутное оружие. Кроме обычной для AT-AT дальнобойной артиллерии и способности высаживать до
Star Wars: Empire At War     скриншот, 147KB
Фото на память: Дарт Сидиус, Мара Джейд, Дарт Вейдер, Боба Фетт. На заднем плане не уместился полковник Вирс.
двух отрядов штурмовиков, машина полковника может сделать особенно мощный выстрел, разносящий в щепки не только цель,
Star Wars: Empire At War     скриншот, 149KB
Атака тросом — и AT-AT даже не отошел от места высадки.
но и все вокруг. Выстоять могут только некоторые постройки да другие AT-AT. Живучесть этой машины огромна: орбитальная бомбардировка, уничтожающая все остальное, ей почти не вредит. Казалось бы, что может остановить эту мощь?

Тем не менее способы ее остановить есть, и стоит вам отпустить Вирса в одиночку в атаку, как вы увидите их в действии. Самый простой — несколько отрядов пехоты с ракетометами. Артиллерия AT-AT по пехоте попадает плохо, а двигается он медленно, так что пытаться затоптать мелких букашек даже не стоит. Бороться с ними можно только с помощью десанта штурмовиков, но, во-первых, на время высадки AT-AT застывает на месте, а во-вторых — уничтожить два отряда для войск Альянса куда меньшая проблема. Второй способ — применить флаеры. AT-AT от них отстреливается, но чаще всего атака тросом им удается (впрочем, патчи сделали Вирса неуязвимым для таких атак). Так что наилучшим образом Вирс действует в сочетании с ПВО и кем-то, способным уничтожать пехоту — в идеале одного из описанных выше героев. Хороший вариант штурмовой группы — Вирс, Палпатин, Вейдер, 2 AT-AT, 2 AT-AA как ПВО, 4 танка для разведки. Обратим внимание, что Вирс также увеличивает здоровье всех отрядов на 25%.

При использовании AT-AT и Вирса, в частности, стоит учитывать прогноз погоды. Так, на планетах с пониженной (например, на Хоте — из-за снегопада) видимостью дальнобойность их пушек не имеет значения, если вы не позаботитесь о разведке.

 136KB

Личное дело: Максимилиан Вирс


Лучший в своем выпуске Имперской Академии, Максимилиан Вирс всю свою карьеру связал с изобретенными во время Клонических войн шагающими машинами AT-AT. Простое происхождение долго не позволяло ему подняться выше ранга полковника — на руку оказалась гибель многих высших чинов на «Звезде Смерти». Его звездным часом стала операция по уничтожению базы повстанцев на планете Хот, показанная в V эпизоде. После гибели императора в битве при Эндоре Вирс примкнул к тем имперским офицерам, которые продолжили воевать против Республики, и погиб семь лет спустя.

Межзвездные войны

Большая часть героев действуют на поверхности планет. А что же происходит во время космических битв? Логично, что там роль героев несколько менее важна, но забывать о них все же не стоит.

«Это консульское судно!» (Капитан Антиллес)

Капитан Антиллес и его корабль «Sundered Heart» оказываются в вашем распоряжении с самого начала кампании и миссий «Завоевания Галактики». Это не Tantive IV, о котором идет речь в заголовке, а улучшенный корелийский эсминец, вооруженный 4 лазерами и обладающий двумя специальными способностями: общей для всех корелийских кораблей — перебросом мощности на двигатели — и уникальной — ослаблением огня противника. Вторая из этих способностей  142KB обладает не очень большим радиусом действия (сравнимым с лазерной пушкой), но действует на все корабли в области диаметром примерно в три корпуса «Sundered Heart». Чаще всего ее целью станет крупный корабль противника, однако и некоторое количество летящих рядом истребителей вполне может задеть. Первая способность очень полезна — хотя бы потому, что позволяет вырваться из притягивающего луча вражеских Star Destroyer'ов.

Типичное применение «Sundered Heart» — прикрытие крупных кораблей: его лазеры очень эффективны против вражеских бомбардировщиков и истребителей. Другой вариант — в качестве корректировщика огня. Ракетные крейсера класса Marauder обладают хорошей дальнобойностью, но слабой защитой, и на переднем крае им делать нечего. Чтобы найти для них цель (чаще всего — боевую станцию противника), Sundered Heart подходит как нельзя лучше. Он обладает большей живучестью, чем истребители, и за счет неплохого щита может в течение некоторого времени не опасаться лазерных и даже ионных пушек. После того, как цель обнаружена и Marauder'ы переведены в режим стрельбы по площадям, Sundered Heart включает форсаж и спасается от выпущенных по нему ракет и протонных торпед, на ходу выкашивая два-три звена истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, подобный маневр хорош перед тем, как в бой пойдут тяжелые корабли: им достанется немного меньше торпед и ракет (пусковым установкам противника нужно время на перезарядку). Ну, и заодно при этом проходе можно ослабить главные корабли противника.

Также корабль Антиллеса хорош в рейдах на вражеские канонерки — включив форсаж, он добирается до них раньше, чем те нанесут существенный вред вашей эскадре, а на короткой дистанции они не смогут оказать сопротивления.

 22KB

Личное дело: Рэймус Антиллес


Принц Альдераана, брат королевы Брехи Органы и сын бывшего сенатора Бэйла Антиллеса. После уничтожения джедаев по приказу императора Антиллес помогал магистрам Йоде и Оби-Вану Кеноби пробраться на Корусан. Во время гражданской войны командовал корветом «Разбитое сердце», участвовал в битве при Куате. Во время сражения при Татуине его корабль «Тантив IV», перевозивший принцессу Лею Органу, был взят на абордаж имперскими войсками, а сам капитан Антиллес — убит Дартом Вейдером.

«Всем сосредоточить огонь на этом дредноуте!» (Адмирал Акбар)

Корабль Акбара Home One в кампании появляется на одном из последних уровней, когда времени использовать его остается не так уж много. Зато в отдельных сценариях возможностей будет предостаточно. Он обладает двумя способностями: стандартной для высокоуровневых кораблей Альянса — переброской энергии на щиты, и специальной — концентрацией огня всей эскадры на одной цели. Первая возможность часто оказывается очень полезной — с учетом огневой мощи Home One: нередко он может пойти в атаку в первых рядах, принять на себя удар противника и регенерировать щит, пока крейсера и фрегаты развивают успех. Стоит обратить внимание, что под управлением компьютера корабли империи часто переходят в режим усиления огня за счет сброса щитов. Это не особо поможет им нанести вред Home One, а вот сами они станут гораздо более легкой жертвой для вашего флота.

Способность концентрировать огонь бывает полезна, но не всегда. Она здорово помогает уничтожить суперкорабль противника, но может и повредить, если до того вы тщательно назначили вашим войскам разные цели — например, если Marauder'ы должны обстреливать вражескую базу или перекрывать какую-то зону от прохода вражеских кораблей. Бывают и случаи, когда вы отгоняете истребители и бомбардировщики подальше от вражеских эсминцев, а по команде Акбара они бросаются в самоубийственную атаку. В общем, эту возможность стоит применять с осторожностью.

Home One вооружен большим количеством дальнобойных ионных и турболазерных пушек. Для оптимального их использования высылайте вперед корелийские эсминцы, которые обнаружат цели и избавят от основной угрозы — атак бомбардировщиков. Впрочем, чтобы уничтожить Home One, потребуется не одна и не две протонные торпеды.

 27KB

Личное дело: Адмирал Акбар


Адмирал Акбар был одним из лидеров сопротивления его родной планеты Мон Каламари. На какое-то время планету удалось освободить, но долго выстоять против Империи она не могла. Акбар был взят в плен и стал рабом Вильхуффа Таркина. Дерзкая операция увенчалась освобождением Акбара из плена, и он встал во главе флота повстанцев. Свою самую громкую победу он одержал в битве при Эндоре, завершающей VI эпизод саги: многократно превосходящий по силе флот Империи был разгромлен, а «Звезда Смерти II» — уничтожена. Судьба битвы была решена после того, как Акбар приказал сосредоточить огонь на флагмане адмирала Пьетта — его щиты не выдержали, и полуразрушенный корабль столкнулся со станцией.

«Доверься своим ощущениям, Люк!» (Люк Скайуокер)

Люк возглавляет Red Squadron — отряд истребителей X-Wing, наносящий, однако, куда большие повреждения, чем любой другой. Так, с нескольких заходов он сбивает щит Acclamator'а. Стандартная способность этих истребителей — увеличение скорости со сложенными крыльями, специальная способность Люка — нанесение особенно удачного выстрела, который игнорирует щиты и почти всегда уничтожает выбранную точку корабля. Кроме того, Люк взрывает «Звезду Смерти», когда уничтожен ее эскорт.

С одной стороны, Скайуокер — пожалуй, самый слабый из героев Альянса. Из-за отсутствия щита X-wing'и относительно легко сбиваются противником, а даже удачный выстрел крейсер не уничтожит. С другой — после того, как Люк «счистил» врагу щит или двигатель, проблем тот доставит гораздо меньше. А против истребителей и бомбардировщиков противника Red Squadron почти так же эффективен, как «Sundered Heart». Можно рискнуть и пустить его в атаку на вражеский флот в первых рядах, чтобы поразить щит одного из кораблей, — но сквозь плотные ряды он может и не прорваться. А можно оставить защищать крупные корабли. В общем, пусть и меньше, чем капитан Антиллес, но Люк вам пригодится.

 50KB

Личное дело: Люк Скайуокер


Люка вырастила приемная семья, и он не знал, что его настоящий отец — Анакин Скайуокер, ставший Дартом Вейдером. Вейдер не раз был близок к тому, чтобы убить его (так, в одном из эпизодов, не показанных в фильмах саги, Люка и его друзей спас только начавшийся мятеж имперских офицеров). Однако Люк верно понял, что отец не полностью перешел на темную сторону. После крушения Империи Люк основал новый орден джедаев, во главе которого долгие годы сражался с уцелевшими слугами Дарта Сидиуса. Его смерть до сих пор ни в одном из романов не описана.

Это интересно: Джордж Лукас долго не мог решить, кем будет Люк: сначала он должен был быть женщиной, потом — гномом, затем — генералом преклонных годов. А свою нынешнюю фамилию он и вовсе получил в последний момент — до того в сценарии был Старкиллер.

Millenium Falcon

В космосе Хан Соло и Чубакка также будут вам полезны. Их корабль «Millenium Falcon» очень быстр и может на 10 секунд стать неуязвимым. Добавим, что он отлично борется с истребителями и бомбардировщиками, — и сделаем вывод, что применяется он примерно так же, как и «Sundered Heart» капитана Антиллеса. Вооружение и живучесть «Millenium Falcon'а» послабее, но скорость и особенно маневренность существенно выше, что в общем случае позволит вам отвести его в тыл для восстановления щитов, если дело станет плохо. Стоит учесть, что двигатели его недостаточно мощны, чтобы позволить вырваться из притягивающего луча имперских Star Destroyer'ов. С «Victory» в открытом бою ему поспорить тоже сложно, а вот корабли классом ниже он может уничтожить единолично.

Это интересно: первой концепт-моделью «Сокола» стали положенные рядом гамбургер и оливка.


***

Что касается взаимодействия этих героев, то бросается в глаза одинаковая направленность троих из них: они управляют легкими кораблями, которые отлично помогут против мелочи, но мало что могут сделать с серьезными противниками. Герои не самодостаточны — всем им нужна поддержка кораблей других классов. Идеального состава флота не существует, но за основу можно взять вариант: Home One и еще один Mon Calamari Cruiser, один фрегат Mk2, два Marauder'а, «Sundered Heart» и еще один корелийский эсминец, Люк и Y-Wing'и. В этом случае бомбардировщики, скорее всего, погибнут: вполне можно их заменить, например, на дополнительные корелийские эсминцы.

Вовсе не призрачная угроза

Старые знакомые

Star Wars: Empire At War     скриншот, 148KB
Люку вполне под силу уничтожить Acclamator в одиночку. Но если у вас есть время этим заниматься, то вы уже победили.

Кто же они, лучшие защитники Империи? Среди них двое уже рассмотренных нами ранее. И тут есть небольшой парадокс: если Дарт Вейдер, исключительно сильный на земле, в космосе не обладает особо выдающимися способностями, то Боба Фетт, напротив, в своем корабле «Slave I» может доставить врагу массу неприятностей. Вейдер возглавляет звено истребителей и не может быть сбит, пока хотя бы один из них цел. Кроме того, он может пополнять численность этого отряда, но встречу с парой готовых поохотиться корелийских эсминцев ему это вряд ли поможет пережить. Нет, в космосе Вейдер нам не нужен. Исправления несколько улучшили ситуацию — увеличили прочность и огневую мощь TIE Super самого Вейдера и его сопровождения и снизили точность огня корелийских эсминцев (и их имперских коллег) по истребителям. Это сделало его применение в схватках более выгодным, а вот пускать его в бой в кампаниях все же не стоит: могут сбить, и кто тогда будет захватывать планету?

Боба Фетт — гроза легких кораблей повстанцев. «Slave I» похож на «Millenium Falcon» — быстрый, маневренный, вооруженный скорострельными лазерными пушками. Но вместо получения неуязвимости у него, что обычно для имперских кораблей, есть дополнительная атакующая возможность — оставить сейсмобомбу, взрывающуюся через несколько секунд. Крупным кораблям она большого вреда не наносит, а вот одно-два звена истребителей или бомбардировщиков вполне может уничтожить, да и сторожевым спутникам обычно 3-4 штук достаточно. Основные применения «Slave I» — разведка и защита крупных кораблей от бомбардировщиков.

«Отступить сейчас, в миг нашего триумфа?» (Гран-мофф Таркин)

Адмирал Таркин появляется в вашем распоряжении только в некоторых кампаниях «Завоевания Галактики». На глобальной карте он делает дешевле постройку научных центров на планете, на орбите которой находится, а в космическом бою увеличивает на 25% броню и на 10% — эффективность огня, скорость, щиты, атаку и защиту ваших кораблей. Однако у него есть и недостаток — возглавляемый им флот никогда не отступает с поля боя. На мой взгляд, этот недостаток не очень существенен — всегда можно послать вперед разведывательного дроида и оценить, насколько тяжелый бой вам предстоит, и уж если вы сильно опасаетесь за судьбу любимого флота, то можно не брать адмирала в бой. Хотя лучше взять и его, и несколько кораблей резерва.

 20KB

Личное дело: Вильхуфф Таркин


Один из высокопоставленных офицеров Республики, Таркин при содействии сенатора Палпатина стал управляющим сектором, а при Империи получил ранг адмирала за резню на Гормане. Предложил концепцию «Звезды Смерти» и стал ее первым и последним командующим. Его статус был столь высок, что сам Дарт Вейдер подчинялся его приказам, в то же время следя, чтобы гран-мофф не попытался стать новым императором. Кстати, о званиях: адмирал — звание Таркина во флоте, а гран-мофф — статус в структуре управления Империи. Гран-мофф — это подотчетный непосредственно императору начальник надсектора. Таркин погиб вместе со «Звездой Смерти» после того, как проигнорировал информацию об опасности атаки истребителей повстанцев в битве у Явина IV.

«Теперь командир — вы, адмирал Пьетт!» (Капитан Пьетт)

Фирмус Пьетт командует, пожалуй, вторым по силе после «Home One» кораблем в игре. «Executor» — это модифицированный Star Destroyer, дополнительно оборудованный мощным протонным лучом.
Star Wars: Empire At War     скриншот, 147KB
До встречи с капитаном Пьеттом эти обломки были «Тысячелетним соколом».
Кроме того, в его присутствии все корабли вашего флота становятся на 25%, а Star Destroyer'ы — на 50% более прочными. Использование стандартно для столичного корабля — возглавлять действия вашего флота. Правда, могут быть проблемы — если на атакуемой вами планете есть ионная пушка, наверняка ее целью будет Executor, и в таком случае большую часть сражения он простоит с отключенной электроникой. В остальных случаях наибольшую опасность для него представляют бомбардировщики — ну, или концентрированный огонь всей эскадры противника. Не забывайте использовать притягивающий луч: корабль, попавший под его воздействие, быстро погибает. Следите за состоянием щита корабля — возможности ускоренного его восстановления, как у кораблей повстанцев, нет, а оставшись без прикрытия, он понесет значительный ущерб. Маневренность Star Destroyer'ов невысока, потому оперативно вывести его из боя нелегко. С другой стороны, заманивать корабли противника, используя в качестве приманки «Executor», часто оказывается результативной тактикой: уничтожить его очень хочется. Преследующие силы врага растягиваются, и разбить их по частям гораздо проще. А если еще воспользоваться к своей выгоде особенностями «местности» вроде астероидных полей или газовых облаков, можно одержать легкую победу. Но постарайтесь, чтобы в них не попадал сам Пьетт, — астероиды наносят крупным кораблям прямой вред, а туманность разрядит щиты.

 31KB

Личное дело: Фирмус Пьетт


Фирмус Пьетт происходил с одного из окраинных миров, что для любого другого закрыло бы путь к высшим званиям во флоте. Однако его успехи в борьбе с пиратами обратили на себя внимание Дарта Вейдера, который назначил его капитаном звездного разрушителя Accuser в эскадре адмирала Гриффа. Когда адмирал пал в битве при Явине, Пьетт принял командование дредноутом «Executor», на капитанском мостике которого и погиб во время битвы при Эндоре.


***

Вот мы и рассмотрели всех героев игры. Что меня порадовало — разработчики не стали раздавать «всем сестрам по серьгам», четко уравнивая по силам и количеству персонажей противоположные стороны. При этом игровой баланс вполне соответствует положению во вселенной «Звездных войн». Пара недочетов — таких, как изначально слабый в космосе Вейдер, — были сглажены исправлениями, и сложившаяся в итоге картина асимметрична, но, безусловно, красива. Остается только поблагодарить разработчиков за отлично выдержанную в нужном стиле игру.



Назад