Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Вадим Милющенко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (49) декабрь 2005

Myst V: End of Ages

Предисловие

Я помню день, когда все началось. Стоял май — теплый, нежный, ласковый. Зима давно осталась позади, унеслась прочь в неведомые края, будто и не было ее вовсе. Старик Эшер, мой давнишний друг и сосед, как всегда, сочинял в высшей мере непонятную прозу, сидя на веранде. Помню, он как-то предлагал мне почитать что-нибудь из своего... Почитал — я, правда, ничего не понял, но написано было красиво. Что-то про волшебные миры, невиданных доселе животных и каких-то пришельцев, создавших параллельные вселенные.

— Тебя ждут приключения вне мира сна... Уж я об этом позабочусь, дорогой мой друг... Я помогу тебе покинуть реальность, забыть твои беды и невзгоды. Достаточно одного твоего желания. Слова тут бессмысленны. Это будет мало похоже на дешевые боевики. Жизнь и параллельные миры — штука куда как более сложная, чем это представляется голливудским режиссерам.

Я тогда, помню, подумал — бредит старик...

Часть первая. Ейша. Эшер. Две судьбы

Я очнулся в неизвестном месте. Комната с семью дверями — и только у одной есть ручка — остальные запаяны намертво. Странно это все... Открыл дверь — за ней коридор. На стенах какие-то гобелены — никогда ничего подобного не видел. Я спустился по лестнице. Перед входом в очередную комнату обнаружил чернильницу и пустой блокнот. Что ж, в случае необходимости смогу оставить пару строк потомкам. Думаю, им будет интересно узнать о моих приключениях.

Это важно: отныне вы можете сохраняться! Достаточно нажать на чернильницу вверху экрана — и места, где вы остановились, появятся в блокноте по соседству. Здесь же вы можете помечать, какие загадки решили, а какие нет. Поверьте, это не будет лишним. Если вы захотите вернуться к игре через несколько дней или даже недель — вам не придется мучительно вспоминать, что вы сделали, а до чего так и не добрались.

Я вошел в комнату. Признаться, лучше бы не заходил. Посреди помещения находилась какая-то сфера, похожая на мыльный пузырь. По ее поверхности постоянно проплывали туда-сюда изображения каких-то пейзажей, животных. Все это чем-то напоминало телевизор — правда, звука не было. Я вошел в сферу. Если честно — я ожидал, что она сейчас лопнет, но с ней ничего не случилось. Из чего же она состоит? В центре сферы стоял пьедестал с какой-то табличкой. Я его внимательно осмотрел, даже пощупал — холодный, как сталь. При моем прикосновении он поменял цвет, но я тогда не придал этому никакого значения.

Через пару минут я уже собрался было покинуть это место, так как ничего интересного не происходило. И вот выхожу я из сферы, как вдруг прямо из воздуха передо мной возникает Ейша, племянница старого Эшера. И тут все сразу стало на свои места. Значит, этот сумасшедший не шутил, когда сказал, что меня ждут приключения вне сна!

— Приветствую тебя, странник! Меня зовут Ейша, я...

— Я знаю, как вас зовут! — перебил я женщину. — Вы жили недалеко от меня. Ваш дядя частенько заходил ко мне выпить кружечку пива, перекинуться парой фраз, рассказать какую-нибудь очередную безумную историю. Он все еще пишет?

— О да, дядя продолжает рисовать пером своим новые миры. Но это надо прекратить, и как можно быстрее. Это он уничтожил цивилизацию Д'ни.

— Уничтожил целую цивилизацию? Хм, — задумался я, — а вы, простите, не больны?

— Молчи и слушай, у меня мало времени: чтобы открыть двери во все четыре мира, тебе придется найти двенадцать журналов, разбросанных здесь — в мире Начал. Это не очень сложно. Не забывай, обнаружив комнату отдыха, перемещаться в Диребо, мир мостов, связующий четыре вселенные воедино. Там тебе нужно открывать запоры — иначе ты не сможешь перемещаться между мирами.

Когда все двенадцать журналов будут собраны, отправляйся исследовать четыре мира. Тебе помогут таблички. На них ты можешь рисовать — помни, все живые существа и механизмы воспринимают только то, что ты начертаешь. Мир звуков им неподвластен. В каждой вселенной тебе придется решить множество загадок моего отца. Думаю, ты с ними справишься. Если все пойдет так, как должно, — ты вернешься с золотой табличкой, наделяющей людей небывалой властью. Но не отдавай ее мне и тем более — моему отцу. Лучше всего уничтожь ее. Просто уничтожь! Быть может, тогда эта вереница времен сгинет в тартарары! И последнее. Прости, что не даю тебе и слова вымолвить, — у нас действительно слишком мало времени. Никогда, ни при каких обстоятельствах не слушай моего отца. Лучше вообще его не замечай... Так будет безопаснее и тебе, и...

Чтобы перемещаться между мирами, надо использовать магические сферы.

...И тут она исчезла. Странно, не замечать Эшера... Он не производил впечатления опасного человека. Сумасшедшего — да, но опасного — определенно нет. По всей видимости, у них вообще вся семейка страдает какой-то шизофренией, или как там это называется у психиатров? Манией преследования, что ли?..

Я пошел дальше и натолкнулся на Эшера. Он начал мне что-то рассказывать, но я решил не придавать этому ровным счетом никакого значения, как меня учила Ейша. Мало ли, зачем рисковать — может, и он правда больной? — а мне очень хотелось выбраться из этого дурдома живым и невредимым.

Внезапно налетел ветер (в закрытом помещении, откуда?) и перенес меня в какой-то каньон. И вновь Эшер со своими разговорами... Если честно — он уже начал меня выводить из себя. Я осмотрелся: на стенах каньона нанесены какие-то наскальные рисунки. Видимо, им уже далеко не одна сотня лет. Возле одной из стен я обнаружил лаз вниз, под землю.

Спустился. Внизу оказалось сыро и противно, на стенах пещеры много слизи непонятного происхождения и совершенно отвратного запаха, то тут, то там с диким визгом проносятся летучие мыши, чувствуя себя — и только себя — полноправными владельцами этих катакомб. Я обернулся и вошел в коридор. Вскоре я нашел первый журнал, а пройдя чуть дальше — и второй. Пролистав эти манускрипты, я понял, что Ейша действительно не вполне здоровый человек. Точнее сказать: вообще нездоровый. Возможно, когда-нибудь я и напишу об этом подробнее, но явно не сейчас — уж слишком все непонятно. Какие-то истории про пришельцев, книги-телепорты... Пока у меня одна цель: выбраться и... желательно, остаться в живых.

На левой стороне коридора я обнаружил помещение и вошел внутрь. Это оказалась комната для отдыха. Как я это понял? А чем это еще может быть: много кроватей, прибор, похожий на телевизор, некое подобие кухни. Здесь я нашел третий журнал Ейши. В центре комнаты расположился пьедестал с книгой-телепортом. Дотронувшись до нее, я перенесся в мир Диребо.

Ейша меня не обманула, когда рассказывала о четырех сферах-мирах и мостах, соединяющих их друг с другом. Я открыл затворы, перешел на другую сторону, но оказалось, что и здесь есть замки — открыть их мне не удалось. Пришлось с помощью телепорта возвращаться в подземелье.

Я покинул комнату и прошел дальше по коридору до следующего углубления в скале. Вошел в небольшой туннель слева... Какая удача! Четвертый журнал Ейши. Ну что ж, осталось всего восемь!

В конце этого туннеля нас ждет очередной хитроумный механизм.

Запустив какой-то механизм (там торчал рычаг — и я интересу ради за него дернул), я отправился к кабинке — мне показалось, там должен быть лифт или что-то в этом роде. Мои предположения оказались верными. Это действительно оказался лифт, правда, какой-то странный: если я что-нибудь понимаю в лифтах, он предназначен не для того, чтобы поднять меня наверх, а наоборот — чтобы спустить еще ниже.

Ну что ж — вниз так вниз. Я вызвал лифт. Кабинка подъехала — и через пару минут я уже проваливался куда-то с бешеной скоростью. Казалось — вот-вот стальная конструкция распадется подо мной на части. Но, видимо, это не входило в планы высших сил, а посему добрался я до твердой почвы без особых приключений.

Внизу нашел еще одну комнату для отдыха. Она была обставлена точь-в-точь как и та, что я обнаружил наверху. Здесь я обнаружил пятый журнал, а также очередной телепорт в Диребо. Я вновь открыл ворота мостов, а затем вернулся назад. Вышел из комнаты и отправился к другому лифту. Возле рычага вызова лежал шестой журнал — шестой, между прочим! Я на середине пути! Это меня очень взбодрило. Если честно, приключение сильно меня нервировало. Интересно, почему этот свихнувшийся старик думает, что оно доставит мне удовольствие?

Тот памятный разговор все не выходил из головы. «Я смогу помочь тебе покинуть реальность, забыть твои беды и невзгоды. Достаточно одного твоего желания. Слова тут бессмысленны». И вот теперь вместо того, чтобы тихонечко потягивать пиво, я скитаюсь по каким-то пещерам и неведомым мирам в поисках журналов, написанных сумасшедшей. Уж не сошел ли и я с ума? А почему бы и нет... Лежу, быть может, сейчас в какой-нибудь психиатрической клинике, напичканный лекарствами, изо рта течет тонкая струйка слюны, глаза закатились...

Я решительно отогнал от себя эти мысли и вернулся к поиску журналов. Спустился вниз по лестнице — как всегда, игнорируя речи Эшера. В небольшой комнатке, рядом с каким-то механизмом, я обнаружил седьмой журнал. Нажал на синюю кнопку — агрегат пришел в движение. Не теряя ни секунды (завод мог кончиться в любой момент), я перешел на другую сторону и по коридору, отделанному красным бархатом, добрался до комнаты с механизмом, снабженным желтой кнопкой. Нажал на нее — и отправился в центр огромного зала, чтобы привести пол в движение. Нужно было нажать на красную кнопку в центре — что я без промедления и сделал.

Передо мною открылись четыре выхода. Интуитивно я выбрал второй слева — даже не спрашивайте, почему — я уже давно понял, что далеко не все в этом мире можно объяснить, равно как и понять. Здесь я обнаружил восьмой журнал и повернул очередной рычаг.

Недалеко от этого помещения расположилась комната-клон. Опять кровати, пьедестал, множество непонятых и, по всей видимости, никому не нужных приборов. После очередного посещения Диребо я вернулся в зал с двигающимся полом. Нажал на красную кнопку, потом еще раз, и, пока не началось движение вверх, спрыгнул на платформу.

Я так и предполагал — внизу оказалось потайное помещение. Я спустился по лестнице, подобрал девятый журнал и через стальной коридор прошел в соседнюю комнату. Повернул рычаг: в потолке коридора появилось отверстие — и спустилась лестница. Я поднялся по ней наверх, поднял десятый журнал, нажал на рычаг — в стене открылась дверь. Похоже, мои дела идут отлично! Кажется, я уже близок к разгадке!

Без внимательного изучения журналов Ейши понять сюжетную линию игры невозможно.

Возле закрытой двери я обнаружил одиннадцатый журнал и последнюю — по крайней мере, я на это очень надеюсь! — комнату для отдыха. А вот и последний, двенадцатый журнал! Я дотронулся до книжки-телепорта, очутился в Диребо и открыл еще два засова — теперь все четыре мира связаны друг с другом мостами, а это значит, что большое путешествие вот-вот начнется.

Часть вторая. Спокойствие. Природа. Созидание

Свое путешествие по четырем мирам я решил начать с Нолобена — как его охарактеризовал Эшер, «самого спокойного, умиротворенного и прямо-таки идеального места для проведения досуга и времени, когда хочется побыть наедине с самим собой, душой и мыслями». Звучало заманчиво — особенно после такого, мягко говоря, неприятного начала. Все-таки провести чуть не целый день в подземелье — не самое увлекательное занятие.

Удивительный пейзаж этого мира приободрил меня, как ничто иное. Действительно, очень красиво. Облака, медленно плывущие по небосводу, чайки, кружащие над водой в поисках добычи, далекие горы на горизонте. Что это? Остров? Архипелаг? Континент? И первое, и второе, и третье представлялось вполне возможным.

Возможно, при других условиях я бы даже согласился здесь жить. Разве что провел бы электричество — не могу же я провести всю жизнь без телевизора и видео? Однако, что ни говори, этот мир не мой, и создавали его явно не для меня. Поэтому моей единственной целью было покинуть его раз и навсегда. Потому как нет ничего лучше Нью-Йорка, шумного, ненасытного и великолепного!

Я прошел по береговой линии, вдохнул свежего морского воздуха и почувствовал себя намного лучше. В том месте, где пляж обрывается, я заметил в скале углубление, оказавшееся туннелем. И прошел внутрь. С потолка свисали древние сталактиты, под ногами копошились какие-то насекомые. Кажется, я даже слышал змеиное шипение, а потому предпочел побыстрее покинуть туннель, а то мало ли что может произойти!

Я очутился на другой стороне острова. Боже, как там было красиво! Прибой медленно, грациозно прибивал к берегу все новые и новые волны. То тут, то там на берег выносило ракушки, морские звезды, тину... там и сям мелкие рыбешки били хвостами, изо всех сил стараясь вернуться в родную стихию.

Несмотря на обильное количество дверей – открыта только одна.

Невдалеке я заметил остров — чем-то он привлек мое внимание. Присмотревшись, я заметил дверь. Вот только куда она ведет? Интересно... Я прошел по воде — там оказалось мелко! — но дальше путь был прегражден огромной скалой. Обогнуть ее без риска для жизни не представлялось возможным. Пришлось отступить и вернуться на другую сторону острова. Тут высоко в небе я заметил каких-то странных птиц. Вначале я подумал, что это чайки, но нет, не похожи — уж слишком резвые. Хотя, как говорила Ейша: «В четырех мирах ты встретишь много такого, о существовании чего никогда даже не подозревал! Поверь, мой отец умеет удивлять. К сожалению, это далеко не всегда приятные сюрпризы».

Я перешел на другую сторону острова. Все как и предсказывала Ейша: вот тент, а вот магические символы. Один из них — видимо, самый важный — был выложен на земле, возле небольшого столика. Что ж, попробуем применить магию здешних миров на практике. Судя по журналам, которые я так старательно собирал, все заклинания, начертанные на табличках, произносят Бахры — местные шаманы. Если честно — мне было страсть как интересно посмотреть на этих людей. Быть может, они имеют что-то общее с шаманами древнего Египта. Это было бы захватывающее зрелище!

Я сходил за табличкой, оставленной в магической сфере. Тяжелая, доложу я вам! С такой ношей далеко не уйдешь! Повозившись с символом, я наконец начертал нечто приемлемое. Положил табличку на землю, отошел и стал ждать. Буквально через пару секунд к табличке подбежало какое-то животное, здорово смахивающее на австралопитека из учебника по «Истории древнего мира». С этой историей, доложу я вам, у меня были большие проблемы на экзаменах в Академии Менеджмента и Права Нью-Йорка! Точнее — не с самой историей, а с ее преподавателем. Хотя что это я разжаловался?..

Так вот, возвращаясь к нашим австралопитекам... в смысле — Бахрам. После нескольких секунд чтения каких-то заговоров с неба начало капать. Вначале несильно, а потом разразился такой ливень, что мне пришлось спрятаться под тент — и все равно вымок до нитки. Ничего себе! Интересно, а если б я случайно начертал символ огня или какой-нибудь кислоты? Нас бы полили или спалили? Невеселая рифма...

Я посмотрел на стол под тентом. Вокруг центрального камня были расставлены четыре сосуда, наполненных водой. Хм... В них отражалось ровно по одному знаку из начертанных на стене. Значит, есть вероятность, что эти знаки — ключевые? О да, Холмс, вы на верном пути! Неужели это миры так действуют на меня? Я ищу подвох буквально во всем! А что если я прав? Будет нелишне запомнить не только знаки, отразившиеся в сосудах, но и их последовательность. Заодно и память потренирую!

Рисовать на табличке на самом деле проще простого! Главное, чтобы мышка была достаточно точной.

Запомнить-то я запомнил, а что делать дальше? Я принял мужественное решение предпринять еще одну попытку добраться до загадочного острова с закрытой дверью. Не скажу, что сделать это оказалось просто. Но... Мне все же удалось. Хотите знать, как? Хотя к чему вам это? Вы ведь вроде как не собирались в сумасшедший дом. Что? Собирались? Ладно — тогда расскажу.

Сначала я добрался до места, где когда-то, судя по всему, разбилось судно. Оно и немудрено: здесь скала не видна из-под воды — штурман мог проглядеть эту подводную глыбу. Дальше мой путь лежал мимо скал, вздымавшихся высоко в небо. Метров сорок-пятьдесят — определенно! И вот с правой стороны я обнаружил долгожданную пещеру, ведущую к закрытой двери. Правда, справедливости ради стоит заметить, что открыть ее сразу мне не удалось — уж очень замок хитрый попался.

Я решил исследовать окрестности. Недалеко от пещеры я обнаружил рычаг. Вначале инстинкт самосохранения не позволил мне потянуть за него, а потом я подумал, что за последний день нажал на такое количество кнопок и воспользовался таким количеством всевозможных механизмов, что, если суждено было бы произойти чему-то плохому, давно уже что-нибудь произошло бы. А раз я пока жив-здоров, то и жаловаться не на что! Подумаешь: одним рычагом больше — одним меньше. И только я так подумал, как рука сама потянулась к агрегату. Раздался грохот — и появилась лестница. Бинго!

Я полез по лестнице вверх и очутился в раю. Я не шучу! Это действительно был рай, не могло же мне просто показаться! Огромное поле, усеянное тысячами цветов, зеленая, сочная трава... Не хватает только коз или овец — получилась бы вылитая Аризона! Эх, моя старая добрая бабушка. Помню, летом я частенько гостил у нее. Цветочный мед, теплые, морщинистые, ласковые руки, друзья, первая любовь... Все это было так давно, что, казалось, и не со мной даже. Безмятежные детские годы... Куда вы делись? Но, увы и ах, времени на погружение в мир прошлого у меня не было. Я судорожно думал, как бы побыстрее вернуться домой! Представляю, что скажет мой начальник...

По периметру поля были расставлены четыре камня с двигающимся верхом. На каждом из них начертано по нескольку знаков — и только один из них принадлежит цивилизации Д'ни. Остальные, увы, мне вообще неведомы. Чуть поодаль расположилось помещение с окошками — в них спрятаны остальные знаки. Думаю, мне это как-то должно помочь, стать подсказкой, проводником в решении этой хитроумной загадки.

Казалось бы: эти знаки должны что-то да значить, но на деле – обычная наскальная живопись.

Для начала я закрыл все окошки, а затем открыл самое первое. Здесь оказался знак, который я уже видел в одном из дневников Ейши — значит, это символ Д'ни. С другой стороны здания находится аналог этому знаку — но на языке местных шаманов. И это еще далеко не самая сложная загадка из тех, что мне пришлось решить. Эти миры прямо-таки кишат всевозможными препятствиями, а преодолеть их бывает ой как непросто. Впрочем, в жизни все происходит точно так же. И, к сожалению, далеко не всегда мы приходим на финиш первыми. Но это не тот случай. Мне было жизненно необходимо вернуться в Нью-Йорк — к работе, жене, детям. К обычной человеческой жизни, в конце концов! Поэтому, стиснув зубы, я отправился дальше.

Что ж, теперь мне было достаточно всего лишь расставить нужные знаки на четырех пьедесталах в той последовательности, которую я запомнил еще со времен тента и знаков, отражающихся в сосудах. Естественно, особых умственных или физических затрат это не потребовало.

Я вернулся к сфере-телепорту, взял волшебную табличку (а что, по-вашему, вызвать дождь — это плевое дело?) и вошел в здание. Теперь-то дверь открыта. А всего их оказалось четыре! Значит, механизм наверху регулирует работу дверей? Должно быть, так оно и задумывалось!

В центре помещения находится пьедестал. Думаю, он заодно был и телепортом, точно таким же, как магическая сфера. Я положил табличку у подножия пьедестала — так будет надежнее. Главное, чтобы шаман ее никуда не утащил. Есть у них такая вредная привычка: чуть замешкаешься, как он — хвать! — и унес ее! Но ничего, мы сами не лыком шиты — если что, будем отбиваться до последнего... вздоха, что ли? По-моему, так говорят герои дешевых голливудских фильмов.

Я поднялся по лестнице на второй этаж, и здесь меня застал врасплох Эшер. Увы, на этот раз пройти мимо не удалось — пришлось задержаться на длительный разговор. Я и не думал, что он может быть таким болтливым! С другой стороны, нельзя не признать, что он поделился со мной весьма ценной информацией.

— Приветствую тебя вновь, мой гость, — несколько пафосно начал он.

— Гость? — удивился я.

— Да, ведь это моя лаборатория. Здесь я частенько изобретаю всякие механизмы...

— ... а потом раскидываете их по мирам, чтобы такие же заложники положения, как и я, мучались. Угадал?

— Почти, мой друг, почти, — рассмеялся Эшер. — Но ты ведь сам выбрал свой путь, ты сам пришел ко мне, ты сам попросил меня изменить твою жизнь, покончить с рутиной. Разве я не изменил ее? Или, быть может, ты считаешь, что этот мир можно назвать обыденным? Этот закат? Этих птиц? Этот остров?

Я отрицательно замотал головой:

— Вы не сказали, что меня ждет. Да, вы изменили мою жизнь, но стоило ли это делать? Или вы думаете, что я счастлив, находясь у вас в плену?

— В плену? Ты, наверное, бредишь... И перестань называть меня на «вы»! — удивленно вскинул брови Эшер. — Ты волен покинуть этот мир в любой момент...

— ... чтобы очутиться в новом. А если я хочу вернуться домой? К своей семье, к жене, детям, работе... к рутине, в конце концов! Как мне это сделать?

— Достаточно выполнить свою миссию — и все вернется на круги своя.

— Миссию? — переспросил я. — И какова же моя миссия?

— В каждом из четырех миров она своя. Тебе достаточно существовать в мире, чтобы понять, что надо делать. Не думай — просто иди своим путем. Сердце само подскажет тебе, что делать и как. Иначе бы ты сюда не попал.

— А почему шаман не смог сюда войти, чтобы забрать дощечку?

— Они боятся этого места как огня. Змеи... Видишь ли, Бахры не особо их почитают. А теперь я вынужден тебя покинуть. Помни: сердце приведет тебя к выходу. Только сердце. Научись слушать его!

И не успел я и рта раскрыть, как он исчез. Интересно, что значит «сердце приведет тебя к выходу»? Что он имел в виду?

Я обследовал лабораторию. В кипе бумаг я нашел зарисовку Эшера с символом змеи. Что ж, это полезно запомнить! Думаю, сей знак пригодится мне на этом острове еще далеко не один и не два раза!

Собрать все двенадцать дневников Ейши на самом деле не так уж и просто: придется здорово побегать.

Я обернулся — лестница сзади меня поднималась на деревянную платформу. Забравшись по ней, я обнаружил еще одну платформу, а затем еще, правда, прикрепленную высоко к потолку. Как же мне до нее добраться? Кажется, на пьедестале, в магической сфере я видел какой-то знак, здорово напоминающий лестницу. Быть может, он мог бы мне помочь? Я спустился вниз, подобрал магическую табличку и, сопровождаемый внимательным взглядом шамана, вернулся к точке своего прибытия. Подошел к алтарю, достал табличку и начертил символ, изображенный на пьедестале.

Я положил табличку на землю и вышел за пределы сферы. Не успел я сделать и нескольких шагов, как туда ринулся шаман и начал усиленно что-то выводить на пьедестале. Новый символ! Жаль, пока он мне ничем не поможет. Прежде чем я смогу получить доступ к лестнице, необходимо как-то закрыть лабораторию. По крайней мере, в разговоре с Эшером, оставленном за кадром этой повести, проскользнул такой намек.

Я вернулся на поле с цветами и поменял знаки на пьедесталах — двери закрылись автоматически. Теперь можно было возвращаться в сферу. Я нажал на знак, оставленный Бахрой, и тут же перенесся в лабораторию. Волшебную табличку пришлось оставить на полу — забраться с ней по лестнице было бы невозможно! И без нее мне пришлось несладко. Лестница была смазана каким-то маслом — и подъем наверх оказался сущим адом! Пару раз я уже готовился проститься с жизнью — падение с высоты двадцати метров не самое безопасное времяпрепровождение.

Чтобы увидеть в кувшинах знаки Д'ни — придется вызвать дождь!

Наконец я выбрался наружу. Впрочем, открывшийся мне вид стоил испытанных мною мучений. Такого великолепного, завораживающего дух, пронизывающего до мозга костей пейзажа я никогда еще не видел, да и не увижу, как мне кажется. Описать это словами? Давайте попробую... Представьте, что вы смотрите на предзакатное небо. Оно, будто ванильное мороженое с клубничным джемом, манит вас, соблазняет чуть пряным, сладким ароматом. На улице жарко, рубашка от пота прилипла к телу. Вы берете чайную ложку, затаив дыхание, черпаете мороженое и, прикрыв глаза от предвкушения грядущего насаждения, отправляете заветное лакомство в рот. Вот нечто подобное почувствовал и я.

На крыше лаборатории, в самом центре, я обнаружил еще один пьедестал со знаком, оставленным здесь, по всей видимости, одним из жрецов. Но... они ведь боятся змей, ведь так сказал Эшер? Хотя почему я должен верить ему? Разве он еще не доказал свою полную непредсказуемость? Но и другого пути у меня нет. Придется рискнуть!

На крыше была установлена огромная линза. Я заглянул в нее и увидел ту самую скалу, помешавшую мне пройти в грот с затопленной потайной дверью. Кажется, теперь я начинаю понимать, как ее можно уничтожить!

Я забрал волшебную табличку и нарисовал на ней знак, оставленный Бахрой на крыше лаборатории. К сожалению, оказалось, что не все так просто. Пришлось возвращаться в магическую сферу и нажимать на знак, начертанный на пьедестале, чтобы вновь очутиться на крыше лаборатории. Я встал напротив линзы и начертил знак змеи — он похож на букву «з», смотрящую в другую сторону. Это должно было успокоить шаманов — ведь они, как выяснилось, жутко боятся змей, а в особенности — гремучих гадюк и ужей. И если насчет первой все предельно ясно, то чем им не угодил мирный уж — осталось загадкой.

Я спустился в лабораторию — и с помощью порта перенесся в магическую сферу. Отсюда мой путь лежал к холму, перекрывшему путь к таинственному острову. Когда я очутился возле каменной глыбы, Бахра на крыше здания произнес заклинание — и глыба исчезла! Правда, всего на несколько секунд — но и этих мгновений мне хватило, чтобы добраться до острова-мятежника.

Это важно: помните — если вы замешкаетесь, то шансов исправить положение уже не будет. Поэтому проверьте, чтобы ваше последнее сохранение не было уж очень древним, иначе придется все проходить заново!

Мне открылась новая магическая сфера и знак Бахры. Нажав на него, я вновь очутился в том месте, где начал путешествие в этом мире. Я положил табличку на пол и покинул сферу. Вернувшись через пару минут, я обнаружил, что на пьедестале появился очередной знак. Я нажал на него и переместился в пещеру. Здесь меня уже поджидал Эшер.

— Значит, тебе все же удалось добраться до финала в этом мире, — не без издевки заметил он. — Молодец, не ожидал от тебя такой прыти!

— А ты, наверное, хотел, чтобы я остался здесь навсегда? В этом идеальном мире? С его ирреальным пейзажем, флорой и фауной. Со странными механизмами, с Бахрами, волшебными сферами и табличками. Ты ведь этого хотел, не так ли?

— Да, хотел! — перешел на крик Эшер. — Но у меня есть еще три шанса оставить тебя в гостях на веки вечные!

— Но зачем тебе это надо? — недоумевал я. — К чему все это? Игра? Ты получаешь от этого удовольствие?

— Удовольствие? А ты не думал, что я тоже заложник своего творения? Я не могу выйти за рамки этих миров. Мне нужно общение. Даже эта перепалка доставляет мне огромное удовольствие!

— А Ейша? Почему не она?

— Потому что она презирает меня. Я для нее пустое место!

— Равно как и для меня!

— Ну что ж, меня не обязательно любить. Даже наоборот, лучше, что все получилось так, как получилось. Уверен — в следующем мире ты застрянешь надолго. Удачи не желаю — она тебе все равно не понадобится!

И он исчез так же внезапно, как и появился. А я еще долгое время не мог придти в себя, тяжело вздыхал и, как не раз в детстве, покусывал губы. Когда-то это здорово помогало мне сосредоточиться.

Часть третья. Метель. Душа. Детство

Свое путешествие я решил продолжить в мире вечного мороза и холода. Тагира ждал меня. А быть может, и нет... Иногда мне казалось, что каждый мир обладает душой, характером.

Нолобен — ярко выраженный романтик: добрый, иногда стеснительный мальчик, который никогда первым не подойдет к понравившейся ему девушке, а потому полжизни проведет в мучениях, а вторую половину в аду — потому что женится не на той, не тогда и вообще непонятно почему.

Другое дело — Тагира. Это холодная страсть: роковая красавица, разбивающая мужчинам сердца направо и налево. Тагира — это сила и красота, страсть и безумие в одном флаконе. Этот мир пришелся мне по душе, ведь он так похож на милый Нью-Йорк зимой. Да, здесь нет небоскребов и толпы людей не снуют туда-сюда в поисках рождественских подарков, но ведь не это делает Нью-Йорк Нью-Йорком. Дело тут в какой-то определенной, непередаваемой атмосфере. И вот эта атмосфера, затронувшая самые потайные струнки моей души, была и в Тагире.

Проблемы в этом мире начались с самой первой минуты. Как оказалось, магическая сфера находится в пещере, заваленной со всех сторон снегом. И как тут выберешься? Даже если копать — все равно снега наметет не меньше, чем было, если не больше. Так зачем этот сизифов труд?

— Проблемы? — раздался за моею спиной язвительный голос.

— Как ты догадался, Эшер?! — поддельно удивился я. — Неужели решил мне помочь?

— В общем-то, да, — широко улыбаясь, произнес он.

За эти ворота так просто не попасть – придется искать порт!

— С какой это стати? — с подозрением спросил я.

— Ну, во-первых, от тебя мертвого мне никакой пользы нет. Поэтому я, естественно, не дам тебе замерзнуть в этой пещере...

— ...а во-вторых?.. — подтолкнул я его к следующей мысли.

— А во-вторых, это ведь все одна большая игра — и мне хочется продлить ее как можно дольше. Я не хочу, чтобы шоу закончилось на второй серии. Мне хочется увидеть финал этой истории...

— Шоу? — начал злиться я. — То есть я для тебя что-то наподобие клоуна?

— Нет, конечно, ты гораздо интереснее клоунов! Уж поверь, так насмешить меня не удавалось еще никому.

— Я говорю или делаю что-то смешное? — удивленно вскинул я брови.

— Ты смешно думаешь. У тебя на самом деле весьма оригинально устроен мозг... Иногда твой ход мыслей меня доводит прямо-таки до истерики. Ты воспринимаешь, как правило, все слишком серьезно, а это, поверь мне на слово, очень неправильно. Тем самым ты здорово подставляешь себя!

— Подставляю? Себя? Кому? Подо что?

— Под удар! Ты неправильно расставляешь акценты. Думаешь о конкретных вещах, совсем не обращая внимания на общую картину. И это делает тебя уязвимым! Впрочем, извини, мне пора... Надеюсь, у нас еще будет время это обсудить. Скажем, в финале этого мира. Если ты, конечно, доберешься до него. — И он исчез.

— А помощь? — только и успел произнести я, но мой вопрос повис в морозном воздухе.

Придется выбираться самостоятельно. Я внимательно осмотрел пещеру. Ведь должен же где-то быть выход, иначе Эшер просто оставил бы меня здесь умирать. А он хотел помочь, что-то подсказать. И подсказал бы, если бы опять не ударился в лирику! На снегу, недалеко от заваленного выхода, я обнаружил очередной магический знак — надо его запомнить, вдруг пригодится!

Недалеко от рисунка я краем глаза заметил трещину. Странно, ведь если лед треснул — значит, под ним пустота. А раз под ним пустота — возможно, там есть какая-нибудь лазейка, ведущая наружу! Воодушевленный этим открытием, я несколько раз прошел туда-сюда по разлому, надеясь, что под тяжестью моего тела лед провалится. Но увы — я слышал лишь противный треск и ничего более. Нужно что-то потяжелее! А что, если воспользоваться магической табличкой? Назвать ее легкой — язык не повернется! А если она и упадет в пролом — Бахра все равно ее отыщет и вернет на место. Это я хорошо усвоил!

Я взял табличку — тяжелая! — и подошел к трещине, положил ее и отошел на безопасное расстояние. А вдруг там пропасть: исключать такую возможность было нельзя. А умирать так глупо мне совсем не хотелось! Время потекло предательски медленно. И когда я уже было смирился с поражением, лед треснул и образовался огромный пролом. Описывать ужасный шум, сопровождавший природные процессы, я не стану — это, как в таких случаях принято говорить, надо было слышать. После того как снег, взметнувшийся ввысь, поулегся и я решился открыть глаза, стало ясно: Эшеру еще предстоит со мной встретиться. И, надеюсь, далеко не один раз!

Я спустился по пролому вниз. Сделать это оказалось не так просто, как обычно показывают в фильмах про альпинистов. Поверьте, держаться там было практически не за что. Приходилось в буквальном смысле цепляться за каждый выступ — иначе можно сорваться вниз, а это ничего хорошего не предвещает. Но вот наконец опасность миновала: я встал ногами на твердую почву. Очень хотелось закурить, но, во-первых, я бросил лет семь назад, а во-вторых, что куда как важнее первого пункта, у меня не было с собой ни сигарет, ни зажигалки. А я не думаю, что Эшер разместил поблизости табачную лавку. Хотя почему и нет? От этого сумасшедшего можно ждать чего угодно.

Я прошел чуть дальше — дорогу мне преградила небольшая возвышенность. Наверх вела деревянная лестница, но с магической табличкой забраться по ней не представлялось возможным — пришлось оставить ее на произвол судьбы. Не успел я подняться на вторую ступеньку, как откуда ни возьмись появился Бахра, неодобрительно посмотрел на меня, хрюкнул что-то под нос и, забрав табличку, поковылял к пещере. В высшей мере неприятное существо. Негостеприимное — определенно!

На той стороне моста находится основное здания мира холода.

Забравшись по лестнице наверх, я очутился на небольшом холме, покрытом утрамбованным снегом. Создавалось ощущение, что совсем недавно здесь работали люди, ездили машины, убирающие снег, гуляли дети и животные. И куда все это делось? Наверное, Эшер все так и задумывал. Злой гений, как сказал бы мой отец. Он вообще любил властных людей, жестоких, не терпящих рядом с собой конкуренции и «других мнений». Сталин, Гитлер, Муссолини, мой отец... Конечно, вы можете сказать, что это слегка самонадеянно — ставить имя своего отца в один ряд с «людьми эпохи», но, поверьте, по своей жестокости и непоколебимости решений старик Фредерик ничуть не уступал этим величайшим диктаторам. Сейчас я понимаю, насколько трудно мне было жить с ним в мои пятнадцать, но тогда я боготворил отца. Потому что не только любил и уважал, почитал и в буквальном смысле ловил каждое его слово, взгляд, жест — но и боялся. Боялся так, как никого и никогда прежде. Это был и плюс, и одновременно минус моего детства. Я вырос действительно мужественным, уверенным в себе человеком, но в то же самое время детские комплексы и страхи навсегда поселились в моем сердце.

Надолго засиживаться в стране воспоминаний мне не позволил мороз. Проникнув под куртку, он словно огнем прошелся по моему телу, приведя меня в чувство. Вид открылся сказочный: деревья, укутанные снежными шубами; нежно-голубоватое небо; первые звезды, отчего-то печально глядящие на меня с высоты своего величия. Если бы не мороз, трескучий, ничего и никого не жалеющий — здесь можно было бы задержаться подольше. Но надо двигаться вперед — иначе велика вероятность, что я не доберусь до финала этого мира. А доставлять Эшеру такое наслаждение я не собирался.

Недалеко от центра холма я заметил каменный пьедестал, украшенный витиеватой росписью. Возможно, это текст из какой-нибудь книги цивилизации Д'ни, а возможно, и просто набор ничего не значащих символов. Но то, что пьедестал находится в центре, что-то да значит. Просто так в этих мирах ничего не делается. Видимо, с ним связана какая-то загадка, которую мне еще предстоит разгадать.

На одной из стен я заметил очередной символ Бахр. Его стоит запомнить! Судя по рисунку, волшебство будет связано с теплом. Ох, как бы мне хотелось, чтобы этот символ поднял столбик термометра хоть на несколько градусов! Это было бы как раз кстати, потому как ни моя куртка, ни пуловер уже не спасали от мороза. Нужно как можно скорее покинуть этот мир, иначе меня ждет внеплановая встреча с отцом, царство ему небесное!

Я подошел к пьедесталу и внимательно его осмотрел. Судя по всему, он может вернуть меня в пещеру. Наверху пьедестала был начертан какой-то символ. Будет нелишне его запомнить. Одно прикосновение к поверхности камня — и я уже в пещере, из которой едва выбрался пару минут назад.

Пришла пора решительных действий. Я взял с пьедестала магическую дощечку — Бахры поблизости не оказалось! — и подошел к лестнице, нарисовал знак якоря, положил табличку на землю и поднялся по лестнице вверх. Дело было за малым: дождаться шамана, а он, как и следовало ожидать, появился практически мгновенно. Как мне кажется, он связан с табличкой и сферами какой-то магической связью. Надо будет как-нибудь спросить об этом у Эшера.

Бахро появился спустя несколько секунд, все с тем же недовольным выражением лица поднял с земли волшебную табличку и перенес на другой пьедестал. Теперь я могу забрать табличку и перейти на другую сторону острова. Благо над пропастью был возведен прекрасный ледяной мост. Идти по нему было не очень удобно: мне казалось, что я вот-вот поскользнусь и упаду, но все обошлось.

Я добрался до нового каменного пьедестала, положил на него табличку и смог наконец перевести дух. Не в мои сорок бегать с десятикилограммовыми кусками камня! Вверх вели ступеньки. Интересно, а что там такое? Я поднялся по лестнице вверх. На небольшой возвышенности стояла лачуга.

— Браво, браво, браво, — раздался позади меня голос Эшера. — Ты добрался сюда! Приятно иметь дело с умным человеком. Что будешь делать дальше?

— Эшер... — только и смог произнести я. — Дальше я собираюсь покинуть этот мир. Мне здесь больше делать нечего.

— Нечего? — удивился мужчина. — Я не был бы так уверен: в этом мире у тебя остались еще кое-какие дела. И пока ты их не закончишь — двери останутся закрытыми.

— Ладно, допустим. Я хотел спросить у тебя: кто такие эти Бахры и почему они словно привязаны к табличкам и сферам?

— Ты точно подметил, мой друг! Они действительно привязаны! Но не подумай — это не моих рук дело! Ты ведь не думал, что Ейша святая?

— Ейша?! — не поверил я. — Но она не могла! Она сама жертва!

— Жертва кого? — презрительно спросил Эшер. — Меня, что ли? Так вот: Ейша гораздо более коварный и жестокий противник, чем я. Она творила эти миры вместе со своим отцом, а теперь, когда стала их заложницей, играет роль униженной и оскорбленной. Очень плохо, доложу я тебе, играет. И сейчас ей крайне важно заполучить золотую магическую табличку. С ее помощью она сможет создавать новые миры без участия своего отца. А вот нам всем тогда придется действительно несладко. Но, увы, мой друг, вынужден тебя оставить... Мороз, знаешь ли, не лучшее изобретение природы.

Эшер ушел, а я еще долго думал над его словами. Он вполне мог обманывать меня, но к чему ему это? С другой стороны, поверить в то, что Ейша — кровожадная интриганка, было сложно. Практически невозможно. Она выглядела жертвой, но никак не маньячкой. Что-то в словах Эшера не вязалось...

Я вошел в хижину. Увидел на стене непонятную диаграмму. По всей видимости, здесь отображена схема работы какого-то устройства. Я вышел из хижины, немного спустился по лестнице вниз — и заметил шесть башенок с клапанами наверху. Все клапаны необходимо поставить в правую позицию. По крайней мере — так было нарисовано на рисунке в хижине.

Сделать это оказалось совсем не просто. Из-за мороза клапаны долго не поддавались, но я все же не старик, а поэтому немного усилий — и все готово! Теперь можно попытаться разморозить этот мир! Я взял магическую табличку и отправился к ледяному озеру, в основании которого лежали трубы. Раньше по ним шла горячая вода, что, видимо, предотвращало образование льда. Я встал напротив озера так, как это было показано на диаграмме, и нарисовал символ тепла.

После того как Бахра прочитал очередное заклинание, снег начал стремительно таять, но, к сожалению, это длилось совсем недолго. Затем зима вновь вступила в законные права. Что же, повторим попытку. На этот раз я решил все же запустить механизм, изображенный на диаграмме. Для начала я подбежал к трубе с оранжевым знаком. Правый рычаг я повернул налево, средний направо, а левый налево. Закончив с первой трубой, я поспешил ко второй, с синими знаками. Здесь я повернул правый рычаг налево, центральный также налево, а вот правый — направо.

Я вернулся в хижину — на пьедестале появился новый знак. Что ж, его, как и всегда, необходимо запомнить. Я уже понял, что все в этих мирах работает только с помощью магических табличек и символов-заклинаний.

Я нажал на пьедестал и перенесся в магическую сферу. Здесь на каменном треугольнике я нажал на только что увиденный знак и отправился вместе с магической табличкой к замерзшему озеру. Положил табличку на землю и перешел на другую сторону замерзшего водоема.

— Тебе осталось сделать всего несколько шагов, и этот мир останется далеко позади! — произнес Эшер, возникший, как всегда, из ниоткуда. — Готов ли ты продолжить свое путешествие?

— Естественно, — ответил я, даже глазом не моргнув. — Я выберусь из этого мира...

— И попадешь в следующий... Тебе придется пройти еще как минимум два мира, две непохожие друг на друга Вселенные.

— Значит, такова моя судьба, а сейчас, будь добр, перестань меня отвлекать! — с этими словами я двинулся дальше, не обращая внимание на недоумение, явно читающееся в глазах Эшера. Он явно не ожидал такого поворота событий.

— Что же, удачи, — несколько зловеще ответил он — и исчез.

На другой стороне озера я обнаружил еще одну магическую сферу, а в ней — последний знак этой эпохи. С помощью пьедестала-телепорта я вернулся в магическую сферу, с которой началось мое путешествие в этом мире. Начертил знак — и положил табличку на землю, вышел из сферы, а когда вернулся — обнаружил новый знак на пьедестале. Выход из этого мира...

— Отлично, ты справился! — похвалил меня Эшер. — Извини, не удержался! Ты ведь на меня злишься.

— А почему мне не злиться? Я...

— Ты ведь сам выбрал свой путь, свою дорогу. Так иди же по ней, следуй зову своего сердца. Ведь ты всегда хотел приключений. Я лишь выполняю твои желания. Заметь: делаю это совершенно безвозмездно...

И он опять исчез, оставив меня наедине с мыслями. Я этого действительно хотел — чего уж тут скрывать. Он прав, я еще должен быть ему благодарен! Но кто же знал, что все окажется так чертовски сложно. С другой стороны, он предупреждал, что «это будет мало похоже на дешевые боевики. Жизнь и параллельные миры — штука куда как более сложная, чем это представляется голливудским режиссерам». Что же, мне же остается только одно: двигаться дальше. Третий мир ждет меня!

Часть четвертая. Космос. Душа. Мысли о смерти

Едва я попал в третий мир, как дыхание мое прервалось, душу словно подцепили крючком, а сердце сжали в ладонях, препятствуя его биению. Космос! Я оказался в космосе!

— Ты ведь об этом так долго мечтал, не так ли? — спросил, улыбаясь, Эшер. — Как видишь, я могу быть благодарным. Ты прошел два сложных этапа — почему бы, думаю я, не исполнить одно из твоих давних желаний? И теперь ты стоишь здесь, наблюдая за тем, как по небосводу этого мира двигается огромная планета.

Я молча наслаждался величием открывшегося мне пейзажа: множество звезд, гораздо более ярких, чем те, что мы видим с Земли, медленно проплывали по небосводу. Но центром всего, конечно же, была огромная планета, о которой говорил Эшер. Чем-то она напоминала мне Юпитер: кольца, несколько спутников. Но это, само собою разумеется, был не он.

Я вышел из магической сферы, не забыв прихватить с собою табличку — авось пригодится, а если и нет — Бахра все поправит. Я прошел наверх по железной лестнице, затем по другой — на этот раз вниз. Моим глазам предстало величественное здание: сплав металла и камня. Выглядело оно воистину потрясающе: архитектор, спроектировавший его, знал толк в строительстве. Если это был Эшер — честь ему и хвала.

— Ты, как я заметил, уже успел оценить мое творение, — вновь из ниоткуда появился он. — Нравится? Мне тоже. Это одно из лучших моих творений. Если не самое лучшее. Я, как ты уже успел заметить, разноплановая личность...

— И очень скромная, как я уже успел заметить! — последние слова я произнес с особой издевкой. — Скажи лучше: что мне надо сделать в этом мире?

— О, мой друг, все просто: включи электричество, воспользуйся приборами, расположенными в этом здании, и выход сам найдет тебя...

— Но как я включу электричество? И... что это вообще за здание?

— Ты находишься на пороге центра управления. Отсюда я прокладывал маршруты к другим мирам. Знаешь ли, весьма интересное занятие... А подключить электричество на самом деле гораздо проще, чем ты думаешь. Достаточно лишь чуть-чуть напрячь извилины — и эта несложная загадка поддастся тебе! А теперь мне пора! Удачи!

Да уж, действительно, немного удачи мне не помешает! Я пошел по левой стороне здания, пока не наткнулся на некий механизм с зеленым индикатором. Под зеленым экраном расположились два рычага. Правый рычаг я поставил в центральную позицию, а левый довел до самого верха. Раздался звонок, больше похожий на мелодию вызова устаревшего сотового телефона, — и механизм пришел в действие. Отлично! Можно продолжать исследование этого мира.

Завораживающий вид неизвестной планеты...

Я вышел из комнаты управления и отправился к лестнице, расположенной с левой стороны. Но, к сожалению, не успел сделать и нескольких шагов, как путь мне преградила гора технического мусора: кабели, какие-то болты. Сверху свисал еще один кабель, отвечающий, видимо, за подачу электроэнергии. Увы, он был перебит — придется искать замену!

Я вернулся в комнату управления и по лестнице, подсвеченной красными фонарями, поднялся наверх. Подошел к панели управления и переместил левый рычаг наверх, а верхний вправо. Затем нажал на зеленую кнопку и продолжил исследовать помещение. В нем оказалось еще минимум три подобные панели. Думаю, каждая из них отвечала за что-то свое.

Я покинул комнату управления и отправился по лестнице, находящейся слева, наверх. На верхней платформе я обнаружил телескоп невиданной доселе красоты. Признаться, ничего подобного в жизни не встречал! Казалось, его создал какой-то маг и кудесник с другой планеты. Я посмотрел в телескоп: он управлялся с помощью трех бегунков. С помощью кнопки, расположенной справа, телескоп можно было двигать по горизонтали; левый бегунок поднимал или опускал линзу; ну а верхний правый рычаг отвечал за увеличение и уменьшение картинки. Так что управлять телескопом мог даже младенец!

На экране телескопа я увидел непонятный столб. Попробовал приблизить изображение — ага, так это же вход в какое-то помещение! Я подвинул изображение налево, вновь приблизил — возле входа появились какие-то неведомые мне знаки. Когда я максимально приблизил изображение, до меня вдруг дошло, что это набор координат, которые я видел в комнате управления! Правда, там было по два символа, а здесь три. Хотя, наверное, первый обозначает панель, на которой необходимо ввести оставшиеся два значения. Естественно, перед тем, как покинуть это место, я запомнил координаты с экрана монитора.

Я отошел от телескопа и осмотрелся. Вдалеке я увидел какую-то странную металлическую конструкцию, а рядом с ней светильник. Интересно, что бы это могло быть? Я решил воспользоваться телескопом. С помощью рычагов и бегунков нашел конструкцию, но, к сожалению, внимательно рассмотреть ее не смог — препятствовал мост. Надо поискать другой ракурс!

Пока телескоп мне не нужен. Я прошел в центр платформы, зашел в небольшое ветхое здание, закрыл за собой дверь — для этого достаточно было нажать синюю кнопку. На стене я обнаружил еще одну кнопку, нажал заодно и на нее, а затем спустился по лестнице вниз. Здесь я обнаружил устройство, изменяющее высоту платформы с телескопом. Надавил на средний рычаг один раз, а затем вернулся на площадку и посмотрел в телескоп. Когда я приблизил изображение, меня ждал сюрприз: новый знак Бахры. Как всегда, я запомнил его — теперь-то я уж точно знаю, что без них покинуть этот мир невозможно.

В центре управления находятся панели с координатами.

Я вернулся в магическую сферу и нарисовал на табличке знак, обнаруженный несколько минут назад. Затем отошел на несколько шагов от сферы — Бахра, как всегда, появился неожиданно — а после вернулся внутрь. На магической табличке появился новый знак. Нажав на него, я очутился на новой платформе. Здесь расположился еще один телескоп, правда, гораздо меньших размеров, чем тот, что я использовал несколько минут назад. Я посмотрел в него и обнаружил, что он показывает то место, откуда я только что телепортировался. Я запомнил координаты и оставил телескоп в покое.

Подошел к пьедесталу — и перенесся в магическую сферу. Что ж, пора вновь посетить центр управления. Я прошел к правой стороне, нашел первую панель управления и ввел координаты, обнаруженные с помощью большого телескопа — на мониторе появилось расположение еще одного телескопа. Весело, ничего не скажешь! Я нашел два — значит, осталось еще столько же. Осталось выяснить местонахождение четвертого.

Затем я ввел второй набор координат — на экране загорелась новая точка. По всей видимости, это место, где установлен последний телескоп! Я вернулся в магическую сферу, переместился на платформу с маленьким телескопом и заглянул в него. После нехитрых манипуляций с бегунками (я просто внимательно всматривался в картинку — и, когда появился очередной знак Бахры, тут же записал его в блокнот) я оставил телескоп в покое.

Я вошел в магическую сферу и нарисовал знак, обнаруженный только что. Положил табличку на землю и отошел от сферы — иначе Бахра никогда к ней не приблизится. Он почему-то не в восторге от моего присутствия в этом мире. Хотя если уж говорить начистоту, то я тоже.

Через пару минут я вернулся в сферу и нажал на появившийся на табличке знак. Как и следовало ожидать, эта нехитрая манипуляция перенесла меня на новую платформу. Отлично, значит, я уже близок к победе!

Я спустился вниз по лестнице. Недалеко от края платформы расположилась кабинка — правда, попасть в нее мне не удалось — уж слишком далеко от меня она находится! Пришлось возвратиться на платформу с маленьким телескопом, спуститься по лестнице вниз и повернуть верхний рычаг налево, а центральный опустить вниз.

Теперь я смог забраться в кабинку. Я повернул направо, вошел в здание и поднялся по лестнице вверх. Первым делом мне было необходимо подключить электричество и к этому зданию, иначе ничего сделать не получится! Я подошел к панели управления электроснабжением и поднял оба рычага чуть выше центральной линии. После уже знакомого мне звонка здание озарили сотни огней. Отлично, значит, электричество подано! Теперь можно действовать дальше!

Когда вы берете табличку, нужно помнить, что подняться с нею по лестнице не получится – слишком уж тяжела.

Я повернулся направо и поднялся по ступеням наверх. Вверху я повернул направо — закрытая дверь! После нажатия на синюю клавишу, расположенную чуть поодаль от двери, она открылась. И вновь лестница! Я поднялся по ней — на одной из стен начертан новый знак Бахры — пришлось запомнить и его. Если честно — от этих знаков у меня уже началось помутнение рассудка. Слишком много информации приходится усваивать мозгу, а это не самое лучшее занятие, когда последний раз ел дня три назад. Хорошо еще, что здесь есть пресная вода, иначе бы все эти миры давно отправились бы в тартарары!

Я открыл дверь и натолкнулся на Эшера. Если честно — я был рад видеть его. Это могло означать только одно: я очень близок к своей цели, и этот мир, великолепный и чарующий, но все-таки такой чужой, останется далеко позади!

— Ты просто молодец! Я и не думал, что ты с такой легкостью дойдешь до этой стадии! Поразительно, просто поразительно! — улыбаясь, произнес он. — Как самочувствие?

— О, все отлично, если только не принимать во внимание волчий голод, — ответил я.

— Ах да, я же совсем забыл: тебе нужна пища. Увы, мой друг, ничего съестного предложить не могу. Как ты уже заметил, в моих мирах никто не побеспокоился о питании.

— Да, ресторанов и кафе я здесь действительно не обнаружил!

— О да, представляю себе: вечер, свечи и Бахра-повар, готовящий магическую табличку под соусом «натюрэль». Веселое зрелище, должно быть!

— Ну, я бы не стал на твоем месте так веселиться. Бахры, знаешь ли, совсем не такие простые слуги, как ты о них думаешь. Я уверен, в скором времени они восстанут против тебя, их создателя. Ведь их магической силы хватит, чтобы разрушить этот мир до основания!

— Хм... Отчасти ты прав, но только отчасти. Проблема в том, что Бахры без меня никто и ничто. Их магия — моя воля. Прежде чем совершить какой-то обряд, им приходится оповещать меня — иначе я не выделю магическую энергию, а без нее они не смогут наколдовать даже самый простой дождь. Хотя мне приятно, что ты заботишься о моем благополучии. Очень мило с твоей стороны.

Чтобы выбраться из пещеры придется проломить дыру во льду.

— Не обольщайся, меня интересуешь не ты, а твои миры. Потому что, если с ними начнет происходить нечто непредвиденное — я могу застрять здесь на продолжительный отрезок времени, а без еды я долго не протяну.

— Какие корыстные интересы... А я уж думал, мы стали друзьями.

— Друзьями? — рассмеялся я. — Скажем так: хорошими приятелями. Но, если честно: когда я покину твои миры, то забуду о тебе быстрее, чем день сменится ночью.

— Надежды, надежды, надежды... — произнес Эшер, исчезая.

Я подошел к пьедесталу, взял магическую табличку и отправился назад, в здание. Бахра преследовал меня по пятам, внимательно наблюдая за тем, что я делаю. Думаю, если бы мне взбрело в голову уничтожить табличку — он снес бы мне голову раньше, чем я об этом подумал. Ведь стоило мне подумать о магической сфере, как Бахра был тут как тут.

С табличкой я спустился по лестнице вниз, затем нарисовал знак, начертанный на стене, и положил ее на пол. Едва я отошел от нее, как Бахра тут же схватил табличку и начал ее придирчиво осматривать. Кинув на меня неодобрительный взгляд, он начал читать заклинание — подул сильный ветер. Что же, именно сейчас и настало время использовать кабинку по назначению!

Чтобы запустить ее, мне пришлось нажать на большой рычаг, отвечающий за тормоза. После того как я снял их, кабинка пришла в движение. Витиеватым путем я добрался до первой остановки. Справа были начертаны последние координаты, которые были мне необходимы. Естественно, их пришлось запомнить. Я вернулся в кабинку и отправился дальше, к центру управления.

Я вошел в здании, поднялся по лестнице и подошел к самой последней панели управления. Чтобы координаты были приняты системой, необходимо нажать зеленую кнопку, что я и сделал — появился новый символ Бахры. Нужно его нанести на табличку! Я пошел в магическую сферу, взял табличку и затем вернулся в центр управления, подошел к панели и срисовал с нее символ Бахры. Я положил табличку на пол — теперь дело за жрецом! А он не заставил себя ждать! После того как Бахра произвел кое-какие магические манипуляции, на экране монитора появился очередной символ. На этот раз стало понятно, что он последний.

Я нарисовал символ, положил табличку на землю — Бахра вырезал с помощью магии новый значок. Затем я нажал на символ, после чего очутился у порога четвертого, последнего мира.

Часть пятая. Тропики. Жара. Дом близок

«Где это я очутился?» — примерно такой вопрос возник у меня, когда я переступал границу магической сферы. Первое, что я увидел, — море. А может, и океан. Штиль. Вдалеке маячили призрачные скалы и таинственные гроты. На небе ни одного облачка. Идиллия. Не будь я голоден как волк — можно было бы даже позагорать! Песчаный пляж этому бы очень способствовал. Но надо двигаться вперед, к своей цели. А уж коль суждено мне будет выбраться из этих миров — куплю билет на Багамы и уж там отдохну как следует!

Между валунами спрятался проход.

Я взял магическую табличку и покинул сферу. По песчаной дорожке я поднялся к дому, где меня уже ждал Эшер.

— Вот ты и в последнем, четвертом мире! Поздравляю, ты проделал неплохую работу, но все самое сложное — впереди! — как и всегда, весьма оптимистично начал он. — Этот мир по сравнению с другими имеет ряд отличительных особенностей...

— Как, в общем-то, и все остальные миры... — вклинился я. — Ни один из миров не похож на другой. Это я уже понял.

— Ты прав, но здесь, в краю тропиков, кое-какие процессы идут вовсе не так, как в других Вселенных. И ты это скоро обнаружишь сам!

— То есть подсказки мне не видать? — с усмешкой спросил я.

— Естественно, до всего ты должен дойти самостоятельно. Но я верю в тебя и думаю, что ты справишься со своею задачей!

— А если я смогу выйти и из этого мира? Вернусь ли я домой?

— Да, конечно. Четыре мира — более чем достаточно, чтобы исполнить твою мечту — «по-настоящему большое и опасное приключение».

— Если честно, то я уже жалею, что когда-то загадал нечто подобное!

— Но время повернуть назад невозможно, — печально ответил Эшер. — Я бы тоже, наверное, многое в моей жизни сделал по-другому... Что же, мне пора! Встретимся чуть позже!

Когда он исчез, я решил подробнее изучить остров. Я погулял по пляжу, рассматривая ирреально красивые морские звезды, выброшенные на берег волной. Полюбовался солнцем и деревьями, чьи кроны колыхались в такт с ветром. На одной из скал я обнаружил новый символ Бахры. Естественно, я тут же его запомнил!

Я заметил небольшой проход между двумя скалами. Как оказалось, он вел к какому-то зданию. Весьма и весьма ветхому, должен сказать. Увы, центральные ворота оказались закрытыми. Здесь же неподалеку я увидел ветряк. Однако определить, работал он или нет, я не смог. Как бы его запустить? А что если воспользоваться знаком, который я увидел на скале? Его очертания здорово напоминали ветер, а ведь именно он может привести ветряк в действие.

Я начертал знак на магической табличке, положил ее на землю и отошел — Бахра сделал всю остальную работу. Подул ветер. Вначале слабенький, а потом такой, будто на остров обрушился какой-то мощный циклон! Ветряк пришел в действие. Я обошел его сзади — здесь расположилась панель управления. Чтобы ветряк начал работать не вхолостую, я нажал на левый рычаг. Я нажал также и на средний рычаг, но что это изменило — мне было непонятно. Затем я нажал на красную кнопку с правой стороны панели управления, нажал на правый рычаг и на красную кнопку слева.

После всех этих манипуляций я покинул ветряк и отправился к центральным воротам. На этот раз на одной из стен появился новый знак Бахры. Я вернулся в магическую сферу и нанес на табличку символ. Бахра же в свою очередь перенес его на камень, после чего я нажал на него и оказался за воротами. Отлично! Однако пока мне здесь делать было нечего — пришлось возвращаться назад.

Я взял табличку и вернулся к ветряку, где вновь вызвал ветер. На панели управления я нажал на левый рычаг, затем правый, красную кнопку. После этого я вернулся в магическую сферу и нажал на знак-порт. На этот раз путь был открыт! Я вышел на небольшую площадку, обрамленную четырьмя колонами. Две из них были закрыты, а другие две открыты. Я закрыл все и нажал на кнопку — появился новый символ Бахры. Его я тут же запомнил.

Я нарисовал его и положил табличку на землю, как и делал уже много раз до этого. Затем нажал на значок, появившийся на камне, — вновь очутился на площадке. Здесь я нажал на кнопку с правой стороны один раз, а с левой два. Я прошел дальше — еще две кнопки с двух сторон. На них я нажал дважды. После этого я нажал на большую желтую кнопку, расположенную между колонн. Выполнив все эти манипуляции, я вернулся в магическую сферу. На пьедестале я нажал на крайний правый знак.

Я нажал на красную кнопку, прошел дальше, нажал на вторую кнопку. В конце пути меня ждала закрытая дверь и Эшер.

— Ты близок к финалу. Прояви сообразительность, — только и сказал он.

Конечно, очень ценный совет! Лучше бы сказал конкретно: что и как сделать! Я вернулся в магическую сферу и решил исследовать дом. Заглянув в окно, я обнаружил на полу кусок бумаги с набором символов. Кажется, это ключ к замку на закрытой двери!

Я вернулся к двери и нажал вначале на пятый символ, потом на четвертый, затем на второй, на первый и в самом конце на третий. Дверь открылась, и я смог войти в дом!

В доме я обнаружил еще один кусок бумаги, который должен был помочь мне открыть следующую дверь. Я вернулся в магическую сферу и нажал на правый знак. По ступенькам я спустился вниз и подошел к механизму, вмонтированному в стену, положил на пол табличку и нажал на кнопку — платформа поднялась вверх. Однако только я сделал шаг в другую сторону, как платформа вновь опустилась. Надо положить на нее что-нибудь тяжелое! Вот только что? Возможно, есть смысл подключить к этому магию Бахры?

Это важно: обязательно сохранитесь здесь!

В одиннадцатом дневнике Ейши я обнаружил необходимый мне символ, нарисовал его на табличке — теперь платформа все время будет поднята! Я нажал на кнопку на стене и быстро запрыгнул на двигающуюся платформу — поднялся на второй этаж. Я вошел в левый коридор, нажал на красную кнопку, повернул направо и нажал на еще одну красную кнопку, затем на зеленую, повернул налево и нажал на синюю кнопку — появился новый знак Бахры, который я тут же нарисовал на табличке.

Теперь можно отправиться к лодке, пришвартованной к пляжу.

— Только не отдавай Ейше золотую табличку! — таковы были его слова.

Я подошел к рычагам и нажал на первый, второй, третий и шестой. Сквозь пролом в скале я вошел в пещеру, посмотрел в окно — какой-то флаг, правда, из-за штиля понять, что на нем нарисовано, было решительно невозможно. Но ведь у меня есть Бахра! Используя символ ветра, я заставил флаг развеваться — открылся последний магический символ этой эпохи. Все, что мне осталось, — это начертать его на табличке...

Это важно: чтобы успешно закончить игру — пройдите мимо Ейши, не дав ей золотую табличку.

Послесловие

Проснулся. Это был всего лишь сон?..

 

Myst: история одного острова

Как вы помните, самый первый Myst, созданный Cyan Worlds десять лет назад, начал историю Ашера — создателя параллельных миров. Тогда нам было поручено исследовать незнакомый остров, доверху напичканный всевозможными механическими загадками. Ашер создал книги-порталы, способные переносить людей в параллельные миры, каждый из которых был неподражаем. У него родились сыновья и дочь Ейша, главная героиня последних трех игр. Именно она станет вашем проводником в мире Myst.

Одновременно с семейной линией разработчики запустили не новую, но зато проверенную тему исчезнувшей цивилизации. На этот раз охотиться нам придется за странными Д'ни, которые построили множество пьедесталов-портов и, как и Ашер, использовали их для перемещения между мирами. Если вы хотите основательно все разведать про историю жизни и смерти этой цивилизации, самое время вернуться к URU. Кое-что о об этой цивилизации вы узнаете и в последней игре, но меньше, чем хотелось бы.



Назад