Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Константин Закаблуковский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (69) август 2007

Company of Heroes
Захватчики Европы

Казалось бы, что может быть сложного в игре по Второй мировой войне — с одной стороны люди и с другой люди. Нарисуем каждой стороне пехотинцев, снабдим орудиями и заполируем танками. А при такой графике — все остальное не имеет никакого значения. Но в Company of Heroes противостоящие стороны различаются, пожалуй, даже больше, чем разные расы в других играх. И дело не в наборе войск, а в самой концепции развития.

Централизация

 149KB

В немецких войсках все делается полностью централизованно. Никаких улучшений техники в отдельных зданиях нет, зато есть система фаз подготовки к бою. Всего их четыре, если считать начальную, а каждая последующая дает доступ к зданию более высокого уровня, производимой в нем технике и улучшениям оружия полученных ранее отрядов и машин. Но в общей сложности, чтобы достичь максимального развития, немцам нужно потратить больше времени и ресурсов.

Система получения опыта и вовсе отличается от американской. Подразделения союзников зарабатывают личный опыт, уничтожая противников, а немецкие улучшаются оптом в центре боевой подготовки. Разделяются они на четыре группы — пехота, войска поддержки, легкая и тяжелая бронетехника.

Нужно упомянуть, что требования к уровню микроуправления при игре за немцев выше. Численность отрядов меньше, бесплатное лечение отсутствует (оно вообще отсутствует до фазы боя), а способы изведения противников на начальном этапе несколько ограничены.

Военные доктрины

Company of Heroes     скриншот, 149KB
Это не обстрел, а дымовая завеса.

Все же схожесть между сторонами есть. При игре и за союзников, и за немцев предстоит выбрать одно из направлений развития. Название сменилось со специализированной роты на армейскую доктрину, но сути это не меняет. Выбор влияет на стиль игры и самую «вкусную» ее часть — супероружие.

За все действия начисляется опыт, будь то строительство или уничтожение сооружений, тренировка войск и производство техники, истребление врагов. Некоторое количество дают очки командования (они отображаются справа сверху от миникарты), на которые и приобретаются умения. Стоимость — от одного до пяти, счетчик начинает мигать, если можно приобрести умение в любой из линеек.

Немецкие войска ориентированы на бронетехнику — есть возможность чинить ее почти даром и с минимальным участием игрока, но зато лечить пехоту можно только вручную. Британцы же, наоборот, бесплатно излечивают своих солдат, но всю технику вынуждены ремонтировать с помощью инженеров.

В каждой из доктрин есть две отдельные линейки специальных способностей, доступ к более сильным умениям дается после открытия предыдущих.

Оборонительная доктрина

Спорный выбор, полезность его сомнительна, а потому и популярность среди игроков невысока. Большинство специальных командирских умений пассивны, а значит, не требуют ресурсов. Но у зенитного орудия один недостаток: в отличие от оружия других доктрин, «Тигров», оно статично. Применение «восемьдесят восьмых» оправдано разве что на карте «Низины Бо», при контроле игроком центра они могут вести огонь по базе союзников.

Артиллерийская поддержка

Ресурсы

 4KB — Очки командования.

 2KB — Количество командных единиц.

 3KB — Живая сила.

 3KB — Боеприпасы.

 3KB — Топливо.

«За Родину». 1  4KB / 45  3KB

Company of Heroes     скриншот, 149KB
Вот и недостаток оборонительной доктрины — десант уничтожит немецкое супероружие, а потом и захватит его.

В течение тридцати секунд все пехотные подразделения лучше сражаются на подконтрольной территории. Время перезарядки способности такое же — полминуты, так что ее применение ограничено только количеством ресурсов.

Укрепить периметр. 1  4KB.

На все здания на базе устанавливаются пулеметы. Польза от этого сомнительна, если кто-то подобрался к штабу, то это значит, что дела уже плохи и пехотой дело не обойдется. Несколько полезнее возможность восполнять потери пехоты возле бункеров.

88-мм орудие Flak 36. 3  4KB / 400  3KB / 75  3KB / 11  2KB

Инженеры получают возможность возвести еще один тип построек — зенитное орудие, бьющее прямой наводкой. Уничтожает танк союзников с двух-трех попаданий, что при его скорострельности делает его очень опасным. Способно сбивать самолеты «Тандерболт», если противник выбрал своим направлением развития десантную роту. Недостатки — длительность строительства, слабая защищенность и невозможность перемещения.

Оборонительные сооружения (базы)

Company of Heroes     скриншот, 149KB
Нет зверей страшнее, чем инженерные войска.

Дальнее обнаружение. 1  4KB.

Радиус обзора всех наших построек и контролируемых точек значительно увеличивается, становясь таким же, как у мотоцикла.

Пристрелка. 2  4KB / 135  3KB.

Это способность зданий и контролируемых точек. После ее приобретения появляется возможность вызвать артиллерийский огонь на постройку и область вокруг нее. Повреждения самому зданию не наносятся.

Ракетный удар. 4  4KB / 250  3KB.

По указанной точке на местности наносится удар реактивной артиллерией из-за пределов карты. Цель должна быть в зоне видимости, на атаку требуется время.

Доктрина блицкрига

Агрессивное направление развития. Штурмовые отряды пехоты при поддержке тяжелой техники, включая «Тигры».

Штурмовики

Штурмовое пехотное отделение. 2  4KB / 350  3KB8  2KB. Вызывается одно отделение штурмовиков из четырех человек.

Группа поддержки штурма городов. 3  4KB / 600  3KB 4  2KB.

В распоряжение игрока поступает самоходная артиллерийская установка StuH 42.

Бронетанковая группа. 3  4KB / 900  3KB 14  2KB. В подчинение поступает тяжелый танк «Тигр».

Штурм

Штурмовая пехота. 1  4KB.

Company of Heroes     скриншот, 147KB
Удачно уложенная мина способна испортить самый хитроумный замысел.

Все пехотные подразделения получают дополнительное умение «Штурм» — за пятьдесят боеприпасов они могут кинуть связку гранат в противника перед тем, как вступить в ближний бой. В отличие от обычного броска, радиус этой способности намного выше и сопоставим с дальностью обзора и стрельбы, но целью обязательно должен быть враг.

Мгновенные ресурсы. 2  4KB / 200  3KB.

В распоряжение игрока моментально поступает девятьсот единиц личного состава, но в течение трех следующих минут поступление равно нулю. В целом это выгоднее, но плюс не такой уж и большой — шестьдесят-восемьдесят единиц ресурса. Имеет смысл применять для вызова бронетанковой группы из штурмовой ветки.

Тактика блицкрига. 3  4KB / 150  3KB.

В течение тридцати секунд легкая и тяжелая бронетехника быстрее передвигается и чаще стреляет, пехотные отряды перемещаются бегом.

Доктрина террора

Самое дорогое (в командных очках) направление развития среди всех доктрин. Здесь сгруппированы действия, направленные на поддержку своих войск и на устрашение противника. У сделавшего этот выбор игрока будет два серьезных аргумента в каждой из веток — усиленный «Тигр»-ас и уничтожающая все ракета Фау-1.

Поддержка героя

Company of Heroes     скриншот, 149KB
Сейчас снайпер превратится в бездарно потраченные ресурсы.

Рвение. 1  4KB.

Пассивная способность — чем больше потерь несут пехотные отряды, тем яростнее они сражаются. Полезность сомнительна, подразделения стоит поддерживать полностью укомплектованными, но брать ее все равно придется.

Огненный шторм. 2  4KB / 200  3KB.

В указанной точке местности начинается артиллерийский обстрел. Место атаки должно быть видно.

«Тигр»-ас. 5  4KB / 1000  3KB 16  2KB.

Под командование игрока поступает «Тигр» с экипажем из танкистов-асов. Можно вызвать только одну единицу тяжелой техники.

Это важно: на «Тигр»-ас не действуют улучшения тяжелой бронетехники, проводимые в центре боевой подготовки. Ничего странного в этом нет — ведь экипаж-то уже опытный.

Пропаганда

Company of Heroes     скриншот, 149KB
Фау-1 — самое мощное оружие в игре.

Вдохновить на штурм. 1  4KB / 50  3KB.

На полминуты урон всей немецкой пехоты возрастает, но снижается ее защищенность. Время перезарядки умения — 45 секунд.

Пропагандистская война. 3  4KB / 100  3KB.

Вражеские пехотные подразделения в указанной области бросают все и бегут к своему штабу. Имеет смысл применять против превосходящих сил противника либо против отрядов, захватывающих точки в нашем тылу. Недостаток только один: время перезарядки умения — пятьдесят секунд.

Удар ракетой Фау-1. 4  4KB / 350  3KB.

Серьезный аргумент в пользу немецких войск — уничтожает практически все, попавшее в зону взрыва. Но в силу специфики супероружия — двадцатисекундного времени подлета — его имеет смысл применять против зданий и укреплений противника. Из преимуществ перед другими видами артиллерийской и ракетной поддержки — нет визуальных эффектов, обозначающих место удара, только звуковые.

Постройки

Здания, как и у союзников, подразделяются на две группы — основные структуры и полевые укрепления; исключения, не попадающие ни в одну из них, — штаб и полевой штаб. Первые — производственные здания, их можно построить только в пределах стартового сектора игрока, вторые — в любой точке карты на подконтрольной территории.

Штаб. Главное здание в стартовом секторе игрока. Уникально, не может быть полностью разрушено, но при большом количестве повреждений перестает выполнять свои функции. После починки полностью восстанавливается. Здесь можно тренировать инженеров и здесь же проводятся улучшения «боевых фаз».

 147KB
  • Перейти к фазе артиллерийской подготовки. 200  3KB 35  3KB

    Становятся доступными для строительства фронтовые казармы. Позволяет вооружить отряды фольксгренадеров пистолетами-пулеметами MP-40, а отряды штурмовиков, если их вызвать соответствующим умением, — панцершреками.

  • Перейти к фазе штурма. 200  3KB 50  3KB.

    Можно строить здание следующего уровня — штурмовую оружейную. Войскам доступны улучшения: выдать пулеметы MG 42 отрядам пехотинцев, оснастить бронетранспортеры Sdkfz 251 огнеметами.

  • Перейти к фазе боя. 200  3KB 65  3KB.

    Делает доступным для строительства танковый завод. Отрядам штурмовиков можно выдать штурмовые винтовки MP-44, бронетранспортеры Sdkfz 251 оснастить реактивными установками, бронеавтомобили Sdkfz 234 «Пума» — 50-мм противотанковым орудием, но самое ценное — все отряды пехоты и соединения поддержки получают возможность использовать аптечки.

Полевой штаб. 260  3KB.

В любом здании на своей территории можно развернуть полевой штаб, где можно тренировать инженеров, все три вида пехоты, минометные, пулеметные и орудийные расчеты. Доступность их зависит от построенных на базе основных структур. Постройку можно либо разрушить, либо с помощью отряда пехоты «свернуть» вражеский штаб.

 148KB

Основные структуры

Казармы вермахта. 220  3KB 15  3KB.

Базовое здание для производства войск, доступное к строительству с начала игры. В нем тренируются фольксгренадеры, пулеметные расчеты, снайперы и производятся мотоциклы.

 150KB

Фронтовые казармы. 220  3KB 25  3KB.

Доступны после достижения второй боевой фазы — фазы артподготовки. Могут тренировать основные пехотные отряды Германии — пехотинцев, минометные расчеты в комплекте с вооружением, производить противотанковые орудия PAK 38 и бронетранспортеры Sdkfz 251 Hanomag.

 146KB

Штурмовая оружейная. 240  3KB 35  3KB.

Для строительства требуется развитие до фазы штурма. На этот раз обошлись без пехотных отрядов, вместо них оружейная тренирует специального бойца — офицера. Из техники здесь производятся бронеавтомобили Sdkfz 234, реактивные 150-мм минометы и самоходные артиллерийские установки StuG IV.

 148KB

Танковый завод. 260  3KB 65  3KB.

Последнее в линейке основных производственных зданий, для его возведения игрок должен достичь фазы боя. Танковый завод производит зенитные самоходные установки «Оствинд», танки Panzer IV и «Пантера», а также тренирует элитную пехоту — отряды кавалеров рыцарского креста.

 148KB

Центр боевой подготовки. 100  3KB 30  3KB.

То самое здание, где проводятся улучшения наших войск, начиная от ветеранов и отборных подразделений и заканчивая элитными частями. Всего четыре линейки улучшений:

 150KB
  • В пехотной — опыт присваивается инженерам, фольксгренадерам, пехотинцам, кавалерам рыцарского креста, штурмовикам и офицерам.

  • К войскам поддержки относятся минометные, пулеметные, орудийные расчеты, в том числе реактивные минометы и зенитные орудия Flak 88 из оборонительной доктрины, а также снайперы.

  • Линейка легкой бронетехники — мотоциклы, бронетранспортеры Sdkfz 251 и бронеавтомобили Sdkfz 234.

  • Улучшения тяжелой бронетехники касаются самоходных артиллерийских орудий StuG IV и StuH 42, зенитных самоходных установок «Оствинд», танков Panzer IV, «Пантера», «Тигр».

Стоимость для всех четырех видов войск одинакова — 100  3KB 30  3KB за ветеранские нашивки, 300  3KB 50  3KB — за отборные войска и 300  3KB 70  3KB — за элитные части.

Полевые укрепления

Наблюдательный пункт. 200  3KB.

На захваченных точках, исключая стратегические, можно возвести специальное строение — наблюдательный пункт. Он несет двойную функцию — увеличивает поступление ресурсов с контролируемого сектора и дает некоторую защиту самой точке от захвата.

 116KB

Бункер. 150  3KB.

Оборонительное сооружение в виде бетонной коробки, изначально не оборудованное ничем, кроме дверей и щелей. Внутри бункера могут разместиться два отряда пехоты общей численностью не более шести человек, в том числе и пулеметный расчет. Можно провести одно из трех улучшений за пятьдесят единиц боеприпасов каждое:

 150KB
  • Пулемет MG 42. Устанавливается в торцевой амбразуре, сектор обстрела — около сорока градусов, что меньше, чем у пулеметного расчета, да и развернуть строение по понятным причинам невозможно.

  • Пункт первой помощи. Два медика начинают подбирать раненых на поле боя, когда их число достигнет четырех — наружу выходит отряд пехотинцев. Приобретение на первых порах кажется отличным — почти бесплатно можно получить отряд стоимостью триста единиц живой силы. Но нужно помнить, что каждый взвод занимает еще и четыре единицы из лимита командования. Впрочем, никто не запрещает при необходимости разрушить медсанбат.

  • Ремонтная мастерская. Возле бункера появляются два инженера, которые чинят любую технику, оказавшуюся в радиусе действия, но порядок ремонта предугадать сложно. Если ремонтных мастерских несколько, все инженеры возвращаются после выполнения ремонта к ближайшей из них. И это удобно, поскольку этот бункер, как правило, наиболее приближен к месту боев.

Все три типа бункеров могут производить начиненные взрывчаткой танкетки — «Голиафы». В пункт первой помощи и ремонтную мастерскую можно посадить пулеметчиков, и бункер станет сходным по действию с пулеметным гнездом, но не стоит забывать, что расчет занимает часть нашего командного лимита.

На заметку: бункеры строятся только на подконтрольной территории, а все нижеследующие укрепления — в любой точке карты, хоть перед вражеским штабом.

Мешки с песком. Укрепления для пехоты и подразделений поддержки, дают максимальный уровень защиты — зеленый. Возводятся инженерами, фольксгренадерами и пехотинцами самостоятельно, достаточно указать точки начала и окончания строительства. Бронетехника, за исключением мотоциклов, уничтожает мешки, просто проезжая по ним.

 95KB

На заметку: подразделение, строящее стенку из мешков с песком, становится максимально защищенным после первого законченного блока.

Колючая проволока. Противопехотное заграждение, «колючка» для всех солдат — непреодолимая преграда. Но бронетехника тяжелее мотоцикла уничтожает мотки проволоки, проезжая по ним, ловко расправляются с ней и кусачки инженеров. Укладываются инженерами, фольксгренадерами и пехотинцами.

 149KB

Противотанковые укрепления. Преграда для большинства видов техники, возводимая инженерами. Но и их можно уничтожить, американцы делают это с помощью танков «Шерман-Крокодил», оборудованных бульдозерными ножами, а немцам достаточно проехать по бетонным блокам или ежам танком «Тигр», чтобы сровнять их с землей.

 72KB

Установка мин. 25  3KB.

Операция может проводиться только инженерами. Любое вражеское подразделение, оказавшееся в зоне действия, взрывается. Отрядам пехоты и войскам поддержки с небольшой численностью может хватить и одной мины, но чаще всего гибнет несколько человек, а не все. Технику подорвать с одного раза нельзя. В любом случае минирование не повредит. Места — мосты, проходы, стратегические и ключевые точки, там, где другую дорогу найти проблематично.

 114KB

88-мм орудие Flak 36. 400  3KB 75  3KB 11  2KB. Супероружие, доступное игроку, выбравшему оборонительную доктрину. В связке с предыдущей способностью по увеличению обзора или с разведкой неплохо работает. Но урон от него ниже, чем от «Тигров», а самый большой минус — неподвижность.

 148KB

Войска

Все войска разделены на четыре функциональные группы — пехота, войска поддержки, легкая и тяжелая бронетехника. Приведена стоимость в ресурсах, необходимых очках из лимита командования для поддержки, а для подразделений, состоящих более чем из одного бойца, — затраты на пополнение.

Пехота

Инженеры. 120  3KB 2  2KB / 30  3KB 1  2KB.

Отряд инженеров из двух человек в первую очередь предназначен для строительства зданий, укреплений и ремонта строений и техники. Достаточно быстро захватывают точки. Но этим применение инженеров не ограничивается — пусть это не элитная пехота, но они вполне могут постоять за себя в бою. Можно провести одно из двух улучшений оружия.

 144KB
  • Огнеметы. 50  3KB. Потратим совсем немного боеприпасов — и наши инженеры станут опасными для вражеской пехоты и зданий. Особенно не поздоровится стрелкам.

  • Миноискатели. 35  3KB. Как ясно из названия, они нужны для поиска вражеских мин. Пространные минные поля встречаются редко, но противник может начать минировать контрольные точки, вот тогда-то и пригодится миноискатель.

Инженеры могут не только возводить, но и уничтожать проволочные заграждения, используя кусачки, для этого даже не нужно применять способность, достаточно навести указатель мыши на «колючку». Немцы, в отличие от американских «коллег», способны собирать ресурсы-боеприпасы из остовов уничтоженной техники. Добыча идет медленно, но с подбитого танка можно получить не так уж и мало, поэтому пренебрегать этой возможностью не стоит.

Это важно: когда инженеры что-то строят, их огневая мощь снижается, в частности, они не могут пользоваться тяжелым оружием. То же относится и к фольксгренадерам с пехотинцами, когда они возводят проволочные заграждения или устанавливают стенку из мешков с песком.

 149KB

Фольксгренадеры. 280  3KB 5  2KB/ 28  3KB 1  2KB.

Начальная пехота, слабо пригодная для боевых действий. Но пока мы не достигнем фазы артиллерийской подготовки, выбор у нас вряд ли появится. Отметим, что американские отряды стрелков ненамного лучше по характеристикам, только численность больше. С развитием до более совершенной пехоты отряды фольксгренадеров не перестают быть нужными, но их основной задачей становится захват пулеметов, минометов и пушек с погибшими расчетами. И дешево, и в отряде останутся двое. Специальная способность подразделений — использование одноразового панцерфауста. Обходится это действие в полсотни боеприпасов, а доступно начиная с фазы артиллерийской подготовки. Тяжелое оружие могут только подобрать, не больше двух единиц на подразделение.

  • Пистолет-пулемет MP40. 50  3KB. У всех бойцов отряда фольксгренадеров винтовки заменяются на пистолеты-пулеметы. Возрастает урон по пехотным подразделениям противника. Для улучшения требуется переход к фазе артподготовки.

Это интересно: фольксгренадеры — это войска, стоящие по уровню подготовки ниже регулярной немецкой армии, но выше обычного ополчения. В них оказывались люди, не попадавшие в регулярные части из-за небольших проблем со здоровьем либо работавшие на предприятиях.

 149KB

Пехотинцы. 300  3KB 4  2KB / 37  3KB 1  2KB.

Основное пехотное подразделение вермахта: именно они, если мы не выберем доктрину блицкрига, будут сидеть в окопах. В отряде четыре бойца, трое вооружены винтовками, а один — автоматом MP-44. За скромное вознаграждение в два с половиной десятка боеприпасов способны метать гранаты на небольшое расстояние. Отряд можно вооружить двумя единицами тяжелого оружия, подобранного на поле боя или приобретенного специально. Использовать пехотинцев для захвата пулеметов, минометов и орудий можно, но после этого в подразделении остается один боец, что опасно. Тяжелое оружие при этом, в отличие от гибели трех четвертей состава, никуда не теряется, второй экземпляр вручат первому прибывшему новобранцу, а оставшиеся двое появятся на свет с винтовкой и автоматом.

  • Панцершрек RPzB 54. 75  3KB. Получив в свое распоряжение это оружие, отряд обретает способность бороться с любой техникой. Но пехота с таким усовершенствованием уничтожается менее эффективно.

  • Ручной пулемет MG42. 75  3KB. Пехотинцы получают ручные модификации пулеметов MG-42. Снижается скорость перемещения, но повышается урон пехоте и войскам поддержки противника. Но это не все, как и всякий пулемет, «сорок второй» может прижать противника к земле и снизить его боеспособность.

    Совет: можно снаряжать отряд разными типами оружия, но практичнее делать подразделения специализированными.

 125KB

Кавалеры рыцарского креста. 390  3KB 6  2KB / 65  3KB 2  2KB.

Элитная немецкая пехота, вооруженная автоматами MP44. Стоят дорого, требуют двойное довольствие из командного лимита, но в отряде всего три бойца и нет возможности выдать тяжелое вооружение со склада. Появляются они в последнюю фазу — фазу боя, потому как тренируются на танковом заводе, а к этому времени у обеих сторон в ходу будет техника. Можно подобрать одну единицу тяжелого вооружения, и лучше, если это будет пулемет, а не гранатомет.

 149KB

Штурмовики. 400  3KB 8  2KB / 42  3KB 2  2KB.

Специальное подразделение, доступное игрокам, выбравшим направлением развития доктрину блицкрига. Построить их нельзя, только вызвать из-за края карты отдельным отрядом или в качестве пехотного сопровождения для StuH 42 или «Тигра». Похожи на обычных пехотинцев — те же четверо бойцов с аналогичным базовым уроном, два потенциальных улучшения. Но различий гораздо больше, чем сходства, — штурмовики бросают не гранату, а связку гранат за сорок боеприпасов, нанося больший урон, а главное, они умеют прятаться, получая право первого удара. Это их ценнейшая особенность, способная переломить ход боя. В режиме скрытности скорость подразделения снижается. Все бойцы в отряде вооружены винтовками, но можно выдать им две единицы тяжелого оружия либо четыре MP44.

  • Панцершрек RPzB 54. 75  3KB. Такие же, как и выдаваемые пехотинцам. Для улучшения необходимо достичь фазы артиллерийской подготовки.

  • Штурмовая винтовка MP44. 75  3KB. Урон такой же, как и у MG42. Штурмовые винтовки не снижают скорость подразделения (и так есть штраф в режиме невидимости), но не способны прижать противника к земле. Проведение одного улучшения MP44 снабжает двух солдат.

 80KB

Офицер. 260  3KB 2  2KB.

Это не отряд, а специальный уникальный боец с тремя способностями, расширяющими линейку умений доктрин. Хотя «боец» — слишком сильно сказано, урон от него минимальный, но не стоит забывать, что задачи у него другие. Раз в полминуты он за сто пятьдесят единиц боеприпасов может вызвать минометный обстрел указанной точки. Сам офицер должен находиться неподалеку, а место атаки должно быть видимым. С той же периодичностью за пятьдесят боеприпасов он может испугать один пехотный отряд американцев и заставить его отступить к штабу. Этакое умение «пропаганда» из доктрины террора в миниатюре. Последняя способность бесплатна — это надзор за зданием, во время которого производство ускоряется вдвое, она же влияет и на время проведения улучшений.

Войска поддержки

 99KB

Пулеметный расчет. 260  3KB 3  2KB / 33  3KB 1  2KB.

Станковый пулемет MG42 способен прижать к земле практически любой отряд пехоты в секторе обстрела. Но за пределами этой зоны расчет почти беззащитен и вяло отстреливается. Для того, чтобы сменить направление стрельбы, станок нужно разобрать, а затем собрать заново, на обе операции требуется время. Размещать пулеметы в чистом поле — занятие бесполезное и вредное, их обойдут и уничтожат. А если прикрыть с флангов, например, стеной, зданием или другими своими войсками, — польза будет неоценима. Может показаться, что посадить расчет в здание — замечательная идея. Да, если выполнены вышеприведенные условия по защите флангов. А один в поле не воин, на смену позиции требуется время, за которое противник успеет переместиться.

 115KB

Минометный расчет. 270  3KB 3  2KB / 34  3KB 1  2KB.

80-мм миномет Granatewerfer 34 (Gr. 34) с расчетом из трех человек. Наибольший урон наносит пехотным подразделениям, но повреждает и здания, и легкую технику. Стрельба ведется навесом, а не прямой наводкой, что позволяет прятать расчет за препятствиями. На развертывание и свертывание требуется время. После установки и указания направления стрельбы расчет ведет огонь по своему разумению, не обращая внимания, есть рядом с целью дружественные войска или нет. Можно задать жертву вручную, просто указав на нее, но есть более практичный способ — приказ обстреливать местность. В течение полминуты расчет будет вести огонь по заданной точке, после чего операцию придется повторить. Вторая боевая задача, которую могут выполнять только 80-мм минометы, — постановка дымовой завесы. Операция производится так же, как и контролируемый обстрел, — указанием точки на местности. Только целью должны быть не вражеские войска, а союзные подразделения. Время действия — тридцать секунд, а перезарядка, в отличие от обстрела, — минута.

 121KB

Противотанковое 50-мм орудие Pak 38. 310  3KB 3  2KB / 40  3KB 1  2KB.

Простейшее средство для борьбы с бронетехникой, в меньшей мере — с пехотой. Стреляет довольно далеко, так что нет необходимости располагать на передней линии. На разворот требуется время. Основное отличие от американского аналога — возможность маскироваться, тем самым получая право первого удара.

 118KB

150-мм реактивный миномет. 325  3KB 5  2KB.

Почему этот зверь, на Восточном фронте получивший прозвище «Ишак», оказался в распоряжении немецкой стороны, сказать трудно. Потому как модификация бронетранспортера Sdkfz 251 — сухопутная «Штука» обходится дешевле и в людских ресурсах, и в количестве требуемых командных очков из лимита бойцов, и в большинстве типов повреждений. Но все же преимущества перед гусеничным аналогом есть — больший урон пехоте, выше дальность и (немного) точность.

 74KB

Снайпер. 340  3KB 4  2KB.

Американский и немецкий снайперы — две большие разницы. И дело не в разных параметрах, здесь как раз они схожи как близнецы, а в численности отрядов. Уничтожить пару немецких инженеров — легко, вторым выстрелом можно убить уже ретирующегося к своей базе бойца. С американской троицей строителей такой номер проходит редко, один почти всегда добегает до базы. Как результат, в первом случае потери ресурса людского состава — сто двадцать, а во втором — шестьдесят. Тренировать снайпера, конечно, можно, но затраченные на него ресурсы могут и не окупиться.

Легкая бронетехника

 86KB

Мотоцикл M3. 180  3KB 2  2KB.

На первый взгляд слабенькая, мало что из себя представляющая боевая единица. Но у мотоцикла есть ряд достоинств, ради которых его и нужно строить. Получить пулемет, пусть и слабее станкового, но всего за сто восемьдесят единиц, юркий и подвижный, да еще и сразу после строительства начального здания немцев — казарм вермахта. Но главное назначение мотопехоты — разведка, у него выше радиус обзора, что позволяет наводить минометы и артиллерию. К тому же обнаруживает снайперов на большей площади вокруг себя, чем прочие войска, и быстро уничтожает их. Отлично расправляется с пулеметными и минометными расчетами, нужно только не оказаться под огнем, постоянно маневрируя.

 148KB

Бронетранспортер Sdkfz 251. 220  3KB 20  3KB 4  2KB.

Основная его задача — не возить пехоту и расчеты к месту развертывания, как может показаться, хотя транспортировкой «Ханомагу» тоже придется заниматься. Пожалуй, самое ценное его свойство — возможность пополнения отрядов вокруг себя. Этакая мобильная фабрика пехоты. В немецкой армии должна присутствовать хотя бы одна такая машина. Если внутри находится любое подразделение, его бойцы садятся за два пулемета, направленных вперед и назад. Можно провести два улучшения на выбор — установить огнеметы или направляющие для реактивных снарядов, в обоих случаях транспортные функции машина утратит, но будет пополнять отряды. В отличие от более тяжелой «Пумы» бронетранспортер получает урон от огня станковых пулеметов.

На заметку: во время боя бывает, что стрелка убивают. Достаточно высадить пассажиров и снова взять их на борт — оба пулеметчика будут на месте.

  • Огнеметы. 100  3KB. По обоим бортам появляются трубы огнеметов, которые обрабатывают две полусферы вокруг машины. Вперед и назад бронетранспортер жарит врага с удвоенной силой. Урон по пехоте — очень большой, гораздо выше, чем у инженеров, достается также зданиям и легкой бронетехнике. Для проведения улучшения необходимо достичь фазы штурма.

Это важно: американцы имеют отменное средство борьбы с нашими передвижными огнеметами — мины-липучки, снимающие больше половины брони.

  • Сухопутная «Штука». 150  3KB. По бортам бронетранспортера устанавливаются шесть направляющих для 280-мм реактивных снарядов. Залп можно производить раз в минуту, в цель уходят все заряды. Как и для прочих минометов, чем больше расстояние, тем ниже точность. Для установки направляющих требуется достичь фазы боя.

 147KB

Бронеавтомобиль Sdkfz 234 «Пума». 280  3KB 35  3KB 4  2KB.

Оборудованная двадцатимиллиметровым орудием и спаренным пулеметом, эта машина годится для уничтожения пехоты. Если, конечно, та не вооружена противотанковыми средствами. В пользу автомобиля говорит разве что его высокая скорость, а значит, и возможность реагирования на вылазки противника. В остальном же предпочтительнее строить чуть более дорогие САУ, у них выше и бронирование, и урон.

  • 50-мм орудие. 75  3KB. Если быть верным истории, то после проведения этого улучшения бронеавтомобиль получает право называться «Пумой». Немного возрастает урон против легкой и тяжелой бронетехники и зданий, но противопоставить тяжелой технике все равно нечего, слишком слаба броня автомобиля.

 96KB

«Голиаф». 75  3KB 1  2KB.

Несколько неверно относить дистанционно управляемые мины-танкетки «Голиафы» к легкой бронетехнике, но к другим типам войск они имеют еще меньшее отношение. Опыт от улучшений в центре боевой подготовки им в любом случае не идет. Производятся в произвольно выбранном бункере, улучшенном или не улучшенном, после чего остается довести танкетку до цели и взорвать. Самая большая трудность — доехать, бронирование у машинки слабенькое. Хотя иногда пусть уничтожают... у себя под ногами. Детонация произойдет в любом случае.

Тяжелая бронетехника

 149KB

Самоходная артиллерийская установка StuG IV. 340  3KB 50  3KB 4  2KB.

Первая модель тяжелой техники, в отличие от прочих, доступная еще в фазу штурма. Но для рейдов по вражеским тылам САУ не особо приспособлены — малая скорость и конструкция не позволяют активно маневрировать. Да и бронирование подкачало, противотанковая пушка превратит StuG IV в обломки за пару-тройку выстрелов, столь же легко расправятся с машиной и отряды с базуками. Наибольший урон орудие САУ наносит легкой и тяжелой бронетехнике, пехоте и зданиям достается намного меньше. Отсюда и область применения — защита войск с задней линии и уничтожение подобравшихся близко бронеавтомобилей и бронетранспортеров противника. При атаке выполняет те же функции, но выводить самоходную установку на передний край не стоит.

 149KB

Самоходная артиллерийская установка StuH 42. 600  3KB 4  2KB.

Эта САУ отличается от предыдущей модели вооружением — она оснащена не противотанковой пушкой, а гаубицей (отсюда маркировка — от немецкого слова Sturmhaubitze), предназначенной для борьбы с пехотой и уничтожения зданий, чуть выше у нее и дальность. Получить StuH можно только выбрав доктрину блицкрига, а после вызвав ударную группу для штурма городов. Под нашим командованием эти САУ могут оказаться достаточно быстро, для этого нужно всего пять очков командования. И к этому моменту нашими стараниями, конечно, противник не сможет ответить.

 148KB

Зенитная самоходная установка «Оствинд». 410  3KB 40  3KB 8  2KB.

Первый образец тяжелой техники, предназначенный для борьбы с пехотой и легкой бронетехникой. Было бы слишком расточительно строить «Оствинд» ради этой цели, но не стоит забывать об основных функциях зенитной установки — уничтожении самолетов. Это может быть полезно, если «американец» выбрал направлением развития десантную роту, — далеко не все разведчики и «Тандерболты» смогут выполнить свою задачу.

 145KB

Танк Panzer IV. 410  3KB 80  3KB 8  2KB.

Крепкий «середнячок», способный выполнять любую боевую задачу, одинаково хорошо, хоть и не блестяще, расправляется с любым противником. Толщина брони достаточна для лобовой атаки противотанковых пушек.

 144KB

Танк «Пантера». 640  3KB 140  3KB 12  2KB.

«Пантера» намного более специализирована, чем «Четверка». Ее задачи на поле боя — уничтожение любой бронетехники. Особенность танка — большая разница в бронировании передней и задней части корпуса. Поэтому управлению «Пантерой» придется уделять больше внимания, нежели другой технике.

 145KB

Танк «Тигр». 600  3KB 14  2KB.

Доступен только при выборе доктрины блицкрига и получении умения «Бронетанковая группа» в линейке штурмовиков. Под началом игрока на поле боя может находиться не более двух «Тигров», способность блокируется до момента, пока один из них не будет уничтожен. По своим характеристикам это лучший танк с отличным бронированием и максимальным повреждением по пехоте и технике. Особенность — возможность преодолевать противотанковые укрепления так, как остальная техника расправляется с мешками из песков и колючей проволокой.

Танк «Тигр» с экипажем из асов. 1000  3KB 16  2KB.

Получить его можно, выбрав доктрину террора, а на поле он может находиться в единственном экземпляре. Чем и насколько он отличается от обычного «Тигра», выяснить сложно. По той простой причине, что относятся они к разным доктринам и одновременно под началом игрока оказаться не смогут. Субъективно — «Тигр»-ас отличается большей живучестью и, возможно, повышенной скорострельностью.

Фаза боя

Company of Heroes     скриншот, 148KB
Зачем нам эта точка? Чтобы отрезать противника от секторов с ресурсами!

Основная задача любой партии — контроль территории. Все карты разделены на сектора, которые можно захватить. Различаются они по типам «добываемых» ресурсов. Большая часть дает живую силу, с точки зрения эффективности добычи наименее полезна: естественный прирост намного выше. А боеприпасы и топливо можно получать только с подконтрольных секторов. Это не единственный плюс контроля — от количества территорий зависит лимит командования, а следовательно, и количество доступных войск.

Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Повышают доход и влияют на лимит только территории, непосредственно соединенные со штабом, на изолированных, пусть даже и своих, секторах строительство невозможно. Отсюда следует, что можно лишить противника припасов, разорвав его линии снабжения. Пусть даже на время, сняв его захват с точки. Но и в нашем отношении он может поступить так же, и стратегически важные сектора нужно защищать хотя бы наблюдательными постами.

На некоторых картах есть территории, имеющие большее стратегическое значение, чем прочие, — те, что дают доступ от базы к нескольким секторам. Например, на наиболее популярной «Анговиль» таких два, по левую сторону от каждой из баз. Они, хотя и дают прирост живой силы, должны быть преимущественными целями для снятия захвата и получения контроля.

На заметку: «свои» точки нужно окружать треугольниками из колючей проволоки. Только смотрите, чтобы солдаты не остались внутри.

Company of Heroes     скриншот, 150KB
«Пумы» резвятся на американской базе уже на восьмой минуте.

Наиболее стандартное начало партии — возведение казарм вермахта, тренировка второго отряда инженеров, а после — фольксгренадеров и пулеметных расчетов. На последние уповать не стоит, в одиночку они достаточно беззащитны. Для обороны желательно использовать точки, где можно обезопасить тылы, — возле мостов, изгородей, зданий. Да и сами строения нужно использовать в качестве опорных точек. Пулемет в здании — весьма своеобразная вещь, особенности которой придется учитывать. После «заселения» расчет стреляет из окна, направленного на противника, но на смену направления ему требуется столько же времени, сколько и на свертывание-развертывание. То же касается и команды по оставлению дома. Поэтому стоит прикрывать постройку с флангов отрядами фольксгренадеров и пехоты. Дома — это, конечно, хорошо, но и пихать туда своих людей как селедку в бочку не стоит — одна американская граната может проредить наш личный состав, а взрывчатка и вовсе оставит нас без половины армии.

Одним из вариантов дебюта может быть использование связки инженеров и мотоциклов. И те, и другие могут быть построены довольно быстро. Две таких пары могут обеспечить преимущество на старте. Пулемет мотоцикла способен отогнать отряд противника, а при нерасторопности игрока — и уничтожить его. Конечно, американские солдаты будут наносить ему повреждения, но ведь у нас есть еще и отряд инженеров, который может его чинить. Противник такую же тактику столь же оперативно применить не сможет, если только не построит центр войск поддержки вместо казарм.

Если «американец» начнет строить снайперов (что встречается не часто) — не проблема, на нашей стороне уже будут мотоциклы. И при обнаружении стрелка нужно гнать его хоть до самой базы, даже ценой потери техники. Разница в цене будет в нашу пользу — сто восемьдесят против трехсот двадцати единиц людского состава, а это фора примерно в полминуты развития. Впрочем, при отсутствии мотоциклов снайпера надо стараться уничтожить, пусть даже в лоб и ценой потери нескольких бойцов.

Company of Heroes     скриншот, 146KB
Стенка на стенку, а кто прав — докажет граната.

После выполнения в штабе улучшения по переходу к фазе артиллерийской подготовки мы получим в свое распоряжение бронетранспортеры Sdkfz 251 — «Ханомаги». Ими нужно заменить мотоциклы в парах с инженерами. Получается саморегулирующаяся структура, опасность для которой представляют разве что противотанковые пушки. Инженеры чинят бронетранспортер, а тот при гибели одного из бойцов в отряде помогает восполнить потери. Находясь внутри, бойцы не получают урона, что при отсутствии возможностей их лечения важно. Впоследствии транспорты можно улучшить, и они останутся полезными до конца игры.

Иногда фронтовые казармы не строятся, а сразу после перехода к третьей фазе строят штурмовые оружейные и начинают производить «Пумы» для борьбы с пехотой противника.

С «Пумами» связана еще одна стратегия, эффективная, но весьма сложная в исполнении. Но действенна она только на картах, где достаточно легко получить высокое поступление топлива. Из пехоты производятся только инженеры в количестве четырех-пяти отрядов, они захватывают точки, они же ведут огонь. Ни казармы вермахта, ни фронтовые казармы не строятся, а идет развитие до фазы штурма, после чего возводятся штурмовые оружейные и начинают производиться «Пумы». При должной сноровке это возможно уже к шестой минуте. Обязательно нужны излишки живой силы по отношению к требуемому топливу. На них нужно строить посты наблюдения в наиболее важных секторах и, если нужно, пополнять и нанимать новых инженеров. А на поступающие боеприпасы можно приобретать огнеметы, что на начальном этапе для противника весьма неприятно. Как только появится первая «Пума» — начинаем теснить американцев, опасность могут представлять разве что противотанковые орудия.


***

В любой игре помните, что варианты есть всегда, почти на любое действие можно найти ответ, даже если кажется, что выхода нет. А победы приходят с опытом.



Назад