Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Авторы материала:
Нина Белявская
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (72) ноябрь 2007

Красная шапочка. Математика для дошкольников

Красивое озеро. Но в сюжете не участвует.

Консультант: Вика Ленская (10 лет)


Наша оценка возраста 4-6 лет


Когда нам сообщают, что игра под названием «Математика для дошкольников» — трехмерный квест, это, по правде говоря, заставляет нервно вздрогнуть и протереть глаза. Впрочем, если вдуматься, ничего невозможного в такой заявке нет: ведь со времен Myst по меньшей мере половина представителей благородного жанра квестов предлагает нам бег от задачки к задачке — только в рамках сюжета.

Примерно то же самое ожидает и Красную Шапочку. Ей предстоит преодолеть «полосу препятствий» от маминого дома до бабушкиного: на лесную тропу один за другим выходят лисенок, ежик, лесовик, охотник — и все, как назло, в бабушкин день рождения испытывают затруднения с арифметикой. А поскольку Красная Шапочка очень спешит, она должна обязательно им помочь. Логично? Вообще-то, да. В сказках такое бывает.

Математическая мозаика

Ягоды в корзинке должны лежать по порядку.

Учебная часть игры заслуживает всяческих похвал. Задачки не сводятся к примерам «3 + 2 = ?», как во многих «обучающих играх». Они толковы, разнообразны и не успевают слишком приесться. То ловим корзинкой фрукты (так, чтобы каждого вида набрать строго определенное количество), то ищем в куче нужную цифру, то подбираем картинки с тем же числом разных фигур, то находим закономерность в цепочке чисел, то раскрашиваем картинки. Все задачи — как раз для заявленного возраста 4-6 лет. Пожалуй, когда подрастет самый младший ребенок (пока он еще и ходить не научился), я ему такое покажу.

Немного портит впечатление странноватое задание: «Найдите картинки, похожие на прямую». То есть ребенок должен решить для себя, что вилка «похожа на прямую», а телефонная трубка — нет. Как по мне, ни то, ни другое не похоже. А может, это вставили специально затем, чтобы родителям было на что позлиться?

Да еще странно, когда однотипные задачки («вставьте недостающее число в цепочку») идут в порядке «сложное — простое». Но это уже совсем мелочь. В целом учебному эффекту от набора мини-игр можно ставить твердые 9 баллов.

Страна дремучих трав

В анонсе значится «трехмерный квест» и даже «великолепная графика и анимация». Это заявка на то, чтобы графику рассмотрели безо всяких скидок на «детский продукт».

Художники, рисовавшие сказочный лес, избушки, цветы, потрудились на славу. Игру никак не сравнить с облезлым «Чебурашкой»! Солнечный луг, на который мы смотрим из тенистого леса, раскрывающийся нам навстречу подсолнух, мох и вьюнок на древесных стволах вполне достойны сказки.

Самое простое задание игры — собрать жуков из половинок.

Обитатели этих пейзажей удались похуже: Красная Шапочка уж слишком смахивает на неваляшку, а охотник щеголяет однотонным коричневым ружьем; анимации бойкие, но неуклюжие. Кстати, «трехмерные» во всей игре только персонажи. Это, право же, не грех, но зачем трубить о трехмерности игры — мне не совсем понятно. Чай, не двухтысячный год на дворе, кого этим сегодня удивишь?

Неряшливо сделаны и сами трехмерные модели. То есть видно, что художники старались, но вряд ли было задумано, что красная шапочка у девочки выглядит рваной.

В минусы придется записать шрифт. Нет, он очень красивый, но я убежден, что для четырехлетних детей главное в шрифте — четкость и читаемость. Стилизация под каллиграфию, «к» с петелькой, как в рукописной латинице, «подвернутые лапки» букв дошкольнику откровенно трудно читать. Конечно, все дублируется голосом, но зачем-то же добавлены субтитры? Давайте оставлять готику, вязь и прочие изыски для взрослых — или хотя бы подростков.

Зато большой плюс — неожиданные детали, не относящиеся к мини-играм. Например, щелкнем по лейке в бабушкином дворе — она подпрыгнет, польет дорожку, вырастет несколько цветочков — а на лейке появится число этих самых цветочков. Побольше бы этого... и еще сюжета.

А как же сюжет?

Признаться, боюсь о нем писать, потому что придется раскрыть его целиком. Значит, так. Красная Шапочка шла к бабушке, по дороге решая всем задачки, а у бабушки в гостях был волк. Но Красная Шапочка не зря перед этим помогала охотнику — он прогнал волка и очень сурово погрозил ему пальцем. В процессе действия ни одна бабушка и ни одно животное не пострадали.

Это не краткий пересказ, а вся история. Помимо решения задачек, Красной Шапочке придется сделать ровно одно действие: заглянуть в окно бабушкиного домика. Все остальное произойдет само.

События внутри сюжета тоже не отличаются логичностью. Зачем, спрашивается, охотнику нужно раскрашивать картинки по инструкции? Да еще отвлекать для этого девочку, которую ждет бабушка? Или, например, появляется лепрекон, несколько раз на что-то указывает пальцем, потом показывает табличку с ответом «5» — но что он считал? Непонятно.

Кроме того, слишком много времени уходит на перемещение с места на место и из локации в локацию. В результате остается впечатление, что Красная Шапочка долго идет по скучному лесу.


* * *

Если бы к работе художников и автора задачек добавить еще немножечко труда сценариста и игрового дизайнера — «Красная Шапочка» выросла бы из набора мини-игр в детский квест. А так она донесла свои пирожки только до полпути.

Заключение экспертов

Вика: Это очень поучительная игра для тех, кому скоро идти в школу. Я уверена, что моя младшая сестра научится считать после этой игры. И я думаю, что всем дошкольникам было бы полезно попробовать поиграть в эту игру и посмотреть, смогут ли они после этой игры решить какой-нибудь легкий пример. Мне это напомнило, как я хорошо я стала уметь решать примеры после игры, которую нам устраивали на подготовке к школе. Поиграв в «Красную Шапочку», дети потренируются не только считать, но и раскрашивать, и понимать, где лево, где право, и что значит больше и меньше, шире и уже, выше и ниже. И, конечно, они будут добрыми и будут, я уверена, стараться всем добрым людям помогать, а эти люди будут отвечать добротой. И детям захочется дальше учиться.

Нина Белявская: Я бы рекомендовала эту игру тем детям, которые уже успели познакомиться с цифрами, понятиями «больше» и «меньше», сложением и вычитанием. Поскольку никаких объяснений в игре нет, предполагается, что родители успели объяснить все юному ученику заранее и он теперь может понять, что означает «4-2» и как выстроить числа по возрастанию и убыванию. То есть речь идет не о том, чтобы познакомить с чем-то принципиально новым, а о закреплении пройденного материала. Но если рассматривать игру как «повторенье — мать ученья», огорчает то, что при повторном прохождении задания не меняются. В результате ребенок может просто запомнить нужные карточки, не тренируясь в том, чтобы пересчитать предметы на них. При этом сами по себе мини-игры вполне хороши, оригинальны и ребенку интересны. Были бы еще в них варианты поразнообразнее, чтобы сделать интересным повторное прохождение, да сюжет позамысловатее — можно было бы и оценку выше поставить.

Андрей Ленский: Охотно признавая качество задач и работы художника, хочу заметить, что разработчики позиционировали эту игру как проект с революционной графикой и анимацией, полностью переосмысленным сюжетом сказки. И действительно важно, чтобы юный возраст игроков не означал по умолчанию снижение планки качества. Однако громкие обещания чудес служат только рекламным целям. А обманывать детей нехорошо. Если, как настаивают разработчики, оценивать эту игру без скидок на «детскость» и оставить в стороне обучающий эффект, она получила бы более жесткие характеристики.



Назад