Лучшие компьютерные игры

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Авторы материала:
Вячеслав Унжаков
Екатерина Унжакова
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (73) декабрь 2007

Тяжело в ученье — легко в бою

Консультант: Лева


Так уж исторически сложилось, что существенную часть необходимых в жизни знаний и первичных навыков наш современный мальчик получал при помощи компьютера. Читать, считать, осваивать начала английского и шахмат — все это мы прошли в форме игры: весело и без излишнего напряжения. У этого есть и плюсы, и минусы. Наше поколение училось более трудоемкими и традиционными способами. Чтобы, к примеру, начать бегло читать, мы проговаривали вслух по слогам массу детского чтива, постепенно входя во вкус.

Обученный компьютером мальчик, как мы обнаружили, исследуя его вкусы, к художественной литературе относится скептически, предпочитая техническую. В чтении хороших детских книжек практичный кроха не видит особого смысла: ведь их в любом случае прочтут ему вслух пекущиеся об эстетическом развитии мама и бабушка. А вот при виде современной детской периодики и сборников детских анекдотов мама с бабой презрительно морщатся — этот вид литературы мальчику приходится осваивать самому.

Еще шестилетним игроком зачитана до дыр брошюрка-инструкция по основам игры в Everquest: он активно ею пользуется. Женской части семейства это не слишком нравится, но даже дамы согласны с папой в том, что дошкольник, самостоятельно создающий макросы боевых команд и на равных общающийся в чате любимой игры с взрослыми «соигроками», заслуживает уважения. В итоге вся родительская часть семьи смирилась и пошла на поводу у самостоятельного мальчика, которому нравится учиться тем вещам, которые на данный момент кажутся ему жизненно необходимым.

И семейный совет постановил, что инициативу ребенка надо поддержать и, более того, предоставить ему нужный инструментарий. Пусть понимает, как работают компьютер и сопутствующая ему техника, получит знания об основах программирования и навыки написания простейших программ и макросов, облегчающих жизнь, пусть освоит пути добывания информации и обмена ею, то есть овладеет поисковыми системами интернета и электронной почтой, пусть получит навыки общения в чатах, да и клавиатуру, в конце концов, никогда не рано и не вредно освоить. Приняв решение и расставив приоритеты, родители приобрели следующие диски:

  • Письмо для Чебурашки;

  • Мир информатики;

  • Интернет легко и просто;

  • Информатикус.

Курс молодого бойца

Не подумайте о мальчике плохого! Это папа решил поиграть в «Письмо для Чебурашки», чтобы поучиться печати вслепую. Сам мальчик сделал здесь только четыре ошибки!

Научиться работать с клавиатурой очень важно. Правда, учиться скучно, поэтому приходится прибегать к стандартному родительскому шантажу, в полной мере используя метод кнута и пряника. Мы обращаем внимание мальчика на то, что детей, не умеющих быстро набивать команды, не берут ни в один дельный рейд в любимой онлайновой игре, убеждаем его, что неполноценен в нынешние времена тот мужчина, который, подобно маме, набивает свои бессмертные творения одним пальцем. Мы хвалим даже самые минимальные его успехи, даже только планируемые, а не свершившиеся.

В общем, папе и маме таки удалось заставить горемычного мальчика проработать диск «Письмо для Чебурашки», несмотря на бурные протесты против бесконечного начального «оауо». Дело в том, что маме с папой диск этот понравился очень и очень. Он на сто процентов решает обе поставленные задачи: печать вслепую и хорошая скорость набора. При этом игра сделана грамотно: реплики героев коротки и не раздражают, объяснения доходчивы, а главное — нет лишних заданий, все подчинено главной цели.

К минусам папа отнес только отсутствие призовых развлечений. Подарили бы уж трудяге-ребенку какую-нибудь простенькую аркаду, а то материальную заинтересованность в результатах труда родители вынуждены обеспечивать сами.

Сержантская школа

Щелкать мышкой «Мир информатики» обучает на кактусах.
Графика в «Мире информатики», конечно, не ахти, но задачка интересная: надо составить последовательность примерно в пятнадцать шагов из шести команд («Вперед», «Назад», «Направо», «Налево», «Загрузить», «Разгрузить»).

Следующие этап — обучение основам программирования при помощи диска «Мир информатики». Программа сделана просто и без претензий. Вначале предоставляется вся необходимая информация о технике безопасности и правилах поведения за компьютером («Не трогай клавиатуру мокрыми пальцами!»).

Затем очень доходчиво описывается матчасть: компьютер, периферия и механизмы их работы. Довольно скептически отнесшийся к начальному морализаторству, эту часть мальчик выслушал с искренним интересом. Правда, весь материал подается в классической консервативной манере школьных обучающих программ: игровой момент отсутствует полностью. Но это компенсируется несомненной заботой о ребенке и его здоровье: детишкам предложено совместно с симпатичной тетей «под аккомпанемент» из веселых детских стихов проделать комплекс восстанавливающих упражнений для пальчиков. Радует, что хоть кто-то этим озаботился. Ведь пребывание перед экраном компьютера не относится к естественным физиологическим состояниям человека.

Самое большое достоинство и вкусность этого диска — обучение азам программирования. Мальчик буквально влюбился в мир информатики, когда добрался наконец до того, что позиционируется как игры. Конечно, это и не игры вовсе, а вполне себе настоящие упражнения по программированию. Задачки вроде бы простенькие. Например, выдан тебе погрузчик, которым надо управлять, перемещая с его помощью разные грузы с места на место. Но чтобы погрузчик справился, нужно из нескольких имеющих команд составить крохотную программу. Ничего сложного, а сколько радости, когда после кропотливых вычислений координат и заботливого ввода команд грузоподъемный аппарат наконец-то совершает именно то, что от него ждали!

Диск, конечно, немного скучноват и местами напоминает школьное занудство, но в целом, несомненно, полезен: заплаченные за него деньги — это инвестиция в будущее ребенка, которое, вопреки кажимости, не за горами.

Военное училище

Так, по мнению авторов игры, выглядят недры интернета, в которых улитенок заблудился, потому что не послушался мамы. А ведь она предупреждала!..

На этом диске речь идет о нужных и интересных для идущего в ногу с современностью ребенка вещах — обо всем том, что должен знать разумный пользователь интернета. Материал выстроен в продуманной последовательности, упражнения по его отработке понятны и полезны. К тому же эта обучалка сделана в форме яркой игры с неожиданным главным героем — юным, желтокожим в зеленой раковине, представителем отряда «моллюски». Бедный улитенок заблудился в недрах интернета — потому, разумеется, что, не послушавшись мамы, стал без спросу играть в папином кабинете.

Подбор информации, методичность, игровая форма — все это отлично. Но, к сожалению, больше ничего хорошего об этой игре сказать нельзя. Как это ни обидно, играть в нее почти невозможно, хотя поначалу любящему и интернет, и улиток, и мультяшных героев мальчику поиграть в нее очень хотелось.

Главный недостаток этой игры непосредственно ассоциируется с ее главным персонажем: игра бесконечно, невыносимо медлительна — словно самая задумчивая и самая бессильная из улиток. Самое страшное — время ожидания в моменты любых, самых минимальных программных действий. Следующее по ужасности — длиннющие монологи героев, которые невозможно ни прервать, ни миновать, даже если уже давно все понял.

И ладно бы монологи всегда были по делу — но нет! В игру, видимо в развлекательно-отдыхательных целях, вставлено множество бессмысленного общения. Например, в какой-то момент бедный улитенок ну никак не может продвинуться дальше, не познакомившись со своими родственниками из разных точек мира, каждого из которых необходимо внимательно выслушать. Как вам понравится такой, например, «обучающий» пассаж: «Я европейская улитка — самая сильная!» — «А я — азиатская, самая быстрая!» — «А я — арктическая. Мне холодно!» Будем честны, начав с энтузиазмом, до конца нетерпеливый мальчик отыграть этот диск не сумел.

Высшая школа командного состава

Первая палатка слева принадлежит вашему незадачливому, но любимому дядюшке-археологу из «Информатикуса».

Теперь, дорогой дружок, когда ты научился быстро и правильно нажимать на клавиши, худо-бедно разбираешься в информационных технологиях и компьютер для тебя уже не высшее существо, а верный и надежный слуга, по мановению твоих пальчиков принимающийся усердно «шуршать» для тебя по всей всемирной паутине, выискивая необходимую информацию... Вот теперь ты наконец-то можешь приступить к интереснейшей игре в жанре квеста под названием «Информатикус». Сюжет весьма прост: герой приезжает в гости к родному дяде, археологу, ведущему раскопки, и попадает в водоворот фантастических событий.

Вот с таким багажом нынешние молодые люди вступают в жизнь. Пройдя квест «Информатикуса» до конца, герой разживется более высокотехнологичным имуществом.

Оказывается, дядя обнаружил останки города, принадлежавшего высокотехнологической цивилизации, вовсю использующей информационные технологии — по счастью, изученные нами во время предыдущих вышеописанных штудий. К приезду героя на раскопки оказалась приурочена кража двух найденных дядей артефактов. В полицию дядя обращаться не хочет, опасаясь лишиться финансирования: ведь спонсоры наверняка откажутся от дальнейших услуг такого растяпы.

И вот сердобольный племянник начинает кампанию по розыску пропавших предметов. Первые шаги, впрочем, приводят к плачевному результату: герой попадает под обвал на раскопках. Однако это не помешает ни ему, ни вам примерно за шесть-семь часов реального времени, проведенного и с пользой, и с удовольствием, восстановить торжество справедливости — найти пропавшее и разоблачить предателей.

Задания в игре очень интересные. Половина из них на информатику в чистом виде, а половина на общие знания. Вот только трудноваты они даже для детей от 12 лет. Не всякое задание и взрослый-то выполнит. На форуме техподдержки издателя этих игр в России — компании «Медиахауз» — активно обсуждаются перипетии игры и пути выхода из различных ситуаций. Помимо заданий на диске содержится масса полезной информации и справочной литературы из тех областей, к которым относится головоломка, — это позволяет восстановить школьный курс, вспомнить учебники и потихоньку расковырять наконец не взятую с первого наскока задачку.

Спроектировали игру в Германии. Сделана она отлично, диалоги хороши и звучат по делу, картинки превосходны: морские пейзажи, джунгли, древние развалины — все радует глаз. Звук качественный, музыка разнообразна и уместна. Единственное, что немного мешает, так это одномерность игры: двигаться надо только в одном направлении и только линейно.


* * *

«Тяжело в ученье — легко в бою» — гласит знаменитый афоризм А.В. Суворова. Папе с мамой пришлось потратить не так уж мало времени, нервов и сил, чтобы провести ребенка сквозь обучающие программы по информатике. Жаль, конечно, что этого не сделали за них создатели детских игр, ведь если объединить достоинства вышеописанного, устранив недостатки, получилась б очень нужная обучающая программа. Но «что выросло, то выросло». Теперь ребенок почти без труда выполняет на компьютере все, что ему хочется, и свободно общается в любимом чате. Его не пугает недостаток информации, он уже меньше теребит родителей, стараясь найти интересующее его в интернете. Правда, мы недавно подняли на семейном совете вопрос, что гуляет он маловато и без желания. Что ж, будем искать игры, обучающие гулянию, — может, уже и такие есть!



Назад