Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Александр Гумельман
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (86) январь 2009

The Settlers: Rise of an Empire
(Settlers VI. Расцвет Империи)

Сага о шести героях

В этой статье мы поведаем вам о тактиках игры шестью персонажами, расскажем об их вкусах, пристрастиях и поведаем прочие секреты, которые скромный автор сего труда почерпнул из древнего манускрипта под названием «Сага о шести героях». Напечатать его в журнале полностью мы не смеем, ибо род людской еще не готов к этим истинам, но их крупицы просочились даже на эти страницы. Итак, слушайте...

Знакомьтесь — нас шестеро!

Вот так выглядит поселение в первые 20 секунд.

Прежде чем мы узнаем, как поживают подданные его величества короля, я должен рассказать вам кое-что важное. Знайте, что экономика занимает в этой игре 80-90%. Война, естественно, — 10-20%. И победа также бывает двух видов — экономическая (получение высшего титула) и военная (уничтожение противника). Соответственно делятся и герои. Давайте посмотрим на наших красавцев.


Элиас — серьезный бизнесмен. В голодное время может обеспечить народ едой, а при коммерческих отношениях с соседями — выторговать копеечку-другую.

Аландра — паладин верный, лекарь авторитетный. После молитв люди жертвуют больше денег, а при эпидемиях Аландра лечит больных. И уже бесплатно. Вот она — страховая медицина в действии!

Кестрал — воровка. В ранней юности прошла курс «Налоги и налогообложение», поэтому может выдавливать из населения больше золота.

Маркус — скупой рыцарь. Может экономить на жаловании, может, припрятав парочку факелов, раздать их в разгаре сражения.

Хаким — арабский рыцарь. Математик и дипломат, меньше тратит на улучшение зданий и способен переманивать войска врага на нашу сторону.

Тордал — веселый викинг. Хоть он и беспощаден в сражениях, но на праздниках ему настолько весело, что масса людей в округе находит себе жен да мужей. В общем, он явно в курсе, как решать демографические проблемы. К тому же сами праздники стоят дешевле. А кто не любит бесплатной выпивки?

Ну, а теперь разберем эффективные стратегии и расскажем о героях подробнее!

Военные стратегии

Если вы решили выбрать войну, то перед вами сложный и долгий путь. Разберем героев, пригодных для этого неблагодарного дела. Их трое: Маркус, Хаким и Тордал.

Север, волки и бандиты

Прибыв на место, он обнаружил полуразрушенный замок, склад, где даже мыши не живут, и шаткую колокольню, которая называется здесь церковью. «Прекрасное место для вечеринок», — подумал он...

Тордал — просто подарок для каждой вечеринки. Его прирожденные способности — пение и увеличение браков на праздниках. Этакий барон Пампа местного разлива! Заметьте, что пение отлично повышает настроение и служит профилактикой забастовок, ну, а с браками все и так ясно. Но при всем при этом Тордал — воин, его место в бою.

Осмотрев местность, Тордал обнаружил камень (а это хорошо), железо (а это очень хорошо) и оленей, что вообще прекрасно. Во время поисков были обнаружены бандиты.

Местный производственный район. Экология уже портится.
Картина Гумельмана «Стахановцы в лесу».

Если выполнить просьбу бандитов и прислать им деньги, то, получив их, они полюбят вас настолько, что вы сможете нанять бандитские отряды — мечников и лучников, отличающихся от базовых только внешним видом. Но зато эти войска появятся, возможно, даже раньше, чем противник успеет получить первый титул! Удивите врага ранней атакой!

Повозка с деньгами уходила к бандитам, а Тордал готовил праздник. Сразу после праздника, когда все куртки исчезнут, Тордал планировал напасть на врага. И тут раздался вой.

Учтите, что на картах с холодным климатом волки — страшная напасть. Особенно это проявляется в первое время, когда еще нет войск для защиты. Поэтому один из выходов — оградиться заборчиком. Конечно, это не так просто, но в итоге сэкономит время и деньги.

Справиться с волками помогли наемные лучники. Сразу после получения первого титула наемные бандиты направились в гости к противнику.

Это интересно: если вы играете против компьютера, то при любой сложности, как рано бы вы ни пришли, у противника сразу будут несколько территорий, развитая экономика и войска. От уровня сложности будет зависеть только степень агрессии: на легком компьютер вас не трогает, только обороняется, на среднем — нападает только если вы подошли близко и на высоком — ведет активную экспансию. Поэтому наша тактика годится лишь против живого человека.

Когда воины трепали нервы жителям и сдерживали вражеского барона, стрелки помогали и защищали Тордала, пока тот захватывал линию территорий, ведущих к противнику. Как только мы заняли соседнюю территорию, все войска принялись кидать факелы во вражеский замок, бегая к ближайшему форпосту. Когда замок был разрушен, Тордал пошел к себе в город, размышляя: «Сейчас будет огромный праздник, позову вражеского героя, бандитов, своих трудяг. Надо только медовухи найти. Господи, я же не построил таверну!..


***

Как видно, быстрый набег с использованием бандитов — хорошая тактика, но принесет ли она вам удовольствие?

Пустыня, львы и предатели

Он втянул горячий воздух пустыни и улыбнулся. Он только что закончил молитву и стоял на коленях перед мечетью. Солнце уже встало и пекло вовсю. Вдалеке замаячили вражеские флаги. Шайтан их побери! Придется вставать...

Хаким — интересный герой. Во-первых, он экономит на постройках, что в условиях пустыни очень важно. Ведь, как уже сообразили самые догадливые читатели, пустыня как раз и называется пустыней, потому что в ней крайне мало деревьев. А строить-то надо!

Во-вторых, его способность переманивать войска тоже позволяет сэкономить. Конечно, доход от этого не ахти какой, но нам всякая монетка пригодится.

И откуда они берутся в таких количествах?
Бомбардировка идет пять минут. Состояние города — развалины.

Сегодня Хакима сделали шерифом. Люди были счастливы, а Хаким мрачен. Он не знал о противнике ничего, и это очень нервировало. Поэтому первым делом он нанял двух шпионов и отправил их в разведку.

Кто бы что ни говорил, а шпионы — очень хорошие и полезные люди. Они могут украсть план, что позволит вам увидеть территорию врага без тумана войны, они могут украсть деньги или ресурсы. Эх, если бы они могли еще взрывать здания...

Повторим фразу, которая кочует из одной статьи в другую и уже успела набить вам оскомину, дорогие читатели. Но все равно повторим — разведка территории врага очень важна! Зная расположение казарм, катапульт на башнях и обходных путей, можно лишить противника войск, обойти опасные места или вообще ударить с тыла и нанести сокрушительное и очень быстрое поражение.

Сегодня вернулись оба шпиона. Один принес хорошего камня, другой — планы врага. Оправдались худшие опасения — враг закрылся стенами со всех сторон и наставил катапульт. Но зато враг допустил одну ошибку — поставил в одном месте очень длинный пролет стены без катапульт, а сразу за ней шли казармы. Вот и ахиллесова пята...

Это важно: не допустите такой ошибки! Не делайте длинные пролеты стен, не стройте казармы рядом со стенами. Лучше потратьте еще камня, пусть дольше идут войска до выхода — зато дольше проживете.

Хаким предложил дерзкий план — вооружиться катапультами и расстрелять врага издалека. По достижении титула графа он стал запасаться повозками с камнем, по достижении титула герцога вооружился двумя катапультами. А дальше всем стало страшно. Полетели каменюки!

Прекрасное сочетание — две катапульты, восемь тележек с камнем, четыре отряда мечников и десять лучников. Хотя можете и изменить состав отряда. Я не говорю, что мой план самый лучший, он вообще не мой, а Хакима. Если в вашей игре что-то пойдет не так, все претензии к нему!

Хаким атаковал внезапно. Не успела осесть пыль в проеме разрушенной стены, как отряды мечников уже заходили на вражескую территорию и заносили катапульты, а лучники стреляли по приближающимся войскам. После уничтожения казарм к Хакиму подбежали войска противника и предложили сдаться. Хаким доходчиво, всего лишь с помощью пары жестов объяснил, на чьей стороне будет победа. После чего предатели показали, где замок, и как только туда залетело первое ядро, противник сдался.

Смелость, хитрость и заначка

Маркус посмотрел на голодных, голых крестьян и подумал: «Это их я должен поднять на войну? Господи, ты издеваешься? Но не будем сдаваться, надо драться, черт побери!» И он пошел поднимать ополчение.

Воевать за Маркуса легче, чем за остальных, но есть и у него свои камни в почках. Я хочу предложить вам абсолютно безрассудную тактику. А именно — нападать всеми сразу, и пехотой, и техникой (штурмовыми машинами). Это очень рискованно, но, к сожалению, другие тактики требуют усиленного развития экономики. Однако вы можете изменить этот вариант, приспособив под свои нужды, и в итоге довести его до совершенства.

Достигнув титула герцога, Маркус поставил производство на поток: никаких побрякушек и прочей мишуры, только кузнецы, казармы и осадные мастерские! Как только мы получили две катапульты, один таран и одну башню, сразу начали сбор тележек с камнем. После этого собрали ополчение в виде семи мечников и восьми лучников. Дальше рассказывать страшно.

Итак, я опишу вариант, требующий хорошего микроконтроля, толику смелости и немножко глупости. Смысл здесь следующий.

Оптимальная армия для нападения на врага, когда постройки и тактики врага неизвестны: две катапульты, таран, 10 мечников и 5 лучников.

Отправляем в атаку башню и водим ее из стороны в сторону, одновременно подтягивая таран и катапульты. Таран под прикрытием лучников будет бить в ворота, катапульты — стрелять по настенным катапультам. Последние должны стрелять по той самой башне, поскольку они бьют по первой осадной машине, которую увидят. Как только одна из катапульт уничтожится, обычно разваливается и наша башня. После этого надо уничтожить вторую катапульту и быстро добить ворота. Далее бодренько заходим в город и разрушаем замок. Вот тут и пригодится умение Маркуса: надо, чтобы все пехотинцы кинули факелы (можно даже снять людей с обслуживания катапульт). Убедитесь, что факелы кончились у всех, используйте заначку Маркуса и добивайте замок.

Конечно, есть и другие тактики. Все описать сложно, но можно дать совет — если есть идея, сразу воплощайте ее в жизнь. Ошибка иногда даже лучше правильного выбора, потому что она вас учит.

Экономические стратегии

Для экономической стратегии подойдут такие герои, как Элиас, Аландра и Кестрал. Цель экономической стратегии — не уничтожение замка, а получение титула эрцгерцога.

Естественно, меняется вся концепция, и если раньше экономика была делом второстепенным, то теперь ее надо развивать. Если раньше не обязательно было получать титулы, то теперь это и есть смысл победы.

Воруем лишние деньги

Кестрал не заботится о войне. Она живет в роскоши, и ее подданные живут в роскоши, ее все любят, а значит, как только ее назначат эрцгерцогиней, она просто выдавит барона-самозванца. Или вдавит.

При игре за Кестрал тактика определена и понятна заранее: зарабатывать на налогах много денег, если вдруг не хватает — красть и нанимать разбойников для охраны своих границ.

Саботажная миссия в самом разгаре.
Хм... Собор Парижской богоматери?

Кестрал — это долгие накопления и мгновенные скачки вверх, это много денег, но болезненные забастовки. Играть за Кестрал довольно легко, но долго. Желательно вначале развить либо разные отрасли пищевой промышленности, либо швейную индустрию. Как только привлекательность города чуть-чуть повысится, увеличьте налоги. Один раз собрали налоговый урожай — уменьшаем бремя на наших граждан и ждем. Как только привлекательность повысилась, снова увеличиваем.

На заметку: покупка соли у продавцов сильно повышает привлекательность города. Правда, окупаться это будет на поздних стадиях игры, когда население станет очень большим.

Тактика, о которой я хочу рассказать, называется «Воруем толпой». Нанимаем много воров (10-15 человек) и, не удивляясь такому числу, отправляемся к врагу. Желательно к этому времени обзавестись парочкой лучников — они имеют прямое отношение к плану. Можно мечников, тоже вполне подойдут.

Далее воинами отвлекаем всех солдат врага, в то время как процессия воров движется под стеной города, заходя в каждый дом, относящийся к производству товаров. Конечная цель — замок и похищение плана. Совершив задуманное, используем девиз сталкеров «Обратным путем не возвращаются» и просто бросимся врассыпную. Это должно нанести большой экономический ущерб, к тому же сработает старинный принцип: «Не съем, так понадкусываю». Ведь если вор и будет пойман, наворованное добро к хозяину все равно не вернется.

Долгое лечение

Аландра всегда считала, что война — удел слабых. Древний пророк учил: «Возлюби ближнего своего», а значит, Аландра никогда ни на кого не нападет. Она всего лишь собирается получить титул эрцгерцога, чтобы иметь законные права на эту территорию.

Разбивание ворот и уничтожение замка. Обычное дело...

За Аландру есть интересная тактика — не получая новых титулов, просто улучшать замок, собор и склад до максимума, строить собирающие и производящие здания. И только создав стабильную экономику, обзавестись наконец титулами. Это надо сделать, чтобы между титулами не было забастовок: отсутствие бастующих — крайне важный момент. Такой вариант можно провернуть только с Аландрой, потому как на определенном этапе народ выйдет на площадь и потребует лекарств, а у вас их не будет из-за отсутствия аптекарей. И вот тогда возможности героини очень пригодятся.

У вас насморк, вам мяту. У вас герпес, вам надо к цирюльнику, пусть он его вырежет. А у вас анемия, даю вам особый рецепт, возьмите по нему на складе колбасу!

Конечно, за Аландру можно играть и по-другому: просто не тратиться на собирателей трав и постройку аптек, а самому лечить, как только соберется толпа больных. Чередуйте, изменяйте, думайте, считайте. Все в ваших руках.

Это важно: играя за Аландру, не забывайте устраивать проповеди, ведь это приносит дополнительный доход.

Дело, не сделанное тобой, делом не считается

А здесь у нас два метлоизготовителя и мыловара. Назовем улицу Мытная.
Нагрешил на празднике, помолился, грехи отпустил — и айда обратно грешить на празднике!

Проведя геологическую экспертизу и экономическую оценку, Элиас решил, что местность благоприятна для торговли и развития бизнеса.

Элиас — противоположность Аландре. Его возможности позволяют быстрый старт. Если будет забастовка, вызванная нехваткой макарон, он сможет раздать еду. Все излишки он продает соседям с выгодой. Игра за этого персонажа подразумевает посредственное развитие пищевой промышленности и среднее — остальных отраслей. Давайте приведем практический пример.

Сначала развиваем лесную и швейную промышленность. Как только наберется первая толпа голодных (обычно к этому времени набирается много дров), закладываем здание добычи и переработки продуктов, а голодных развлекаем умением Элиаса. И дальше движемся по такому принципу. При этом мы быстрее доберемся до высоких титулов, чем соперник, усиленно развивающий пищевую промышленность. Однако не забрасывайте свою пищевую промышленность полностью, иначе вы не будете успевать кормить людей.

Случай из практики

Приведу пример одной партии, чтобы вы могли посмотреть, как работают некоторые из решений в реальной игре, и проанализировать ее. Мой противник выбрал Аландру, я — Элиаса. Он рассчитывал взять меня измором, лучниками и катапультами, я же надеялся победить блицкригом или быстрым развитием.

Дебют

Элиас: развитие лесной и рыбной промышленности. Захват соседней территории и развитие горного и кожевенного дела. После нахождения овец и закладывания овчарни на площади начинает собираться народ. По загорании зеленым кнопочки «титул», сообщающей, что герой готов получить первое повышение, хаос на площади ликвидирован и произведена постройка мясницкой и коптильни.

По нахождении бандитов — оплата «крыши» и покупка отрядов (3 отряда бандитов и 2 отряда лучников). Отправка последних на разведку, нахождение торговой деревни.

Аландра: развиваю все, что можно. Предлагают титул — не беру. Захватываю окружающие территории и в итоге постепенно получаю все ресурсы. Жду некоторое время для накопления. Встречаю гостей и получаю титулы. Примерно через минуту после получения первого дают второй.

Миттельшпиль

Элиас: судя по разведке в лице бандитов — я отстаю. Поэтому развиваю химическую промышленность (мыло) и лесную (метлы). При этом нахожу травы и строю домик травника. Получаю титул и развиваю пивную промышленность. Строю собирателя меда. Это оказалось ошибкой.

Аландра: становлюсь графом и начинаю собирать войска. Получаю два отряда мечников и шесть лучников, беру на всякий случай таран и иду в гости.

Эндшпиль

Элиас: провел линию территорий и построил один пункт прямо возле вражеской территории. Линия проходит не через центр, поэтому, если противник будет идти ко мне, он ее не заметит. Плачу еще раз бандитам и, продав дрова торговцу, закупаюсь бандитами и иду к врагу.

Аландра: пришел куда-то не туда. Противника нет, только какие-то бродяги, которые с гордостью называют себя бандитами. С досады перебиваю всех. Потерял таран, кучу лучников и все факелы. На замок нападают еще бандиты, но уже с флагами моего противника. Кидают факелы, исчезают, снова появляются и снова кидают. Отзываю всех назад. Бегу, опаздываю. Не успеваю. Поражение.

Домашнее задание: у кого в начале игры было преимущество? У кого в конце? Почему изменился баланс? Какие тактики были использованы? Как можно было исправить ситуацию?


***

Я предложил вашему вниманию несколько тактик и приемов. Однако не забывайте, что эффективные методы игры рождаются из практики. Поэтому играйте, планируйте, организуйте, контролируйте. Ведь тот король, о котором я говорил в самом начале, есть в каждом из вас.



Назад