Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ЗАМЕТКИ

Автор материала:
Татьяна Оболенская
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (86) январь 2009

Игромир для детей

А дети где?..

В отчетах о выставках детская тема всегда смотрится инородным телом, что в целом отражает положение дел — ведь это направление в индустрии пребывает на правах аутсайдера. Так что давайте здесь обсудим, что принес нам Игромир в этом году, тем более, что это позволит нам ответить на другой вопрос — за какими играми вы с вашими детьми проведете новогодние каникулы.

Как вы помните, в том году «Новый диск» пытался сделать специальный детский павильон, где родители могли оставить чад для растерзания детских игр, а сами пройтись по выставке и посмотреть то, что им, взрослым, интересно. Но бдительные чиновники не допустили такого подхода: детский павильон на выставке, где представлены слабо одетые модели, показался им нарушением нравственных норм. ...Так что дети не сидели в отдельном павильоне, а ходили с родителями по выставке — они этих моделей с удовольствием обнимали, а папы своих детей с удовольствием фотографировали. Всем хорошо. Мораль и нравственность ликовали.

А вопрос с павильоном до сих пор находится в вялотекущей разработке, и возможно, рано или поздно найдет свое применение. Впрочем, в этом году на выставке все же был детский стенд — не павильон, не площадка, но все же. Организовал его . Нарядный, леденцово-ярко-розовый, он хорошо был виден издалека, и чада, наснимавшись с моделями, спешили посмотреть, что собой представляет их персональный праздник жизни. Персональный праздник, при ближайшем рассмотрении состоял из полудюжины компьютеров, где дети могли сыграть в недавно вышедшие игры. Или даже еще не вышедшие. До выхода в продажу «Мадагаскара 2» на тот момент оставалось 2 недели.

«Мадагаскар 2» вообще был на выставке звездой сезона: если просуммировать компьютерные и приставочные версии (последние издает Softclub) — он смотрел на вас из всех углов. Softclub оформил стенды под саванну, прилепил на стену пингвинов — и резонно решил, что слово «детские» на этой стене можно уже не писать. Ах да, еще в зал выкинули пигвиний десант — хотя детей рядом с ними было немного. Видимо, двухметровые «пернатые» не ассоциируются у детей с пингвинами из мультфильма.

Теперь о симуляторах. Как сказал Александр Яковенко, регулярно радующий нас статьями об этих играх: «Я думал, спортивные симуляторы — вторичный жанр... пока не приехал на Игромир». Действительно, спортивную тему, где нас, казалось бы, сложно удивить, Electronic Arts подают очень достойно. На огромном экране демонстрировали возможности проектов, а десятки компьютеров в зале приглашали участвовать лично. И среди участников было немало детей, которые охотно вводили своих родителей в тонкости спортивного бизнеса.

Большое количество детей было замечено и за симуляторами техники. И у некоторых это даже получалось. Но все же управление штурмовиком или вертолетом Ка-50 — нетривиальная задача. Поэтому мы не стали всключать их по умолчанию в детскую программу — оставим это вопрос на совести родителей.

Надо заметить, в целом, однозначно детских проектов в этом году было значительно меньше — у многих издателей такого пункта в программе не было.

Что в кармашке?

На Игромире дети играли во все, что подворачивалось под руку — симуляторы спортивные и техники, боевики, даже «Петька 5», и никто им не мешал. Это все можно видеть на фотографиях. Но все же здесь мы поговорим об играх, которые, по замыслу разработчиков, им исходно предназначались.

Мадагаскар 2

Что называется, «только что из-под курочки». Как уже говорилось, на тот момент игра еще не вышла, поэтому представляла особый интерес.

Вердикт: новая игра — и недурная аркада.

Wall-E

Мультфильм про трогательного ржавого робота преобразовался в аркаду. Претендует на приз в номинации «самая бережная локализация».

Вердикт: обратите внимание на сетевой режим — можно будет посоревноваться.

Лунтик для самых маленьких

Обучающие игры по мотивам короткометражного мультсериала. Есть игры про русский язык, математику, подготовку к школе... — а в новой серии дети будут изучать окружающий мир. И на подходе еще одна — про этикет.

Вердикт: если вы считаете, что в праздники тоже надо играть в обучающие игры — эти вполне подойдут для старших дошкольников.

Кунг-фу Панда

Разработчики довольно смело обошлись с сюжетом мультфильма, так как бить всем вместе одного врага как-то нехорошо. Аркада все-таки. Так что его (врага) поставили во главе мафии.

Вердикт: вы сможете сразиться друг с другом, выбрав себе любимых персонажей — и на практике решить, кто сильней.

Спокойной ночи, малыши!

Серия игр с героями одноименной передачи — Хрюшей и Степашкой. Несложные, яркие, дружественные пользователю аркады.

Вердикт: простая и нарядная игрушка для самых маленьких.

Барби

Имя им легион — и она одна из них.

Вердикт: есть плюс — в эту игру ребенок сыграет сам, а вы отдохнете. Все равно столько гламура вам не пережить.

Spore

Симулятор эволюции — конструктор, развивалка и стратегия в реальном времени под одной прозрачной крышкой. Надо создать своего микроба и вывести его «в люди». Завоевать вселенную — всего-то...

Вердикт: на верхних уровнях будет скучно — но первые два искупают все. Обязательно найдите время сыграть вместе — демиургу любого возраста необходим соперник и зритель.

Хочу игру

Список совсем неплох — но уровень вторичности, к сожалению, очень высокий. По большей части перед нами лицензионные проекты по мультфильмам-передачам и поставленные на поток симуляторы. И если со взрослыми проектами игроки такое проделать не позволят, то детская индустрия стремительно превращается в сервисную службу. Это, господа мои, очень грустно — да, я все понимаю, у детских проектов другие бюджеты, цены и тиражи, и среди лицензионных проектов встречаются порой неплохие игры, да и дети счастливы лично погонять любимых героев.

Еще пару лет назад самым важным элементом детской игры мне казался развивающий эффект — я хотела четко представлять, что конкретно ребенок получит от этой игры. Сейчас от них плохо уже и родителям, и издателям. Перебор. Но почему? По той же самой причине — образовательные игры, по большей части шаблонные, поставлены на поток.

Сейчас я думаю, что развивающим эффектом будет обладать игра, которая станет для ребенка неожиданностью — не за счет мини-игр, одобренных Министерством образования, к которым в этой жизни, думаю, ничего нового уже не прибавить — а самим существованием непознанного, которое он, ребенок, будет открывать для себя сам.

Я не предлагаю выгнать за дверь Деда Мороза, когда он будет класть под елку предсказуемую игру по мультфильму — я хочу акцентировать внимание на том, что мы в тупике. Развития у детей оригинального мышления при абсолютном господстве вторичных проектов ожидать не приходится.

В оригинальные проекты проходит разве что Spore, да и то детям тут повезло случайно. Везение состояло в том, что за проект взялся гениальный Уилл Райт. Который, если задуматься, всю свою жизнь только детские игры и делает — то так, что издатели немедленно находят под них «взрослый» бюджет, а родители вступают с чадами в конкурентную борьбу за право обладания диском.

Зато я теперь знаю, что загадать под бой курантов! Пусть Новый Год принесет нам такие детские игры, чтобы при взгляде на монитор вам захотелось немедленно отправить ребенка мыть посуду. Зачем? Чтобы, пока он там занят, успеть самим хоть чуть-чуть в нее поиграть!



Назад