Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Сергей Зверев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (89) апрель 2009

World of Warcraft: Wrath of the Lich King
Игра в кошки-мишки

Когда пролетают первые десять уровней, ясельный период заканчивается и настает время принять первое ответственное решение нашей виртуальной жизни — открыть в себе первый талант! Впереди их будет много, мы будем думать, ошибаться и сомневаться, не знать, что выбрать, и кусать локти из-за того, что нельзя взять все и сразу. Задача этой статьи — облегчить жизнь начинающим друидам, которые хотят посвятить свою игру формам кошки и медведя. Если вы выбрали именно этот путь, то скоро сможете почувствовать, что звериный друид — один из самых интересных классов во вселенной World of Warcraft. Но для начала нам нужно кое-что узнать...

  • Немножко теории
  • Ветка «Сила зверя»
  • Ветка «Исцеление»
  • Что нас ждет в будущем?
  • Символы для кошек и мишек

Введение в талантологию

До того как мы окунемся в звериные таланты с головой, хвостом и ушами, давайте сделаем небольшое теоретическое отступление. А именно — разделим интересные нам таланты на пять групп:

  1. Таланты для всех.

  2. Таланты для мишки.

  3. Таланты для кошки.

  4. Таланты для PvP.

  5. Прочие таланты. Некоторые из них используются как проходные, некоторые берутся из-за личных предпочтений.

При описании конкретного таланта я буду обязательно указывать, к какой группе он относится. В итоге вы сможете не просто копировать построения опытных игроков, но и составлять свои собственные и, что самое главное, — понимать, почему вы выбрали тот или иной талант.

Учтите, что такой вещи, как «the best talent build» не существует. Каждый из наборов хорош в той или иной ситуации, подходит к той или иной одежде, стилю игры. Но учтите и другое — неправильные сочетания талантов существуют! Более того — они встречаются очень часто. Вообще, все сочетания можно тоже разделить на группы:

  1. Хаотические. Игрок не особо задумывается и просто накидывает все подряд, чтобы получить умение, находящееся в самом конце дерева. Итог печален.

  2. Ошибочные. Человек думает при выборе талантов, но из-за неправильного понимания механики игры и задач его класса делает серьезные просчеты. В итоге шансы всей группы на выживание падают.

  3. Корректные. Правильно подобранные под свои цели и задачи.

Конечно, все эти принципы работают и для других классов. Поэтому, хорошо разобравшись в проблемах друида, мы сможем лучше понять «билдостроение» в целом. Ну а пока что хватит теории. Звериные таланты уже ждут, недовольно рычат и царапаются!

Сила зверя

Средняя ветка — это своего рода машинное отделение звериного друида. Именно здесь находится все самое важное, причем некоторые из талантов действуют пассивно, а некоторые дают ценные умения и удары. При этом левая ветка (Баланс) не используется зверодруидами вообще, а правую (Исцеление) мы рассмотрим чуть позже.

Первый ряд

Ferocity. Первый и обязательный талант! Развиваем до упора. Понижение стоимости ударов кошки и мишки заметно повышает как урон, так и уровень угрозы.

Feral Aggression. Пять пунктов в этом таланте увеличат работу устрашающего рыка на 40%. Что это значит? Если обычным рыком мы снижаем атаку врага на 411 единиц, то так будем снижать на 575. Для справки — сила атаки у друида в кошке может легко превышать 7000 единиц, а с применением некоторых умений и все 10 тысяч. Легко догадаться, что для серьезных боев разница в 165 несущественна, а поэтому для мишки это практически бесполезно. Вторая часть таланта интереснее — увеличение свирепого укуса на 15% понравится тем, кто хочет разогнать кошачий урон до максимума на 80-м уровне. В общем, либо берем для друида, полностью нацеленного на нанесение урона, либо не берем вообще.

Второй ряд

Feral Instinct. Обязательный талант для PvP в кошке (скрытность) и очень хороший для танкования. Атака с помощью Swipe (Размах) — один из важнейших способов удержания группы монстров. Талант усиливает этот удар. Больше урона от удара — выше генерация угрозы. Выше угроза — проще танковать.

Savage Fury. Обязательный талант для всех кошек и мишек.

Thick Hide. Увеличение брони от кожаных вещей на 10%, хм... Юные друиды могут подумать, что этот талант просто необходим для мишки, но это не так. В последнее время медведи не испытывают проблем с броней, куда как важнее здоровье и вероятность уклонения. Поэтому его имеет смысл брать либо в начале карьеры танка, когда вы еще не обзавелись хорошими вещами, либо если вы собираетесь делать узкоспециализированного танка для рейда. Но как показывает практика, для обычной каждодневной игры в героических подземельях этот талант не нужен. Что касается PvP, то лишние 10% брони вас там не спасут.

Третий ряд

Feral Swiftness. Обязательный талант для танкования, PvP и развития персонажа до 80-го уровня. Единственная ситуация, когда его можно не брать, — узкая кошачья специализации, в которой нужен максимальный урон.

Survival Instincts. Обязательный талант, особенно для медведя. Теоретически в кошачьей PvE-специализации можно обойтись и без него, но он все равно понадобится как проходной для Mangle. Да и чем бы вы ни занимались, 30% от здоровья на двадцать секунд — слишком ценная вещь, чтобы от нее отказываться.

Sharpened Claws. Обязательный талант.

Четвертый ряд

Shredding Attacks. Обязательный талант для кошачьих зверств на 80-м, хорош и для роста в уровнях. Без него Shred становится очень дорогим, и его можно вообще убрать с панели. Для мишки практически бесполезен — уменьшение стоимости Lacerate на две единицы — это несерьезно.

На заметку: когда мой друид рос с 70 по 80-й уровень, я использовал Glyph of Shred (Символ полосования), который хорошо работает с этим талантом и ударами Pounce и Maim. Ну а молодые друиды смогут применять и талант, и символ начиная с 26-го года жизни.

Predatory Strikes. Обязательный талант.

Primal Fury. Обязательный талант для мишек и кошек, вкладываем два очка.

Primal Precision. Отличный талант для роста в уровнях, когда шанс попаданий у вас еще невелик. Ведь так обидно бывает накопить пять очков комбинаций, а потом промазать! А тут — бац, и 80% энергии возвращается. Очень хорош для кошки и на 80-м, потому как 10 мастерства — это 83 единицы рейтинга. Это уменьшает вероятность уклонения от вашей атаки на 2,5%! Повышение мастерства на 10 единиц — вещь приятная и для мишки — увеличится количество попаданий по боссам.

Пятый ряд

Brutal Impact. Основное применение таланта — PvP. Там лишняя секунда оглушения — это разница между вашей жизнью и смертью. Ну а для танкования или боя в форме кошке им можно смело пожертвовать.

Что бы сказал Артас по поводу нашего талантов?

Feral Charge. Классическое применение этого навыка — битвы с себе подобными. А как он полезен на полях сражений — том же Ущелье Боевой Песни! Задержать вражеского флагоносца, моментально выбраться из чужой комнаты с флагом на спине! Прекрасно! Но и в PvE он очень хорош, потому как позволяет танку быстро перехватывать монстров. И даже кошка от него выигрывает — с этим талантом можно начать бить врагов раньше, подскакивая к ним, а не ковыляя пешком. Более того — при этом вы не выходите из скрытности!

Nurturing Instinct. Сугубо PvP-шный талант.

Шестой ряд

Natural Reaction. Обязательный талант для танка.

Heart of the Wild. Обязательный талант, один из базовых для друида-зверя.

Survival of the Fittest. Обязательный талант для всех и важнейший для друида-танка. После взятия трех пунктов мы получаем иммунитет к критическим ударам (физический урон) и не нуждаемся ни в defense (защита) ни в resilience (устойчивость).

Седьмой ряд

Leader of the pack. Обязательный талант, за который нас так любят охотники и бойцы ближнего боя.

Improved Leader of the Pack. Кто-то может сказать: «Ведь в группе всегда есть лекарь, к чему нам этот талант?» А к тому, что, регулярно подлечивая группу на 4% от общего здоровья, вы серьезно экономите ману лечащим классам. Как итог — существенно повышаете шансы на выживание группы или рейда. Обязательный талант для всех.

Primal Tenacity. Обязательный для PvP, потенциально полезный для танкования. Однако оглушают нашего мишку не так чтобы очень часто, поэтому его имеет смысл брать для конкретной ситуации. Например, когда вам предстоит бой с серьезным боссом, который будет часто оглушать.

Восьмой ряд

Protector of the Pack. Обязательный талант для танка. Будет полезен и в PvP, когда противник — боец ближнего боя и вы деретесь с ним в облике медведя. Для кошки — бесполезен.

Это важно: разгон атаки на 6%, который дает «Защитник стаи», работает только в форме медведя.

Predatory Instincts. Отличный талант для кошки как в PvE, так и в PvP. Для мишки — бесполезен, потому как в этой форме 30% снижение урона от заклинаний по площади не работает.

Вот здесь можно превратиться из свирепой кошки в толстого мишку. Если, мр-р-р-яв, очень хочется.

Infected Wounds. Обязательный талант для танкования, хотя это и не сразу бросается глаза. При полном развитии и суммировании эффекта уменьшает скорость атаки цели на 20%. А это значит, что и входящий за единицу времени урон уменьшается! Само собой, что в талант обязателен и в PvP. Не брать его можно разве что в ситуации, когда ваша цель — максимальный урон в облике кошки. Например, в рейде, где уже есть друид-танк с этим талантом.

Девятый ряд

King of the Jungle. Отличный талант для кошки в PvE и особенно в PvP, благодаря регенерации энергии с помощью Tiger’s Fury. Ценность для танкования — более спорная. С одной стороны, мы можем быстрее набрать хороший уровень угрозы — ведь урон возрастет прилично. С другой — придется временно понизить броню и потратить три таланта. Брать или нет — дело вкуса.

Mangle. Обязательный талант и главная визитная карточка вашего зверо-таурена или зверо-эльфа. Постарайтесь получить его как можно скорее.

Improved Mangle. Обязательный талант для кошки и чуть менее обязательный, но очень полезный для мишки. Чаще работает Mangle — больше угрозы вы генерируете.

Десятый ряд

Rend and Tear. Обязательный талант. С ним вы больше бьете в мишке после применения Lacerate, генерируете больше угрозы и вдобавок — почти всегда наносите цели критические удары, если перед Ferocious Bite вешаете на нее Rake.

Это важно: следите за тем, чтобы эффект от Rake постоянно находился на ваших целях. Это очень серьезно повысит общий урон в облике кошки.

Одиннадцатый ряд

Berserk. Обязательный талант, крайне ценный для танка. Позволяет раз в три минуты очень надежно «приклеить» к себе целую группу монстров с помощью простой комбинации Berserk + Mangle. Кроме этого, пойдя в подземелье кошкой, вы можете иногда перекинуться в мишку и нанести огромный урон по трем целям одновременно. Но учтите, что такие шалости лучше проводить при хорошем танке. Иначе можно сорвать монстров на себя и умереть. Не забывайте об этом навыке и в PvP — ведь помимо прочего он снимает эффекты страха и дает иммунитет на время действия. Колдунам это явно не понравится!


А теперь настало время познакомиться с «младшей сестрой» зверодруида — веткой «Исцеление».

Исцеление

Как и следует из названия, в эту ветку зарывают свои таланты самые добрые из всех друидов — лекари. Но и для нас, кошко-мишек, тут есть кое-что вкусное.

Первый ряд

Improved Mark of the Wild. Разработчики попытались улучшить этот талант, но мне кажется, что он все равно малополезен. Смотрите — Mark of the Wild 80-го уровня увеличивает броню на 750, все показатели на 37 и сопротивления к магии на 54. Если мы увеличим все это на 40%, то дополнительно получим — 300 брони, 15 ко всем показателям и 22 к сопротивлениям (округлено в большую сторону). Стоит ли игра свеч? На мой взгляд — нет. Чем лучше будет становиться ваша экипировка, тем все меньшую и меньшую роль будут играть эти 15 единиц ловкости, силы и здоровья.

Nature’s Focus. Талант для лекаря. Не берем.

Furor. Был и остается обязательным талантом для звериной специализации. Получение дополнительной энергии или ярости при смене формы — полезнейшая вещь как в PvP, таки в PvE. К примеру, вы можете превратиться в мишку и сразу же применить Feral Charge. Иногда, когда ярости нет, это просто спасает. Многие начинающие друиды недооценивают данный талант, выбирая вместо него Improved Mark of the Wild. Это ошибка!

Второй ряд

Naturalist. Обязательный талант.

Subtlety. Это вообще не для нас.

Natural Shapeshifter. Полезен для PvP — неприятно, когда при очередной смене формы заканчивается мана. Необходим для перехода к Master Shapeshifter.

Третий ряд

Intensity. Можем показаться, что немедленное получение десяти единиц ярости — это очень хорошо. Оно и действительно неплохо, но стоит ли это трех талантов, да и еще и в этой ветке? Мой ответ — нет. А до ситуаций, когда вам кровь из носа понадобились десять единиц ярости, лучше не доводить.

Omen of Clarity. Обязательный талант. Вдруг, как из ниоткуда, вы получаете бесплатный Mangle или Maul. Что может быть лучше?

Master Shapeshifter. Настоящая жемчужина для звериных друидов, притаившаяся в уголке ветки «Исцеление». Два вложенных сюда очка увеличивают физический урон в мишке на 4% и шанс критического урона в кошке тоже на 4%. Главный недостаток таланта — чтобы до него добраться, нужно вложить еще три очка в Natural Shapeshifter. Стоит оно того или нет? В последнюю неделю перед написанием статьи я провел немало времени в героических подземельях с этим талантом на борту и остался доволен.

Примеры из практики

Гибрид, он и в Нортренде гибрид.

Теперь, когда мы разобрались со всеми кубиками нашего конструктора, давайте что-нибудь построим. Но перед тем вкладывать таланты, нужно определиться с целями и задачами. Очень частая и типичная задача — прохождение героических подземелий, упор на танкование, но с поддержанием достаточного урона.

Как вы видите, мы не берем Shredding Attacks и Predatory Instincts, но зато выбираем Infected Wounds. Однако при этом мы экономим на Thick Hide и нам хватает на Master Shapeshifter. Благодаря этому наша кошка не остается совсем уж слабой, и мы можем показать достаточно приличный урон как в мишке, так и в кошке.

На заметку: вариант изменения — перенос очков из Natural Shapeshifter и Master Shapeshifter в Shredding Attacks и Predatory Instincts. Учтите, что генерация угрозы при этом понизится. И еще один вариант — перенос этих пяти очков из ветки «Исцеление» в Shredding Attacks и King of the Jungle.

Я могу дать вам эти заготовки, но при подгоне их под себя вам нужно учитывать разные вопросы. Например:

  • Какая экипировка у вас лучше — на кошку или на мишку?

  • Много ли у вас знакомых, которые будут рады брать вас в виде кошки?

  • Что вам самим больше нравится делать?

Учтите, что мишка — гораздо более востребованная форма в подземельях, потому как кошку может заменить любой класс, а мишку — только воин, паладин или рыцарь смерти. И даже они должны иметь соответствующие вещи и таланты! Именно поэтому есть смысл делать гибрида с уклоном в танкование, а не нанесение урона.

Также учтите, что проходить обычные подземелья по мере роста вашего персонажа можно и в кошачьей специализации. Но чем сложнее становится задача, тем большего внимания требует специфические таланты для танков. А что, если мы захотим создать набор талантов сугубо для танкования? У нас может получиться нечто вроде того, что показано на картинке.

Броня крепка, и мишки наши толсты...
А вот с таким наборчиком мы сможем больно кусаться!

Получаем ускоренный набор угрозы за счет King of the Jungles и Thick Hide для максимальной брони. Под ситуацию можно снять пару пунктов с King of the Jungle и перенести их в Primal Tenacity. Но как я уже говорил, это стоит делать, если вас ждет какой-то очень серьезный бой с частыми оглушениями.

Это важно: если вы пользуетесь Enrage, не забывайте о Barkskin. Понижение брони нужно чем-то компенсировать. Для этих же целей можно использовать вещи типа «Медаль первой войны «За отвагу».

И напоследок — что-нибудь специально для пушистых кошек и котят!

Как вы видите, мы жертвуем всем, чем можем, для того, чтобы разогнать страшного зверя-кошку и дать ей нанести максимальный урон врагам. Чтобы довести этот набор талантов до апогея, вы можете даже выкинуть Feral Charge и вложить последнее очко в King of the Jungle. Лично у меня лапа не поднимается.

Таланты в 3.1.0?

В дополнении 3.1.0 нам обещают возможность переключения между разными специализациями. Возможно, что каждый друид сможет обзавестись наборами талантов для кошки и для мишки. Но ведь возможны и другие варианты!

Например, гибридный набор и кошачий. Или лекарский и танковальный, а в теории — лекарский и лунного совуха, совуха и звериный. Тут уже многое будет зависеть от вещей и опыта игра. Чем больше у игрока будет различной одежки, тем больше комбинаций ему будет доступно. В любом случае даже с получением одновременно двух наборов талантов нам нужно будет думать, какие таланты выбрать, что взять, а на чем сэкономить.

Символы

Вторая тема, о которой я хочу поговорить в этой статье, — это символы (Glyphs). Символов, которые имеют отношение к звериным друидам, не так уж много, а стоящих среди них и того меньше. Давайте разделим их на три группы — для кошки, для мишки и прочие, которые могут быть нам полезны.

Мишка

Glyph of Maul. Самый мощный из всех символов. Позволяет вашей атаке Maul бить сразу по двум целям. А так как это одна из основных атак в форме медведя, ценность символа огромна. Берем обязательно! Интересно, что хоть он и самый важный, взять его можно уже с 15-го уровня, да и стоит на аукционе он очень мало. Конечно, друиды не против, но на лицо некоторый дисбаланс.

Glyph of Frenzied Regeneration. Эта штучка может иногда спасти вашу жизнь, а заодно и жизни всех членов группы. Если врагов сильно много либо босс впал в ярость, а лекарь не справляется, включаем Frenzied Regeneration и лечение вашей тушки станет работать на 20% сильнее.

Glyph of Challenging Roar. Сокращает восстановление Challenging Roar с трех минут до двух с половиной. Полезно ли это? Да, и весьма. Как знают танки всех мастей, в группах очень часто оказываются маги, любящие посоревноваться, у кого критический удар сильнее, разбойники, а то и просто бойцы, бегущие впереди паровоза. Нередко приходится спасать положение, перетянув всех монстров на себя одной кнопкой. А как обидно, когда эта кнопка все еще темная!

Glyph of Growl. Иногда бывает, что монстр не реагирует на ваше умение Growl и весело несется загрызать какого-нибудь «тряпочника». Обидно? Очень! В описании навыка нам обещают, что такие оказии будут происходить чуть-чуть реже (шанс успеха Growl возрастает на 8%). Наименее полезный из всех медвежьих символов. Берем на закуску.

Кошка

Glyph of Shred. Урон от навыка Shred по оглушенным и ошеломленным целям возрастает на 20%. Я уже писал про этот символ чуть выше — ничего особенного, но иногда приятно.

Glyph of Mangle. Mangle — наша основная атака, и от символа с таким названием хотелось ожидать чего-то очень вкусного. Он действительно полезен, но, увы, не вызывает такого восторга, как Glyph of Maul для медведя. Смысл этого символа в том, что эффект Mangle будет работать на шесть секунд дольше и мы сможем провести лишний Shred, не обновляя Mangle на цели. Вы, конечно, помните, что Mangle усиливает урон от Shred на 30%. В итоге наш общий урон возрастет.

Это интересно: учтите, что если ваш танк — мишка и он регулярно пользуется Mangle, вы можете не использовать свой и тратить всю энергию на Shred, Rake, Rip (Ferocious Bite по ситуации). Конечно, это касается ситуаций, когда вы можете спокойно стоять сзади цели, а это бывает не всегда. Одна из ошибок начинающих кошек — стать сзади группы монстров и спровоцировать своим хвостом уже другую группу.

Glyph of Rip. А вот это очень хороший символ для кошки, особенно если она ходит в рейды. Он увеличивает длительность и урон от умения Rip. Кроме непосредственной выгоды, ваша цель дольше кровоточит, а это дает возможность эффективно использовать Ferocious Bite! Вдобавок учтите, что урон от Rip зависит от вашей силы атаки, и если вы не забываете про Savage Roar, символ принесет еще больше пользы.

Glyph of Dash. Эта штука будет полезна в PvP, ведь именно там быстрый бег бывает очень кстати.

Glyph of Rake. Пожалуй, наименее полезный символ. Однако может пригодиться во время сдачи квестов, чтобы вам не пришлось гоняться за убегающими монстрами. Потенциально полезен и в подземельях, где «бегунок» может привести за собой целую кучу здоровых друзей.

Прочие

Самый лучший символ для косолапого. Какие бы еще два поставить?

Как вы видите, у нас есть четыре символа для мишки и пять для кошки. А посадочных мест для символов — шесть. Поэтому мы можем выбрать еще что-нибудь интересное.

Glyph of the Wild. В группах из пяти человек друид не только танкует или наносит урон в кошке, но и усиливает окружающих с помощью «лапки». Берем символ, и заклинание будет стоить на 50% меньше. Вроде мелочь, но иногда неприятно оставаться без маны на смену формы, потом садиться пить, терять время.

Glyph of Unburdened Rebirth. А вот эта штука уже посерьезнее. С ней ваш знаменитый «battlerez» больше не нуждается в реагентах. А ведь как оно бывает? Вдруг нужно кого-то воскресить и судьба всей группы висит на волоске, и тут оказывается, что вы забыли прикупить Starleaf Seed. Приличных слов в такой ситуации не остается ни у вас, ни у ваших сопартийцев. А такой символ страхует. С другой стороны, он не нужен людям, которые никогда ничего не забывают. Но много ли таких?

Glyph of Rebirth. Полезный символ, позволяющий воскрешать в бою с увеличенным в два раза количеством жизни и маны. Это важно, ведь «поднятый» священник с пятью тысячами маны — это одно, а с десятью — уже гораздо лучше. Но есть и недостаток — символ относится к группе Major, а там со свободными местами туговато...

Glyph of Aquatic Form. Это скорее забавный символ, чем полезный, но если вы любите плавать, вам он понравится. Теперь вы будете это делать в полтора раза быстрее!

Glyph of Thorns. Символ для ленивых медведей. С ним вы сможете обновлять на себе Thorns не раз в десять минут, а раз в час.

Это важно: в будущем вы сможете иметь не только два набора талантов, но и два набора символов. Решили стать кошкой — переключаемся на кошачьи, решили танковать — на медвежьи!


***

В этой статье я постарался рассказать о том, что волнует всех звериных друидов Азерота, Запределья и Нортренда, — талантах и символах. Ведь любому медвежонку или котенку хочется быть самым талантливым и сильным! В будущем мы обязательно продолжим нашу игру в кошки-мишки, подумаем, как быстрее и лучше одеть персонажей, как лучше драться и танковать, но сейчас настало время прощаться. Farewell!



Назад