Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Константин Закаблуковский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (96) ноябрь 2009

Order of War
(Order of War. Освобождение)

Тысячи пехотинцев, сотни танков, десятки орудий с каждой стороны, поддержка дальнобойной артиллерии и авиации... Нет, это не генеральное сражение, так будет в каждой миссии и схватке — размах впечатляет. Добавим к этому обширные тактические возможности, обусловленные разнообразием техники.

Order of War во многом похожа на свою предшественницу, Операцию «Багратион», можно свободно счесть игру продолжением. И многое из сказанного в рецензии в январском номере актуально и сейчас. Игровой процесс перекочевал с небольшими изменениями, полировке подвергся интерфейс и значительно улучшилось качество картинки. Главное отличие — стороны и место действия. Кампаний две, за американцев бои проходят на западном фронте, от неизвестно какой по счету высадки на пляже Омаха до штурма Западного вала. При игре за немцев придется попеременно сражаться на обоих фронтах. Время действия даже шире, чем в «Багратионе», — с июня по октябрь сорок четвертого года.

На пляже Омаха нам устроят обзорную инструкцию по игре. Куда же без нее.

Правила игры просты. На карте некоторое количество ключевых точек — контрольных пунктов. Сторона, захватившая их, всегда получает с них ресурсы. На одних картах доступ к войскам дает только основной пункт, на других — те или иные типы техники распределены по всей карте, что делает партию еще острее и интереснее. Что захватили — то и можно вызвать, а необходимо что-то еще, так извольте сначала взять точку, а то и вовсе забрать ее у противника. Вряд ли обойдется малой кровью. Для хорошей игры на таких картах нужно знать, что дают те или иные контрольные пункты не только своей стороне, но и противнику.

Полученные очки мы вольны использовать по своему усмотрению на вызов подкреплений или использование авиационной или артиллерийской поддержки. Но приходится быть осторожными — накопленный запас не резиновый, а зачастую и общее количество их конечно.

Подкрепления приходят из-за края карты в определенных местах, выбираются они в зависимости от близости к точке назначения. На появление подкрепления требуются считанные секунды, все остальное — путь до цели. Есть тут одна тонкость — игра совершенно не учитывает обстановку на поле боя и при неровной линии фронта может повести новобранцев чуть ли не через вражеские позиции. Вся самоходная техника прибывает своим ходом, артиллерию и пехоту перебрасывают грузовички.

Обычно обилие и разнообразие войск для стратегической игры в большей степени зло, нежели преимущество, все сводится к нескольким вариантам выбора из обширного списка. Wargaming.net удалось совместить приятное не только с полезным, но и с необходимым — более двух десятков типов войск у каждой из сторон, и для каждого найдется применение. Конечно, распределение неравномерно, те же легкие танки будут вызываться намного реже средних и тяжелых, но иногда и в них возникает необходимость.

Приятно не только командовать солдатами, но и наблюдать за сражением.

Чем больше разнообразие использованных войск, тем надежнее оборона. Противотанковые орудия, прикрытые танками и пехотой, гаубицы и зенитные орудия позади делают защитную линию практически неприступной. Даже издалека не подобраться, дальнобойная артиллерия просто не даст развернуть свои пушки.

Атаку тоже нужно готовить, лобовой штурм танками укрепленных позиций, может, и будет успешным, но обойдется слишком дорого. Все должно быть по правилам — с предварительным подавлением вражеских батарей своими гаубицами или же, в особо сложных случаях, вызовом артиллерийской поддержки. Штурм с двух сторон тоже может быть намного более эффективен. Вариантов масса, выбирайте по ситуации.

Единственный серьезный просчет — интерфейс. Торжество минимализма ведет к отсутствию информативности. Видно, что ориентиром был World in Conflict, но там мы оперируем отдельными боевыми единицами, а счет их идет максимум на десяток. Здесь же зачастую под контролем игрока будет три-четыре десятка многочисленных подразделений. А выдаются они списком, отсортированным по времени вызова, и только. Видно, кто насколько потрепан и кто находится в данный момент под огнем, но соотносить это с картой проблематично. Делаем все по старинке, посматривая на места стычек и внося коррективы в бой. А ведь можно было пойти по пути Total War, объединяя группы еще и визуально...


***

Игра, которая по воле игрока может либо бросить вызов и поставить перед ним сложные тактические задачи, либо сделать прохождение интерактивным фильмом про войну. Все зависит от его воли и желания преодолевать трудности.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/109
разнообразные миссии с неожиданными заданиями, множество тактических приемов и возможностейначальные задания в американской кампании могут испортить впечатление чрезмерной легкостью
Графика
10/1010
модели войск, анимация солдат и экипажейне отмечено
Звук
9/109
звуки техники и боя, голоса бойцовони слышны только вблизи, уже на небольшом удалении остается только фоновая музыка
Игровой мир
9/109
четыре месяца Второй мировой войны в восем-
надцати разнообразных миссиях, атмосфера сражений
куда уж без высадки в Нормандии...
Удобство
6/106
активная паузаминимализм — не всегда плюс
Новизна нет

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
КОРОНА
Вердикт: Order of War доказы-
вает, что отличная, интересная тактика может сочетаться с картинкой высокого качества.
Рейтинг
журнала
87%

Управление

К игровому управлению придется привыкнуть, оно здесь несколько нестандартное. Левой кнопкой мыши войска только выделяются, либо она используется для отмены выбранного, но не примененного приказа. Все остальное делается правой — размещение и перемещение войск, использование средств поддержки. Впрочем, это изменяется в настройках.

Еще одна инверсия — поведение войск в бою. В большинстве игр подчиненные идут к указанной цели, по возможности постреливая в оказавшегося рядом противника. А для атаки всего, что движется, используется дополнительная команда. Здесь же все с точностью до наоборот — бойцы стараются ввязаться в любую потасовку, наплевав на приказ дойти до цели. Часто это фатально, но тоже лечится — выдачей задания с нажатой клавишей Ctrl.

Войска

Пехота

Любая пехота очень слаба на открытом пространстве, при ее минимальной защищенности и небольшом радиусе ведения огня становится безобидной для тяжелой техники. Но стоит поместить отряд в укрытие — и выживаемость бойцов заметно поднимется. А на многих картах есть участки леса, преодолеть которые техника не в состоянии, все придется делать солдатам. Всегда нужно помнить, что сами по себе пехотинцы особой угрозы не представляют, они могут быть только первой линией обороны.

При желании можно рассмотреть даже процесс зарядки орудия между выстрелами.

Легкая пехота. Самая дешевая, из вооружения только автоматы и винтовки. Угрозу представляют только на близкой дистанции. Но зачастую у нас другой попросту нет, а иногда важнее количество, нежели качество.

Тяжелая пехота. В дополнение к вооружению легкой пехоты отряды оснащаются пулеметами. Это повышает урон, наносимый незащищенным войскам противника, и делает этот отряд незаменимым в обороне.

Элитная пехота. Получше защищенность и огневая мощь, чем у тяжелой пехоты. В целом хорошая замена за чуть лучшую цену.

Противотанковая пехота. Помимо пулеметов, винтовок и автоматов, вооружены еще и базуками или панцершреками.

Парашютисты. Самая универсальная пехота в игре — на вооружении у нее пулеметы, автоматы и базуки, да еще и могут десантироваться практически в любой точке поля боя. Если, конечно, зенитки не остановят. Но доступны парашютисты только американцам и за совершенно баснословную цену, за то же количество очков можно приобрести три отряда легкой пехоты или два — тяжелой.

Танки

Все танки делятся на три группы — легкие, средние и тяжелые. По мере роста увеличиваются бронирование, огневая мощь, дальность и цена, а скорость, наоборот, падает.

Легкие танки. Точнее, один танк — в игре из техники этого класса есть только американский Стюарт. Несмотря на это, он всего лишь чуть-чуть уступает бронированием немецкому Pz.Kpfw III. Но в целом судьба в игре у легкой бронетехники такая же, как и в реальности, — не выдерживают они никакой конкуренции с более совершенными образцами и вполне заслуженно отправляются на свалку истории.

Средние танки. Основная ударная сила любой армии, тяжелые недоступны в большинстве миссий кампании, а в схватке или сетевой игре их еще надо захватить. Разнообразие внутри класса велико — от маломощного на фоне других, зато быстрого Т-34-76 до медленной и бронированной Пантеры.

Тяжелые танки. Доступны не всегда и не везде, но зато могут легко разделываться с мелкими противниками, подавлять в лобовую противотанковые орудия и выдерживать налеты штурмовиков и бомбардировщиков.

Артиллерия

Артиллерия в игре разнообразна, от узкоспециализированных орудий до образцов с широкими возможностями, но относительно низкой эффективностью. Почти все варианты представлены как в буксируемом виде, так и в самоходном, но во втором случае боевые характеристики несколько ниже.

Противотанковые орудия. Основное средство любой обороны. Будучи развернуты второй линией за пехотой или танками, могут успешно бороться с бронетехникой противника. Но все относительно — пока на них будут идти легкие и средние танки, действия будут успешны, но тяжелые, особенно Королевские тигры, способны смять пушки. Впрочем, это тоже не проблема, к тому моменту мы сможем выставить адекватный противотанковый ответ или же просто прикрыть ПТО пехотой и танками.

Зенитные орудия не только защитят от авиации, но и поддержат войска в бою, уничтожая пехоту.

Истребители танков и штурмовые орудия. Отличаются значительно большей ценой при той же мощности, зато мобильность куда выше. Благодаря этому они подходят не только для обороны, но и для атаки. Вперед их только пускать не нужно, броня у большинства из них значительно тоньше танковой. Не касается это правило только Советского Союза, отечественные ИСУ-152 способны на равных потягаться с Тиграми.

Гаубицы. В большинстве случаев — оружие победы. Взломать оборону с безопасной дистанции относительно дешево и безопасно можно только с их помощью. Бьют они долго и уверенно.

Самоходные гаубицы. Отличаются несколько меньшей дальностью и мощностью выстрела.

Минометы. Дешевое средство обороны для уничтожения пехотных подразделений и легких танков. Тяжелой технике они вряд ли что сделают, а зенитки и пушки на дистанцию стрельбы не подойдут.

Реактивная артиллерия. У сторон свои образцы техники, для СССР это легендарная Катюша, Германии — Небельверфер, а американцы смонтировали на танке свою Каллиопу. Между ними есть огромная разница по всем параметрам, кроме одного — смертоносности.

Стационарные зенитные орудия. Тяжелые одноствольные орудия с высокой дальностью, успешно уничтожающие самолеты и танки противника. Перемещаются по полю боя исключительно с помощью тягачей.

Самоходные зенитные орудия. Ничего общего со стационарным вариантом — это скорострельные четырехствольные установки, способные бороться с авиацией, пехотой и легкой бронетехникой.

Железнодорожное орудие. Немецкая пушка «Леопольд» присутствует в некоторых миссиях. Она неподвижна, потому сектор обстрела у нее очень узкий. Но в пределах зоны поражения урон страшен, пара выстрелов полностью зачищает указанную территорию.

Средства поддержки

Авиация. Некоторые контрольные пункты дают возможность вызывать авиационную поддержку, в кампании доступ может даваться по несколько иным правилам. В зависимости от стороны это могут быть бомбардировщики, пикировщики, штурмовики или транспортные самолеты. Действует всегда одинаково — указываем точку, и через указанное время прибывает посылка.

Это важно: достаточно одной зенитки между целью и точкой вылета, чтобы все самолеты совершили преждевременную жесткую посадку носом в землю.

Артиллерия. Похоже по действию на авиацию, за одним исключением — сбить снаряды зенитки не могут. За гарантию поражения приходится платить большей стоимостью и меньшим радиусом поражения.

Транспорты. Своим ходом прибывают на поле боя только танки и самоходки, все остальное перевозится грузовиками. Для переброски и перемещения орудий и пехоты используются они же.

Это важно: транспортируемые пехота и орудия обладают боевыми характеристиками грузовика, передний край во время сражения им противопоказан.

Американские войска
Название Тип Численность подразделения Броня Огневая мощь Скорость Дальность
Пехота
Легкая пехота 20 0 1 2 2
Тяжелая пехота 20 0 2 2 2
Элитная пехота 20 1 3 2 2
Противотанковая пехота 20 1 3 2 2
Парашютисты 20 1 3 2 2
Танки
M5A1 Stuart Легкий танк 5 3 3 7 5
M26 Pershing Средний танк 5 9 8 5 7
M4A3 Sherman Средний танк 5 6 5 7 5
Артиллерия
M1 Противотанковая пушка 4 3 5 2 7
M10 tank destroyer Истребитель танков 4 5 6 8 6
M36 tank destroyer Истребитель танков 4 6 6 6 7
M2A1 Гаубица 4 2 8 1 9
M7 Priest Самоходная гаубица 4 4 6 6 7
M12 Gun Motor Carriage Самоходное орудие 2 4 8 5 8
M1 Миномет 4 3 3 3 3
T34 Calliope on M4 Sherman Реактивная артиллерия 4 6 6 7 7
M1A1 Стационарное орудие ПВО 1 3 6 0 8
M16 MGMC Передвижное орудие ПВО 4 3 5 7 8
Средства поддержки
M115 Артиллерия 1 0 0 0 10
USS Texas (BB-35) Артиллерия 1 0 0 0 10
P-47D Thunderbolt Штурмовик 8 3 9 10 10
Martin B-26C Marauder Бомбардировщик 5 1 9 9 10
C-47 Skytrain Транспортный самолет 1 1 9 10 10
M2 halftrack Грузовик 4 2 0 10 0
Немецкие войска
Название Тип Численность подразделения Броня Огневая мощь Скорость Дальность
Пехота
Легкая пехота 20 0 1 2 2
Тяжелая пехота 20 0 2 2 2
Элитная пехота 20 1 3 2 2
Противотанковая пехота 20 1 3 2 2
Танки
PzKpfw III Ausf. M Средний танк 5 4 3 7 5
PzKpfw IV Ausf. H Средний танк 5 6 5 7 5
PzKpfw V Ausf. A Panther Средний танк 5 8 6 7 7
PzKpfw VIE Tiger Тяжелый танк 5 9 7 6 7
PzKpfw VIB King Tiger Тяжелый танк 5 9 8 6 8
Артиллерия
PaK 40 Противотанковая пушка 4 3 5 2 7
StuG III Ausf. G Штурмовое орудие 4 5 6 8 6
StuG IV Штурмовое орудие 4 6 6 8 7
leFH 18 Гаубица 4 2 7 1 8
SdKfz 124 Wespe Самоходная гаубица 4 4 6 6 7
sGrW 34 Миномет 4 3 3 3 3
Nebelwerfer 42 Реактивный миномет 4 2 7 2 9
FlaK 18/36 Стационарное орудие ПВО 4 3 6 0 8
Flakpanzer IV Wirbelwind Передвижное орудие ПВО 4 3 5 7 8
K5 Leopold Железнодорожное орудие 1 3 10 0 10
Средства поддержки
Kanone 18 Артиллерия 1 0 0 0 10
Ju-87D-5 «Stuka» Пикирующий бомбардировщик 8 2 9 10 10
FW190F-8 Истребитель-бомбардировщик 8 2 9 10 10
Arado 234b-2 Бомбардировщик 6 1 9 10 10
Sd.Kfz. 251 Бронетранспортер 4 2 2 9 3
Opel Blitz Грузовик 4 0 0 10 0
Советские войска
Название Тип Численность подразделения Броня Огневая мощь Скорость Дальность
Пехота
Легкая пехота 20 0 1 2 2
Тяжелая пехота 20 0 2 2 2
Элитная пехота 20 1 3 2 2
Танки
M4A2 Sherman Средний танк 5 6 5 7 5
T-34-76 Средний танк 5 5 4 8 5
T-34-85 Средний танк 5 7 6 8 6
ИС-2 Тяжелый танк 5 9 8 5 7
Артиллерия
ЗИС-3 Противотанковое орудие 4 3 6 1 7
СУ-85 Самоходное орудие 4 7 7 8 7
ИСУ-152 Самоходное орудие 4 8 8 4 8
Д-1 Гаубица 4 2 8 1 9
БМ-41 Миномет 4 3 3 3 3
БМ-13 «Катюша» Реактивный миномет 4 1 8 9 10
52-K Стационарное орудие ПВО 4 3 6 0 8
M17 MGMC Передвижное орудие ПВО 4 3 5 7 8
Средства поддержи
Бр-18 М1939 Артиллерия 1 0 0 0 10
ИЛ-2м3 Штурмовик 8 3 9 10 10
Петляков Пе-2 Бомбардировщик 5 1 9 9 10
Студебекер Грузовик 4 0 0 10 0

Схватка и многопользовательские игры

Правила здесь просты — на карте есть некоторое количество точек. Получить контроль над всем полем — победа в партии. Но помимо глобальной цели придется принимать локальные, но не менее значимые решения. Ведь, во-первых, каждый контрольный пункт на карте — источник ресурсов, а чем больше нас, тем меньше их. А во-вторых, большая часть точек дает доступ к каким-то видам войск или типам поддержки. Например, особую ценность представляет противотанковая артиллерия — с ней на оборону тратится намного меньше ресурсов.

В результате мы получаем массу возможностей и тактических ходов при простых исходных данных. Этакие шахматы в реальном времени.

Кампании

Прохождение обеих кампаний, за американцев и немцев, — свой, особый режим игры, имеющий не так много общего со «схваткой» и многопользовательскими сражениями. Энная часть заданий будет обходиться вообще без контрольных точек или же не будет иметь ограничений. Зачастую и карта будет доступна далеко не вся — выполним цели в одном месте, нас переместят в другое. Но придется сражаться и в «обычном» режиме, с захватом контрольных пунктов.

За прогресс в прохождении кампании игрока награждают очками, которые тратятся на улучшение войск. Их можно получить за выполнение основных и дополнительных заданий во время миссий, соотношение потерь сторон и выставленный рейтинг прохождения. И если большая часть понятна — делать что приказано и стараться сохранять свои войска, то рейтинг — вещь совсем не очевидная. В каждой из миссий есть определенный «эталонный» набор условий и параметров, по степени соответствия действий игрока и оценивается его уровень. Учитывается скорость выполнения заданий, соотношение потерь на разных этапах и количество использованных на войска и поддержку очков.

Прохождение идет последовательно, каждая пройденная миссия открывает следующую. Уровень сложности можно сменить в любой момент, а вернуться к пройденному можно только в окне отдельных миссий, все завершенные задания добавляются туда.

Американская кампания

Первые две миссии кампании — принудительно обучающие. Пропустить их нельзя, потому придется проходить. Принцип один — выполняем цель фактически бесконечными войсками, затем нас перебрасывают на следующие. Проиграть нельзя, так что описание опустим.

3. Операция «Кобра»

Если успели привыкнуть к кажущейся легкости прохождения — немцы доходчиво объяснят, что это было ошибкой. Нужно имеющимися силами взять городок Ла-Шапель. Техники у нас много, но это Шерманы и М10, а у противника в городе стоит батарея противотанковых пушек, основательно прикрытых пехотой. Потому лобовая атака отменяется.

Пехоту по два-три отряда сразу же выдвигаем на фланги, вскоре нарисуется засада из солдат с «панцерфаустами», а все остальные войска перемещаем чуть вперед. Когда разберемся с врагами, двигаем всю свою армию влево, за пределы дальности противотанковых батарей, и атакуем городок с фланга. Все зачищать необязательно, достаточно взять контрольный пункт.

В миссии «Операция «Кобра» город нужно атаковать именно с этой стороны.

Это важно: чем больше у нас останется войск, тем проще будет пройти дальше. Следующий эпизод начинается с появления немецких танков в радиусе поражения. Потому стоит заранее развернуть свою армию к северу.

Теперь в поддержку выживших танковых частей мы можем вызывать отряды рейнджеров и все те же Шерманы и истребители танков. Если войск осталось достаточно, то можно обойтись и без пехоты.

Следующий номер программы — атака с западного направления. В поддержку нам придадут еще пару подразделений зениток, быстро и издалека выкашивающих пехоту. Оборонительный порядок простой — впереди танки, за ними истребители, а позади — орудия ПВО. Сзади, в тыл немцам, подойдут еще три отряда Шерманов.

После отбитой контратаки придется штурмовать перекресток на пригорке. Мясом, танками против ПТО и минометов, поскольку ничего другого у нас пока нет. С пригорка немало радости доставят Небельверферы, но их можно попытаться избежать, прижавшись к краю карты и аккуратно захватив точку. Контроль над ней даст нам три бесплатных налета штурмовиков, ими и стоит подавить обе батареи (дальняя — еще и дополнительное задание).

На заметку: бесплатных налетов три, но при выполнении дополнительного задания их у нас отберут и выдадут обычные, за сорок очков. Стоит использовать первые два с большим толком.

Останется взять контрольный пункт и завершить миссию, подчищать карту совсем не обязательно.

4. Рев тигра

Небольшое по меркам игры танковое сражение.

Сначала держим оборону малыми силами, помимо начальных танков мы можем вызвать только противотанковые орудия и пехоту трех видов. Количество очков очень ограничено. Занимаем не только окопы, но и дома в деревеньке, это сдержит продвижение немецких танков к пушкам.

После успешной обороны нас ждет крайне сложный момент — нужно взять пригород Мортена как можно быстрее. Если задержаться, то наших союзников на высоте 317 сметут и игра закончится поражением. Используем все возможные ресурсы, подтягиваем пушки позади танков, но прорваться необходимо любой ценой. Взятие контрольного пункта в пригороде даст нам новую возможность — сброс десанта, чем мы и воспользуемся для усиления обороняющихся на высоте войск до подхода остальных сил.

Успешная оборона приведет к очередному изменению на поле боя — по правому флангу начнется контратака немцев. Танками «Тигр». Чуть позже пойдет волна из правого верхнего угла, но уже не столь страшная. Из имеющихся пушек и пехоты создаем линию обороны на первоначальных окопах. На ключевой пункт вызываем пехоту и орудия (не менее трех батарей, меньше не справятся) и отправляем все имеющиеся танки на перехват. Когда мы выбьем большую часть Тигров, они начнут отступать, а их полное уничтожение будет дополнительным заданием.

Финальный штрих — уничтожение врага на левом фланге.

5. Холм скорби

Особенность миссии — крайняя ограниченность подкреплений, доступны только парашютисты и штурмовики. На первом этапе необходимо разобраться с конвоями, идущими по обеим дорогам вокруг холма. На каждом из блокпостов два отряда легкой пехоты в окопах и батарея противотанковых орудий. Усиливаем их отрядами истребителей танков М36. На правом фланге на пригорке стоят две батареи ПТО, простреливающих дорогу, еще одну разместим на левом. Также необходимо занять окопы на северном склоне, вызвав парашютистов и прикрыв их сзади пушками, стационарными или самоходными, а танками — батареи на правом фланге.

Всего одна зенитка в нужном месте — и транспортный самолет доставит свой груз на землю с опережением графика.

Совет: внимательно следите за пехотой в окопах; если ее выбивают хотя бы частично, враг берется за стоящие позади самоходки и пушки.

Немцам не понравится потеря двух колонн, и они начнут полномасштабное наступление с севера. Сворачиваем блокпосты, усиливая переднюю линию обороны. Продолжаем заполнять окопы парашютистами, а во время боя заменяем понесшие потери отряды на передовой. Настоятельные рекомендации использовать авиаудары игнорируем, бомб у нас много, а очки дороги. Разве что бесплатные можно потратить, но и то с умом. Вскоре подойдет колонна Каллиоп, когда они развернутся — начнется массированная атака, но не надо пугаться, залп реактивных минометов значительно проредит боевые порядка врага.

Но у Каллиоп был ограничен запас снарядов, но на подходе колонна снабжения. Вот тут и пригодятся бесплатные авианалеты; с их помощью мы сможем уничтожить по три отряда идущих на перехват конвоя Пантер за раз. Уничтожим всех врагов — и получим новую атаку, теперь уже с двух сторон. Зато реактивная артиллерия перейдет под наше командование.

Первую волну отбить относительно просто, но нам внезапно выдадут дополнительное задание — уничтожить колонну, везущую секретные документы по левой дороге. На это можно выделить одну батарею противотанковых орудий, поставив их на пригорке, и два отряда рейнджеров в окопы первого блокпоста. Есть и второй вариант — просто накрыть всю колонну одновременным залпом Каллиоп, но в этом случае есть шанс, что кто-то выживет и мы останемся без тяжелой артподдержки.

Новая атака намного серьезнее. С нижней части карты идут Тигры — держим оборону до последнего, перебрасывая по мере освобождения силы с верхнего участка. И вот... новая атака. Но это нас пугают, вскоре прибудет авиация, и миссия будет успешно завершена.

6. Дорога на Париж

Короткий бой в лесу, необходимо уничтожить засаду немцев. Затем — штурм высоты и уничтожение стационарных зенитных орудий на высоте. Контроль над ней — ключ к продвижению. У нас заберут контроль над всеми войсками и дадут понажимать на кнопку вызова бомбардировщиков. Совершим две налета на город и вернемся обратно, в на землю.

Придется сдержать массированную атаку немцев и по возможности удержать оба контрольных пункта для выполнения задания. Вызываем истребители танков на самые проблемные участки. Главная сложность — Тигры», но и с ними можно справиться. В один из моментов нам доходчиво сообщат о наличии у немцев авиации, потому и наличием зениток придется озаботиться.

Затем наступит наш черед атаковать город Лимэ. Но если взять точки в левом верхнем углу и чуть ближе к центру карты, на пригорке, к доступным войскам добавятся Каллиопы. Бьем, продвигаемся, затем повторяем до получения контроля над точкой.

7. Южный гамбит

Начало многообещающее — из войск у нас только парашютисты и штурмовики за полную стоимость. Причем один из отрядов рейнджеров уже сражается с танковой колонной. Сбрасываем еще одну группу рядом с местом боя, а затем накрываем врага авиацией. Нам предстоит уничтожить несколько таких колонн, но каждый раз наша копилка очков будет немного пополняться.

На мосту любое подразделение становится более уязвимым, а уж пехота сразу пишет себе похоронки.

На заметку: очки восстанавливаются не более чем до ста шестидесяти. «Излишки» лучше потратить на сброс подразделений на южный берег на правом краю карты.

Подойдут основные силы обеих сторон. У южного моста ситуация для нас более благоприятна, можем относительно спокойно развернуть оборонительную линию. В деревне все прекрасно, четыре высадившихся отряда парашютистов занимают дома и способны сдержать атаку с двух направлений. Хуже всего на северном мосту — у нас там только десантники против танков. Но один отряд в доме чуть задержит противников, а там уже подтянем противотанковые орудия и прикроем их пехотой. Каллиопа тоже не помешает — накрыть в особо напряженный момент толпу врагов. Сюда же подойдет отряд Тигров, на остальных участках бой к этому времени будет скорее всего закончен. Поддержки Тандерболтов на этом отрезке у нас не будет.

Чем дальше — тем страшнее. Пойдут танковые колонны, и периодически немцы будут выводить на поле боя тяжелые гаубицы. Бороться с бронетехникой можно по-прежнему, а с артиллерией будут целых два варианта — бесплатные штурмовики и десант рейнджеров в точку развертывания. В это же время выдадут дополнительное задание — уничтожить колонны снабжения. Это несложно — мы можем вывести на поле боя гаубицы, они прекрасно простреливают дорогу на другой стороне реки, да еще и прибывающие конвои с немецкой артиллерией на северо-западной части карты накрывают.

Последний рывок для победы — получить контроль над всеми точками. Самолетов у нас опять не будет, зато есть гаубицы, а в качестве основной ударной силы добавились самоходки М36.

8. Битва при Арракурте

Насыщенная эпизодическими событиями миссия. Сначала мы атакуем немецкую колонну из засады. Затем обороняем только что захваченный перекресток от значительно превосходящих сил противника. Но на нашу удачу Пантеры подходят по очереди. Если будет возможность, пехотой стоит занять дом.

В битве за Арракурт с правого берега будут докучать немецкие гаубицы. Самый простой способ бороться с ними — поставить истребители танков чуть выше моста.

Приближающаяся с юга колонна попадет в засаду, аналогичную нашей. Подавить три батареи противотанковых орудий в пределах досягаемости наших пушек не проблема, но несколько танков нам сожгут. Когда и эти силы доберутся до перекрестка, станет легче — двух рот М36 достаточно для моментального уничтожения вражеских войск.

Получаем контроль над войсками по всей карте. На севере, в городке Пэррой, выстраиваем оборону из имеющихся сил — трех отрядов истребителей танков с прикрытием должно хватить для отражения любой атаки. Но пару отрядов пехотинцев заселяем в дома поближе к реке — они там нам пригодятся чуть позже. Возле Арракурта, на юге карты, у нас уже есть неплохая группировка. Хоть приказа пока еще нет, быстро передвигаем часть войск на центральную точку на дороге — туда уже идут Королевские тигры.

Оголять в оборонительном порыве на центр участок фронта на юге нельзя, вскоре начнется атака на Арракурт с западного направления. Домов много, заранее размещенная пехота нас спасет, а танки и самоходки можно выводить прямо во время боя. Через некоторое время начнется атака и с правой части карты, через реку, в этот же момент нам подбросят очки подкреплений. Напротив нижнего моста ставим танки, а чуть выше — самоходки. Такая комбинация позволит уничтожать постоянно выводимые в эту точку гаубицы.

Финальная часть боя — захват всех контрольных пунктов. А дополнительное задание — не потерять ни один из уже захваченных. Сначала лучше взять нижнюю левую точку, она даст нам доступ к Каллиопам, затем при их поддержке верхнюю, а затем уже форсировать реку. С дополнительным заданием тоже все просто — на каждой из точек нужно разместить свои войска, а двумя своими группами войск блокировать любые прорывы и постепенно сдавливать клещи.

9. Проломить стену

Вот и развязка — необходимо взять неприступный Западный вал. В первой части мы должны снести первую линию обороны и создать плацдарм. Как только уничтожим последнюю цель — смотрим ролик и переходим к следующему этапу.

Оборона Западного вала по всему периметру — занятие бесперспективное, задавят массой и засыплют бомбами. Все силы нужно перемещать в центр.

И тут мы попадаем на простор. Есть три четко очерченных фрагмента линии фронта. Левый фланг — мощные укрепления на холме и орудие «Леопольд» на вершине. Центр — обилие войск всех родов в городе и несколько меньшее количество оборонительных сооружений. Правый фланг наименее укреплен, но это обманчивое впечатление. Помимо основных сил нам выделят шесть отрядов гаубиц М12.

Это важно: все наши гаубицы необходимо прикрыть стоящими впереди зенитками, восстановить ценные войска мы не сможем.

Справа мы можем захватить только две ближние точки, движение чуть вперед приводит в зону поражения снарядов железнодорожного орудия. Так и необходимо сделать — это даст нам доступ к Каллиопам. Но будьте осторожны, на каждой из них при приближении появляются войска «из засады». Выманиваем партизан пехотой и бьем всеми силами.

В центре создаем линию обороны, двигаться вперед здесь слишком сложно. Пусть гаубицы бьют по всему, до чего дотянутся. Ну а на левом фланге медленно ползем вперед, уничтожая издалека орудия, танковые башни и пулеметные гнезда можно подавить и истребителями танков. Наградой будут уничтожение Леопольда, возможность безнаказанно обстреливать город своими М12 и Каллиопами и доступ к штурмовикам. Откроется и путь по правому флангу. Останется разрушить город вместе с обороняющимися и захватить его. Если же при этом разрушить все доты, выполним дополнительное задание.

Немецкая кампания

1. Дыхание смерти

Очень быстро высаживаем пехоту на окраине городка и занимаем дома. Чуть промедлим, и солдатам придется делать это под огнем танков. Бронетехникой бьем во фланг до победы. Побегут — преследуем. Вторая часть миссии еще проще — держим оборону на участке, а бывшие ранее под нашим командованием подразделения выходят противнику в тыл.

В третьем эпизоде нам достается правый фланг, оставшиеся на нем от предыдущего сражения войска и несколько новых танковых и пехотных подразделений. Пока два пехотных отряда героически сдерживают своим присутствием атаку русских, разворачиваем оборонительную линию, делая ставку на две противотанковые батареи.

Останется занять ключевую точку и с помощью подошедшей артиллерии выполнить дополнительное задание — уничтожить отступающего противника на левом фланге. Перед этим лучше сохраниться, поскольку меткость канониров не идеальна и лишиться законных очков за миссию из-за неудачного результата генератора случайных чисел вполне реально.

2. Переломный момент

Взглянем на поле боя — на наш левый фланг идет волна атаки, на правом ожидается такая же, да еще и союзников обходят еще правее. Ждать от них помощи не придется, спасать тоже бесполезно. Потому на первые же очки вызываем две батареи противотанковых орудий и размещаем их прямо возле железнодорожных тупиков. Не ближе, вместе с танками русские разместят три батареи гаубиц, наиболее опасных для нашей обороны. Затем уже можно приобрести пару танковых подразделений.

Бывает и так — два случайно уцелевших солдата добежали до точки и захватили ее. На карте их не видно, слишком мелкие, за партизан сойдут.

На заметку: можно рискнуть и отправить на гаубицы одно подразделение пехоты. Если доберутся, то снесут как минимум одну батарею, а в случае везения и все три. Впоследствии это сэкономит нам авианалет.

Пока мы разделываемся с нашим противником, правый фланг под истошные вопли его командира сомнут. Выставим на этом направлении еще пару противотанковых батарей за уже приобретенными танками, после развернем туда и наших первых артиллеристов.

Время для контратаки. Подойдет еще немного подкреплений, а противник ретируется к основным рубежам, в числе прочего и гаубицы уведет. Та самая большая игрушка под названием «Леопольд», что мы защищали в первой части миссии, перейдет под наше командование. Но сказать «давайте жить дружно» она сможет только по левому флангу русских, что, впрочем, тоже неплохо. Прикрываем мастодонта артиллерией и пехотой, а все танки уводим на правую часть карты — во фронт бить не будем.

Можем один раз использовать авиаудар штурмовиков, лучше всего потратить его на самую левую батарею гаубиц и окружающие танки — до них Леопольд с подарками не доберется. Проводим артподготовку (можно и без нее, но потери будут существенно больше) и атакуем во фланг. Захват левой точки — только своим ходом. Тут нужно быть внимательным — у русских начнет действовать артиллерия из-за края карты, танки лучше не сбивать в кучу. Потери будут, но на войне как на войне, плацдарм будет очищен.

3. Сандомирский плацдарм

Немцы рассредоточиваются перед штурмом высоты.

Однозначного прохождения миссии дать нельзя. У нас есть две точки на разных частях карты, у противника их четыре, еще три свободны. Две ничейных — над нижней и под верхней точками — взять можно без проблем. И сделать это нужно обязательно, они дают новые войска, в частности ствольную и реактивную артиллерию и штурмовики, полезные для дальнейшего продвижения. На третьей, в центре справа, произойдет столкновение с «Шерманами», она нужна как опорный пункт для дальнейшего продвижения.

Оставшиеся четыре точки можно брать в любом порядке, но игра услужливо подсказывает, что начинать лучше с нижней правой. Так и стоит поступить, поскольку если она остается у противника напоследок, нас замучают артударами в двух-трех местах сразу и периодическими налетами бомбардировщиков (зенитки на вражеской центральной нижней). Затем отбираем еще две ключевые точки, делая ставку на Пантер, и последней захватываем укрепленную левую верхнюю. У нас будет избыток очков и Небельверферы для подавления гаубиц и противотанковых пушек.

Дополнительное задание миссии — не дать захватить верхний холм. Это несложно, достаточно разместить на нем пару батарей и прикрыть одним танковым подразделением.

4. Воля к победе

Нас перебрасывают на западный фронт. Вначале атакуем с двух направлений блокпост. С двумя-то подразделениями Тигров это совсем не трудно. Основное сражение будет после этого. Под нашим контролем помимо захваченного поста окажется еще одна контрольная точка, восточнее по этой же дороге.

Американцы будут постоянно сбрасывать парашютистов, и наш тыл будет под угрозой. В первое время это решается выделением легких танков для защиты территории. Затем придется брать контрольный пункт западнее блокпоста, несмотря на стоящие на горке противотанковые орудия. Потому что это и дорога вперед, и столь необходимые нам зенитки и авиаудары. По одному отряду Вильбервиндов на каждой из контролируемых точек решает все проблемы с десантниками — даже если самолет долетит, пехотинцев выкосит на подходе.

Атака на блокпост «Тиграми», никакие противотанковые орудия не устоят.

Точка внизу даст нам Штуги, а дальше вверх по дороге Небельверферы. Вот со второй возникнет маленькая проблемка — массированный десант чуть ли не по всей нашей территории.

Дальше все намного интереснее. Американцы контролируют четыре точки, с нашей позиции мы можем взять две. Одна — на перекрестке вперед по дороге. Вторая — на северном краю карты, но через лес может пройти только пехоты. А перелететь — все что угодно. Потому перекресток берем танками, а лесную — зачищаем зенитками и минометами, а затем уже штурмуем пехотой, занимая уцелевшие здания.

Совет: на защиту северного контрольного пункта обязательно отправьте и противотанковую пехоту, и элитную. На всякий случай, туда может и противник наведаться.

Хуже всего с крайним правым контрольным пунктом — он прикрыт тремя батареями противотанковых пушек, возобновляемых при уничтожении, а на холмике — две батареи Пристов. С гаубицами можно разделаться двумя налетами штурмовиков; хоть круг и показывает, что может накрыть все, на деле гарантированная зона поражения вдвое меньше в диаметре. А противотанковые орудия — стянув минометы со всей карты, накрыв очередным налетом, а затем массово атаковав танками. Если при этом использовать Тигры, которые дает северная точка, сделать это немного легче.

Но покоя нам не дадут — тут же пойдет контратака. Одно хорошо, подкрепления приходят отсюда же — стационарные зенитки с прикрытием дадут прикурить любому врагу. Финальный штурм не обойдется без ставших привычными минометов — ими нужно уничтожать противотанковые орудия, а налетами штурмовиков — гаубицы и танки.

5. Прыжок пантеры

Защищаем холм — для этого достаточно чуть уплотнить подразделения на своем правом фланге. Пехоту по большей части потерям, не исключено, что и среди танкистов будет кого похоронить.

Красиво пошли... но мимо. Нельзя метить в движущиеся цели, за полминуты потенциальная жертва уйдет в туманную даль.

После ролика доступная часть карты увеличится, на другом берегу будет крупная танковая группировка. Пока ее основные силы атакуют в лоб, из идущей позади колонны отправляем часть войск на перехват Каллиоп. Из войск на холме выделяем одно танковое и пару пехотных подразделений — это будет прикрытие для гаубиц, которые нужно будет вывести вперед для уничтожения Пристов. Можно использовать дальнобойные орудия для прореживания остальных войск.

В третьей части миссии нам выдадут новые войска, стоящие на одной точке. Из приятного — нам периодически становятся доступны бесплатные удары с воздуха. Захватывать территорию будем змейкой. Сначала нижнюю правую, пока еще нейтральную, — отправив на нее несколько Тигров при поддержке пехоты. После получения контроля над ней ставим батарею противотанковых орудий, еще две-три стоит разместить за основными позициями. Следующий номер программы — правая центральная точка. Она даст доступ к авиаударам пикирующих бомбардировщиков. После ее захвата по позициям американцев пройдутся бомбардировщики.

Контрольный пункт в лесу можно взять только пехотой. Для этого придется поберечь элитный и противотанковые отряды — вызвать их мы пока не можем, равно как и пулеметчиков. Можно с края леса очистить местность минометами. Когда займем его, появится дополнительное задание удержать. Большое количество тяжелой пехоты в обороне справится с задачей, особенно если мы будем давить на другом фланге.

Это важно: присылать подкрепления на лесопилку напрямую к точке нельзя, машины пойдут в обход мимо позиций противотанковых орудий. Потому высаживаем солдат у южного края леса, а дальше — пешком.

Правая из точек в городе берется дорогой ценой — обилие противотанковых орудий делает танковую атаку бессмысленной. Именно потому стоит взять контрольный пункт в лесу и поддержать бронетехнику противотанковой и тяжелой пехотой. Бесплатная поддержка с воздуха исчезнет, но останутся штурмовики. Ну а взять последнюю точку — вопрос времени, у американцев останется доступ только к пехотным отрядам.

6. Битва за Родину

Первое желание очевидно — удержать все и вся. Но это попросту нереально, везде, за исключением двух центральных холмов, пройдутся орды бомбардировщиков, а оставшихся отполируют массовые артобстрелы. Потому в центре и собираем все что можно с самого начала миссии и держим оборону. Авиаудары тоже не тратим понапрасну, только по большим скоплениям противника. Если во время обороны уцелеет больше трех дотов — зачтется выполнение дополнительного задания.

«Тандерболты» помогают наземным войскам обороняться.

На заметку: зениток не будет вовсе, а авиации — предостаточно. Остается терпеть.

Вторая часть миссии не столь впечатляюща — нужно продолжать удерживать холмы и захватить все точки на карте, используя подошедшее подкрепление. Начинать лучше с левой нижней, она даст артиллерию и реактивные минометы, которые облегчат и оборону, и атаку. Но взятие каждой из точек будет наказываться определенными действиями со стороны ИИ — налет бомбардировщиков, штурмовиков, десант, прибытие гаубиц...

На заметку: контроль над одной из точек справа дает доступ к штурмовой авиации. Или нам, или американцам.

Сложности добавляет своевольное орудие «Леопольд» где-то за краем карты. Оно бьет туда, куда хочет, и, как правило, это атакуемая точка. Вот только не следят наши доблестные артиллеристы за тем, кто находится в квадрате, — сообщат: «Эй, там, принимайте посылку!», а дальше уже на кого бог пошлет. Потому контрольные пункты придется брать аккуратно, захватывая их между выстрелами. Но под конец американскому ИИ выдадут тонну озверина, и с экспансией начнутся проблемы — его войска будут появляться прямо на точках, мешая захвату.

Совет: американские бомбардировщики любят выбирать целью наш ударный клин. Если кричат, что видят авиацию, надо рассредоточивать войска по как можно большей площади — будет куда увести их при нанесении удара.

7. Прорыв

«Пантеры». Вид на врага сзади.

Вначале — лобовая атака на слабо укрепленные позиции. Отряд самоходок против трех Пантер не выстоит ни при каких условиях. Получение контроля над точкой даст доступ к Штугам и противотанковой пехоте — последней и забиваем рвы.

Во втором эпизоде под наш контроль дают три отряда Тигров, наступающих справа. Ими нужно будет смять еще один окоп. Но зато начнутся сложности с первым отрядом — Пантерам против тяжелых самоходок не выстоять. Потому их отводим в тыл, а вперед бросаем пехоту с гранатометами. Подошедшие Катюши тоже могут залпом выдать порцию свежих впечатлений и проделать дыры в обороне. Но не беда — нам выделили одну батарею Небельверферферов. Совсем одну, в подкреплениях они не значатся, бережем как зеницу ока. Советские реактивные минометы подъезжают, отстреливаются и уходят на перезарядку, на этом их и поймаем, накрыв своим огнем.

После создания прочных оборонительных линий Тиграми берем третью точку справа. Тем самым мы создадим плацдарм для атаки на главные силы и перекроем линию подхода подкреплений, одновременно выполнив одно из дополнительных заданий. Эта точка даст доступ к штурмовикам. С их помощью можно выполнить второе допзадание — уничтожение противотанковой артиллерии на левом фланге. Впрочем, это же можно сделать минометом, если он выжил. В любом случае в атаку пойду союзные силы, чем стоит воспользоваться при штурме.

8. Ахиллесова пята

На удивление легкая миссия для финала кампании. В наше подчинение выдают две роты танков «Королевский тигр» (для выполнения дополнительного задания необходимо сохранить до конца миссии хотя бы одну из них), две батареи гаубиц и приличное количество другой техники. А в дополнение к этому — три бесплатных налета штурмовиков.

Алгоритм простой — авиацией уничтожаем советские гаубицы, их как раз три, а дальше уже своей дальнобойной артиллерией подавляем противотанковые пушки противника и перемещаем вперед танки. После захвата двух точек из трех начнется контратака с правого фланга, но войск у нас уже будет столько, что пара отрядов тяжелых ИС-2 при поддержке Катюш и морской пехоты погоды не сделают.

9. Во вражеском кольце

Миссия похожа на обычную схватку, с некоторыми изменениями в угоду игровому процессу. На карте девять точек, три нижних — наши, три верхних — советские, а по центру — нейтральные, но они значительно ближе к позициям противника, чтобы мы сразу могли получить контроль.

Держим первый удар на всех трех участках фронта, а затем переходим в неторопливую контратаку — с поддержкой ударных частей зенитными орудиями и противотанковыми пушками. Ведь в любой момент нужно быть готовым как к массированной волне бронетехники, так и к ордам пехоты. После получения контроля над центральным пунктом мы получим и доступ к самоходным гаубицам «Веспе», тогда процесс пойдет намного легче и веселее.



Назад