Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Дмитрий Мурко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (98) январь 2010

Warcraft III: DotA (Defence of the Ancients)
Армейские будни

Мы приветствуем вас, бравые солдаты компьютерных баталий! Очень надеемся, что вы усвоили наши предыдущие уроки и овладели некоторыми практическими навыками по игре DotA: Allstars. Как бы там ни было, надеясь на вашу сознательность и тягу к учебе, предлагаем вам вступить на следующую ступеньку игрового мастерства. Впереди вас ждет новый полезный материал, советы по игре и домашнее задание!

  • Мелочь в карманах, или что купить в первую очередь
  • Игра в Робин Гуда: зарабатываем деньги в лесу
  • Контроль карты с помощью «вардов»
  • Орб-эффекты артефактов
  • Кто первый?

Мелочь в карманах, или что купить в первую очередь

Для эффективной игры стоит разобраться с базовым инвентарем, то есть с «Первой сборкой». После старта игры и выбора героя у вас на руках будут деньги на карманные расходы, на которые вам и предстоит прикупить предметы первой необходимости. Первый вопрос, который станет перед вами: «Что именно мне брать, ведь тут так много всякой полезной всячины?» Всячины, конечно, много, но денег все равно не хватит, поэтому разберем этот пункт подробнее.

  • Вариант первый.

    Этого толстячка так просто с линии не согнать.

    Вы играете героем ближнего боя: будьте готовы к тому, что вам придется много лечиться. Вас периодически могут «тяпать» монстры, и вражеские герои уж точно не дадут спокойно жить. Крепитесь! Возьмите с собой несколько деревьев танго, диадему, перчатку силы и ветки на оставшиеся деньги. Деревья танго лечат слабенько, но вначале сгодятся. Диадема даст +2 ко всем параметрам (сила, ловкость, разум). Плюс небольшой, но поначалу ощутимый. Перчатка силы даст вам еще +3 силы.

    В результате мы получим героя с неплохим запасом здоровья, силой атаки и возможностью восстановить здоровье (деревьями танго). Пример этот достаточно общий, и его можно назвать «схемой» по сборке. С равным успехом перчатка силы может быть заменена на ботинок ловкости (для ловкачей) или на мантию интеллекта (для магов). Если вы планируете в будущем собирать Вангард, то можете сразу запастись щитком. Тем, кто целится на плащ Владимира, подойдет кольцо Базилиуса с самого старта игры. Оно даст вам регенерацию маны и дополнительную защиту. Особенно хорошо это колечко смотрится на героях с атакующими заклинаниями.

    Это интересно: если против вас играют герои ближнего боя без сильных дальних атакующих заклинаний (пример: воин Урса, Панда Мастер, Вождь кентавров), вместо деревьев танго можно использовать бутылки с сапфировой водой. Они восстанавливают больше здоровья за меньший период времени. Однако будьте осторожны. Используйте их тогда, когда у вашего героя останется треть жизни, и держитесь подальше от вражеских героев, вышек и монстров. Их атака может перебить вам лечение.

  • Вариант второй.

    Агрессивная позиция Снайпера. Вражеским героям не позавидуешь.

    Вы играете героем дальнего боя, а их главное преимущество — в «легкой экипировке». На деревья танго и банки жизни уходит меньше денег, так как и потребность в них будет меньше. Пожалуй, одно дерево танго все-таки надо взять для подстраховки. К деревьям добавим парочку профилирующих предметов: перчатку силы, сапог ловкости или мантию интеллекта. Зависит от того, какую специализацию имеет ваш герой (силовик, ловкач или маг). Они нам нужны для дополнительных пунктов атаки, ведь в уроне вся ваша мощь. У вас есть атакующая магия? Тогда запаситесь банками маны.

    Это интересно: стоя на одной из линий, дождитесь, когда ваши монстры вступят бой с вражескими, и займите агрессивную позицию. Агрессивная позиция — это позиция, при которой ваш герой будет стоять очень близко от монстров, пренебрегая преимуществом своей дальней атаки. Во-первых, из-за меньшего расстояния вам будет легче добивать монстров. Во-вторых, вы сможете держать вражеских героев на расстоянии от монстров, не давая им добивать их и тем самым зарабатывать дополнительные деньги.

Стартовые сборки бывают разными. В основном тут все зависит от вас: от вашего навыка игры, от вашей уверенности. Чем сильнее игрок, тем меньше ему нужны промежуточные сборки. Например, он может не тратиться на сборку нарукавника (Bracer), а обойтись одной перчаткой силы или диадемой. Сэкономленные деньги помогут ему быстрее купить артефакты более высокого уровня. Особо одаренные игроки предпочитают играть вначале только через бутылки жизни или маны и ветки. Рискованно, но дешево. С такой сборкой вы должны играть очень осторожно и ни в коем случае не умирать. Если у вас это получится, то вы сможете довольно быстро подобающе одеться.

Ниже вы приведем небольшую таблицу с базовыми артефактами и советами по применению.

Артефакты
Предмет Свойства Советы
Бутылочка маны Восстанавливает 100 маны в течение 30 секунд (если герой атакован, то восстановление прекращается). Дешево, но полезно для героев с заклинаниями дальнего боя.
Ветка +1 к силе
+1 к ловкости
+1 к интеллекту
Универсальная вещь. Очень выгодное соотношение цены-качества.
Деревья танго Восстанавливает 175 здоровья в течение 25 секунд, поедая деревья. «Сухой паек» для героев ближнего боя.
Бутылка с
сапфировой водой
Восстанавливает 400 здоровья в течение 10 секунд (если герой атакован, то восстановление прекращается) Полезно, но дорого. Кроме того, лечение могут сбить атакой. Подходит для героев дальнего боя.
Мантия интеллекта, или
сапоги ловкости, или
перчатка силы
+3 к интеллекту, или
+3 к ловкости, или
+3 к силе
Чувствуете себя уверенно — ограничьтесь парочкой таких артефактов. Или же сделайте из них нарукавник (bracer), нуль-талисман, маску ловкости.
Кольцо защиты +2 брони Берем отдельно, если идем в «быструю сборку» кольца арканы. В противном случае брать для сборки кольца Базилиуса.
Диадема +2 к силе
+2 к ловкости
+2 к интеллекту
Универсальный базовый артефакт.
Щиток С вероятностью 40% блокирует 30 повреждений герою. Для героев ближнего боя и лесных воинов. Покупается с претензией на Вангард.
Маска Соби +50% к скорости восстановления маны Счастье мага. Весомый плюс к регенерации маны на начальном этапе игры.
Кольцо регенерации Восстановление здоровья +2 единицы в секунду Для героев ближнего боя. Регенерация даст вам преимущество на линии в начале игры.

Многие игроки предпочитают играть через пустую бутыль. Она пополняется водой из фонтана и восстанавливает 135 единиц здоровья и 70 маны в течение трех секунд (если герой атакован, то восстановление прекращается), может две минуты хранить в себе руну, после использования руны становится полной (три заряда). Такая скромная сборка подходит для игроков агрессивного стиля, то есть охотников. С помощью этой бутылочки вы сможете припрятать полезную руну и активировать ее в нужное для вас время. В основном предназначена для героев дальнего боя. При использовании очень желательно иметь в команде курицу-курьера, которая будет летать к фонтану и пополнять содержимое бутылки.

Игра в Робин Гудов: зарабатываем деньги в лесу

В прошлой статье мы рассказывали вам о прелестях лесной жизни. Пришла пора остановиться подробнее на таком моменте, как заработок в лесу. Способности некоторых героев позволяют им с первых уровней начать зачистку нейтральных монстров. В этом есть свои плюсы и минусы.

  • Плюсы: при правильной игре герой, развивающийся только на нейтральных лесных монстрах, не будет отставать от героев, которые развиваются на линии. Но в лесу безопаснее, во всяком случае на ранней стадии игры. Не секрет, что герой-одиночка на линии разовьется быстрее и лучше, чем если бы он стоял с напарником. Ведь не надо ни с кем делиться золотом и весь опыт будет идти только ему.

    Когда команда играет в обычную стратегию, то ее игроки распределяются по линиям следующим образом: двое идут на левый фланг, двое — на правый и один игрок идет на центральную линию. Тут могут быть дополнительные варианты, но все они сводятся к схеме 2 игрока + 2 игрока + 1 соло-игрок. В стратегии с использованием «лесника» распределение таково: один идет на правый фланг, один на центральную линию, двое на левый фланг и один герой идет в лес.

    Это важно: играя лесником, не забывайте помогать своим товарищам на линиях. Враги не будут ждать вашего появления, поэтому лесник берет на себя смешанную роль охотника и помощника.

  • Акс в лесу очень силен, но начинать надо со слабых монстров.
    В зеленом лесу с помощью зеленой молнии TerrorBlade высасывает зеленую жизнь из зеленого тролля.
  • Минусы: во время игры с использованием «лесника» следует опасаться двух моментов.

    1. Рано или поздно (скорее всего рано) враги обнаружат потерю среди вашей команды и будут шерстить лес. Будьте осторожны и не забывайте о мерах защиты (об этом чуть ниже).

    2. Герой-одиночка на боковой линии (тот, с кем должен был бы стоять «лесник») станет вашим слабым местом. Ему придется сражаться одному против двоих, а это довольно тяжело. Ставьте на ту позицию опытного игрока с сильным героем, чтобы не провалить линию. Если линия будет провалена, фланги будут несбалансированными, а это ставит под угрозу всю игру.

    Это интересно: на роль второго героя-одиночки советуем вам брать Королеву Боли, Морфлинга, Мать Выводка или Панду Мастера. Они достаточно сильны, чтобы в одиночку выстоять против двух вражеских героев. Конечно, вы можете поэкспериментировать и взять других героев, но эти уже зарекомендовали себя во многих матчах.

Разобрав плюсы и минусы, перейдем к разбору героев. Кто же лучше всего подходит под статус «лесника»? Смотрим в таблице.

Герои
Герой Заклинание Примечание Сборка

Чен (Holy Knight)

Святое убеждение (Holy Persuasion)
Переманивает вражеских монстров. После вербовки они получают дополнительное количество здоровья. Кольцо Базилиуса вам пригодится. Также советуем собрать плащ Владимира и Мекасм.

Пророк (Prophet)

Силы природы (Force of Nature)
Превращает деревья в треантов, каждый из которых имеет 550 здоровья и силу атаки 21-23. Все, что вам нужно, — кольцо Базилиуса и дополнительная регенерация маны.

Акс
(Axe)

Встречная раскрутка (Counter Helix)
Акс противостоит некоторым ударам, нанося урон всем соседним вражеским монстрам или героям. Лучший вариант — два щитка с переходом в два Вангарда. После первого кольца жизни вы забудете что такое «возвращаться на базу лечиться».

Terror Blade (Soul Keeper)

Воровство души (Soul Steal)
Высасывает здоровье из противников и восстанавливает ваше. Щиток + пара веток и диадема — то, что вам нужно. В будущем собирайте себе Вангард.

Ликан (Lycanthrope)

Призыв волков (Summon Wolves)
Вызывает двух духов волков для борьбы с врагами Ликантропа. С помощью них можно чистить одновременно две точки нейтральных монстров. Заглядывайте в лес туда по достижению третьго уровня волков. Делать специальную сборку не надо, так как сами волки легко справятся с любым лесным монстром.

Помимо предложенных героев, есть еще несколько неплохих «лесников». Попробуйте сами разобраться, какие еще герои могут быть грозой нейтральных монстров с самого начала игры.

Контроль карты с помощью «вардов»

Помните выражение «предупрежден — значит вооружен»? А теперь запомните новое, которое продиктовано бесчисленными матчами в DotA: Allstars: «Предупрежден — значит, можешь вовремя убежать». Вовремя полученная информация о местонахождении противников поможет сохранить вам жизнь или же, наоборот, отобрать ее у вражеских героев.

Главные средства контроля карты — так называемые «варды» (глаза-наблюдатели). Сами по себе они невидимые, так что вражеские герои не будут даже подозревать, что светятся перед вами. Для наиболее эффективного сбора информации следует знать, куда эти штуки ставить. На карте есть несколько ключевых точек, при контроле которых вы будете чувствовать себя в безопасности и дышать полной грудью на линиях атаки. Рассмотрим их все по порядку.

  • Контроль рун: информация о появлении руны может здорово помочь во время игры. Вовремя подоспевшая руна регенерации даст возможность не уходить с линии раньше времени, а руны невидимости или двойной атаки пригодятся во время охоты на вражеских героев. Помимо наблюдения за местом появления рун, вы также будете следить за промежуточными бродами. Таким образом пресекается вариант обхода врагов через реку, мимо линий атаки.

     
    Чтобы контролировать руну, достаточно поставить
    один из этих «вардов».

    Это интересно: руны можно контролировать и с помощью призываемых существ. Например, призванные волки Ликана на четвертом уровне заклинания становятся невидимыми, поэтому вы можете легко их использовать в качестве разведчиков. Такой герой, как Рексар (The Beastmaster), для разведки может использовать призванного орла или кабана. Орел лучше справляется с этими обязанностями, так как у него нет атакующих заклинаний (которые пригодились бы Рексару) и его можно «повесить» над горой, вне поле видимости вражеских героев. Будьте осторожны и не теряйте своих разведчиков почем зря. За них вражеским героям дают немало золота.

  • Контроль подходов: очень важно контролировать лес, примыкающий к вашей линии атаки. Это поможет избежать визитов охотников и сохранить вам жизнь для общего блага команды. Не жалейте денег на собственную безопасность. Поверьте, затраты на «варды» окупятся вашим спокойствием и успешным развитием.

    Существует мнение, что боковые линии безопаснее центральной. Однако боковая линия, в отличие от центральной, не имеет путей отступления. Если вас подожмут с тыла, то убегать придется широким кругом, а то и через вражескую территорию. С другой стороны, к боковой линии только один подход. Поставив на него «вард», вы будете предупреждены о визите врагов заранее. Центральная линия хоть и открыта с трех сторон, но и убегать есть куда. К тому же у этой линии самое короткое сообщение с базой.

  • Контроль леса: вот уж что действительно полезно для охотников. Рано или поздно вражеские герои пойдут в лес, чтобы заработать на нейтральных монстрах немного легких денег. Это неизменный момент в любой игре. Стоит его только дождаться. Следите за нейтральными монстрами во вражеском лесу. Как только враги пойдут по их душу — немедленно пресекайте их попытки поживиться. Лесные «варды» особенно хорошо проявят себя, если ваши враги выбрали тактику игры через «лесника». Лишив его возможности свободно и беспечно развиваться, вы фактически выводите из игры одного из героев противников.

    Это интересно: закон «высоко сижу — далеко гляжу» еще никто не отменял. Если вы поставите «варды» на возвышенности, то их обзор увеличится. Всего лишь одной штукой можно контролировать огромные части леса. Иногда для контроля будут доступны сразу две точки появления нейтральных монстров на территории вражеского леса. Используйте эту информацию с умом.

Не жалейте денег, и вы почувствуете себя Сауроном с его Оком. Впрочем, если бы Саурон ставил «варды» где надо, война Кольца могла бы закончиться иначе.

Орб-эффекты артефактов

Орб-эффект — это наличие у артефактов или у навыков героя дополнительных способностей. Например, маска Смерти дает герою еще и возможность похищать жизни противника, глаз Скади делает вашу атаку замораживающей, а с помощью Манты вы сможете выжигать противникам ману. Похожие навыки можно заметить и у некоторых героев: удар ярости у воина Урсы, замораживающие стрелы Лесной Смотрительницы, способность обратной связи у Антимага.

Для чего же все-таки ввели это своеобразное клеймо? По правилам DotA: Allstars у героя может работать только один (редко два, а в исключительных случаях три) орб-эффекта. Это связано с попыткой соблюсти баланс между героями. Если бы такого фактора, как орб-эффект, не существовало вовсе, то некоторые герои в сочетании с определенными артефактами были бы слишком сильными.

Многие артефакты и герои имеют атаки с разнообразными орб-эффектами. Совместимость различных эффектов зависит от многих факторов: тип героя (ближний или дальний бой); тип навыка (активный или пассивный). Если навык активный, то зависит от того, стоит он на автоматическом использовании или нет. В какой ячейке инвентаря располагаются артефакты с орб-эффектом, в какой последовательности были изучены навыки и куплены артефакты. В данном разделе мы постараемся рассмотреть основные положения всех этих совместимостей.

Для наглядности приведем вам две таблицы сочетания орб-эффектов разных артефактов, с пояснением.

Краткое пояснение
Будет работать предмет, находящийся выше и левее в инвентаре.
Будет работать предмет, который был последним помещен в инвентарь.
Постоянно будут работать оба предмета, кроме удара, когда сработает цепная молния.
Постоянно будут работать оба предмета, кроме удара, когда будет нанесена кровоточащая рана.
Для героев ближнего боя
Артефакт Орб-эффект
Для героев дальнего боя
Артефакт Орб-эффект

Как видим, герои с дальней атакой имеют некоторые преимущества по сочетанию артефактов с орб-эффектами. Хорошо подумайте, какие комбинации «герой + артефакт» можно составить и получить отличную боевую смесь? Придумали, нет? Не волнуйтесь, у вас будет время пофантазировать до следующего выпуска.

Кто первый?

В прошлой статье мы рассмотрели деление персонажей на «танков», охотников и помощников. Сейчас мы подробно остановимся на таком подклассе, как «задиры». В идеальном варианте в DotA: Allstars вы должны реализовывать каждое полученное игровое (численное) преимущество над командой противника. Это как в хоккее: когда получаешь численное превосходство — со всеми силами идешь в атаку. Однако в игре не всегда все хорошо складывается, и порой игроки попадают в ситуацию «стенка на стенку», когда пятеро ваших героев противостоят пятерым героям противника. В таких случаях очень важно, кто первый начнет бой. Момент этот очень скользкий и требует высокой координированности командных действий. С одной стороны, команда, первой начавшая атаку, получает преимущество. С другой — если атака будет произведена неслаженно, вы рискуете потерять половину команды без какого-либо результата. Именно в такие моменты нужно точно определить, кто из ваших героев будет носить статус «задиры», то есть кто первый ворвется в бой и поведет за собой команду.

Это важно: если у вас нет возможности общаться с союзниками напрямую, используйте дополнительное ПО. Например, программа Ventrilo поможет вам лучше координировать свои действия с действиями союзников. В некоторых игровых моментах скорость передачи информации — решающий фактор для победы.

Основная задача «задиры» — вывод из игры максимального количества противников. В данном случае, вывести из игры значит ограничить их боеспособность на небольшой период времени, чтобы ваши союзники могли провести все свои атаки и убить двух-трех врагов.

Вопреки расхожему мнению «задирой» не обязательно должен быть «танк». Да, «танк» сдерживает натиск врагов и прикрывает собой остальных героев, но далеко не все «танки» справляются с ролью «задиры». Как ни странно, эту роль могут исполнять даже хлипкие маги или помощники.

В качестве примера возьмем того же Warlock'a, чей огненный голем может оглушить врагов на достаточно большом участке. Примерно по тому же принципу может действовать Энигма, который с помощью Черной дыры стянет нескольких вражеских героев в кучу и преподнесет их союзникам на блюдечке с голубой каемочкой.

Это интересно: если вы соберете «задире» Сферу перезарядки (Refresher Orb, артефакт, перезаряжающий заклинания), то сможете принести двойную пользу при атаке. Ваши союзники получат в два раза больше времени на атаку, а ваши противники — в два раза больше повреждений.

Если вспоминать «танков», то лучше всех с задачей «задиры» справляются Магнотавр и Защитник Деревьев. Первый с помощью кинжала Прыжка залетает в толпу врагов и с помощью Обратной полярности (Reverse Polarity) притягивает врагов к себе. Второй, прокравшись в невидимости под деревьями, врывается в толпу врагов и прикапывает их корнями.

Каждый из этих маневров дает возможность остальной команде нанести максимальное количество повреждений. Как говорится: «Бей первым, пока враги не очухались». Отточите этот игровой момент, и он поможет вам не только в осаде вражеской базы, но и в отдельных эпизодах охоты.

Совершенствуйте свой уровень игры, а мы по мере возможности будем помогать вам в этом. Упорство и труд, а также советы в нашей рубрике все перетрут. До скорой встречи, бойцы!



Назад