Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Геннадий Вальков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (103) июнь 2010

Mass Effect 2
Новое платье капитана Шепарда

К большому сожалению, Mass Effect 2 почти не поддается модификациям. Можно обмануть игру, включив «режим бога» или дав Шепарду бесконечный боезапас. Можно даже вмешаться в игру «на лету» и заменить в ней текстуры — но все это не то. А полноценного редактора, который позволил бы добавлять в игру новые модели, редактировать диалоги и придумывать дополнительные задания, нет и не предвидится.

Но когда игра пройдена, все несюжетные задания найдены и выполнены, а покидать такой привычный мир Mass Effect и оставлять капитана Шепарда на мостике «Нормандии» не хочется — что делать тогда? Как продлить жизнь игре, чем заняться?

  • Копаемся в сети «Цербера»
  • Ветеран-наемник на службе Шепарда
  • Новый танк для новой «Нормандии»
  • Редкое вооружение в пространстве Цитадели
  • Переодеть команду
  • Очаровательная воровка и краденая память

Именно для этого (ну, и для того, чтобы чуть-чуть облегчить игру с самого начала) и существует система «скачиваемых дополнений». Они могут быть разными — от нового автомата, бронекостюма или еще одного персонажа, который присоединится к команде Шепарда, до полноценного набора из нескольких заданий.

Сеть «Цербер»

Совершенно секретная организация «Цербер» не только вытащила Шепарда с «того света» на этот, но и всячески способствует тому, чтобы капитан успешно выполнил свою миссию. В конце-то концов, сколько было потрачено денег на «проект «Лазарь» — и потерять все из-за того, что герой ходит в поношенном бронежилете и стреляет по врагам человечества из водяного пистолета? Да ни за что!

В каждую копию Mass Effect 2 вложена карточка с кодом для подключения к «сети «Цербер». Если кода в коробке с диском почему-то не оказалось, его можно приобрести отдельно за 1200 «очков BioWare». После активации кода в социальной сети фирмы открывается возможность загрузить несколько дополнений бесплатно и приобрести либо ввести коды, дающие доступ к остальному содержимому сети.

Чем же у Призрака можно поживиться бесплатно?

Броня штурмовиков «Цербера»
  • Штурмовая броня «Цербера» — выбор для любителей тяжелого оружия и атак «в полный рост». Судите сами — десятипроцентное увеличение переносимого боезапаса к мощному вооружению, такое же усиление щитов и прибавка к здоровью. Все для того, чтобы Шепард выдержал пулю-другую, пока не «зарядится», например, ядерная пушка.

    Приятное дополнение к броне — дробовик M-22 «Потрошитель». Особенность его в том, что выстреливает он заряды с «улучшенной аэродинамикой». То есть в игре при расчете повреждений от него используются те же модификаторы дальности, что и у штурмовых винтовок, а не специальные, «укороченные», для дробовиков. На точность это никак не влияет, а вот урон с дальностью падают куда меньше. Вообще, единственный конкурент этого дробовика — кроганский М-300, но сколько времени пройдет, пока вы сможете вооружить им Шепарда? А М-22 вот он — доступен почти с самого старта игры. Только помните — в отличие от «катаны» и «скимитара» что М-300, что М-22 бьют по вражеским щитам с модификатором 1,25 (а не 1,5), но зато на четверть лучше «снимают» с противника слой брони.

  • Дуговой излучатель — жуткое нечто, «стреляющее» молнией, которая, попадая в цель, обычно не задерживается на ней, а перепрыгивает сразу же на другую.

    С этим оружием связаны две новости: хорошая и не очень. Хорошая — подходящей целью для разряда может быть и взрывающаяся канистра. А так как заряд, кроме всего прочего, действует и как умение «перегрузка», взрыв будет намного мощнее, чем обычно. Ну, и все прочие прелести «перегрузки» — подрыв роботов и огнеметчиков, хороший удар по вражеским щитам — прилагаются. Вдобавок органические противники после удара током ненадолго впадают в ступор и не шевелятся.

    А плохая новость — это две секунды, которые нужны излучателю для того, чтобы набрать заряд. На высоких уровнях сложности две секунды — почти вечность. За это время Шепарда успевают два раза убить и один раз приложить головой об потолок. Так что пользоваться этим «молниеметом» нужно осторожно. Например — если удастся занять врагов перестрелкой с напарниками.

Еще одно пополнение на полке тяжелого оружия «Нормандии-2» — М-451 «Огненный шторм». Огнемет, идеально подходящий для выжигания орд электрозомби, которые вам неизбежно повстречаются. Небольшая дальность, хороший модификатор урона против брони (1,35), умеренный расход боеприпасов... Классический огнемет, ни прибавить, ни отнять.

Это интересно: название огнемета — намек на роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Любимое развлечение Заида Массани — стрельба по убегающим врагам.
Вечная память кораблю и команде. Теперь — в бронзе.

Но если другие предметы экипировки из загружаемых дополнений будут доступны Шепарду сразу же, то за огнеметом придется отправиться на планету Заря, выполняя «задание лояльности» Заида Массани. Сам Заид присоединится к команде на станции «Омега», после того как будет загружено дополнение — его тезка. Ветеран-наемник, личность достаточно таинственная, но интересная, просит всего лишь помочь «доделать одно дельце».

Придется лететь, отбивать завод у банды «Голубые солнца» и решать, что главнее — освободить захваченных рабочих или все-таки выполнить задание Заида... «Доброму» Шепарду с наемником придется особенно туго, придется даже от души врезать ветерану в челюсть — наглядная иллюстрация того, что «добро должно быть с кулаками» (а зло — с выбитым зубом).

Тем не менее при любом исходе Заида можно оставить в команде, а где-то на полуразрушенном вашими стараниями заводе найдется и огнемет.

Сам по себе Массани — приятное дополнение в начале игры на высоком уровне сложности. Судите сами: совершенно безвозмездно (потому что Призрак уже все оплатил) к вам присоединяется человек, прекрасно владеющий штурмовыми и снайперскими винтовками, обучающийся навыкам оглушающего и разрушающего выстрелов, а после того, как вы добьетесь его лояльности, он начнет метать во врагов зажигательные гранаты. До того как в команду вернется Гаррус, такого штурмовика вам не видать.

Есть еще два дополнения, которые доступны в сети «Цербер» бесплатно. Первое из них добавляет в игру планету, на которой закончили свой путь обломки первой «Нормандии». Несложное задание, связанное с ними, заключается в собирании именных медальонов погибших членов команды (всего их двадцать) и каком-то совершенно неторжественном водружением монумента в одном из заранее определенных мест. В общем — кроме сентиментальных воспоминаний о временах первого Mass Effect и шлема от своего старого бронекостюма, все, что Шепард вынесет с этой планеты, — около двух сотен очков практически дармового опыта, 3750 кредитов и пятьсот единиц элемента зеро.

Из интересного на месте крушения стоит посмотреть на целехонький «мако» — даже странно, что вездеход пропадает бесхозным, — дневник первого помощника Пресли и часть обшивки с надписью «Нормандия».

«Рыба-молот» проходит обкатку. Все-таки Шепард со товарищи позволили Альянсу сильно сэкономить на пилотах-испытателях.

Это интересно: когда первую «Нормандию» атаковал крейсер собирателей, луч их оружия разрезал надпись на борту пополам. А в дополнении она вновь целехонька...

Если вы соскучились по покатушкам по поверхности планет, которые были в первой части, то для вас загружаемое дополнение «Проект «Огнеходец», в котором к вашим услугам будет танк на воздушной подушке M-44 Hammerhead. Чем эта «рыбка» отличается от своего предшественника? Во-первых, тем, что порулить ею дадут только в тех пяти заданиях, которые входят в дополнение. Все остальное время она будет спокойно подвешена к потолку грузового отделения «Нормандии».

Во-вторых, со времен «мако» разработчикам военной техники явно дали хорошего пинка за управляемость их творений. Замена колесной подвески воздушной подушкой избавила транспорт от исполнения замысловатых фигур высшего пилотажа при езде по гористой местности, а его экипаж — от необходимости поститься перед высадкой.

Немного огорчает то, что камера при управлении «рыбой-молотом» может занимать только два положения: «чуть-чуть ближе» и «чуть-чуть дальше». Пусть пострелять приходится нечасто, но уж когда приходится — взгляд сквозь прицел, как это было раньше, не помешал бы.

«Редкий товар»

Часть дополнительных предметов в Mass Effect 2 можно получить, только выполнив специальные условия — например, предзаказав игру в каком-то из интернет-магазинов. Естественно, что теперь эти вещи уже могут быть недоступны, но даже если так, все равно стоит их упомянуть. Хотя бы для того, чтобы знать, что мы упустили...

Красная броня «Инферно» была подарком для тех, кто предзаказал игру где угодно, кроме Gamestop. Плюсы этого набора — дополнительные 10% к мощности биотических либо технических сил и скорости бега. И такое же улучшение способностей Шепарда вести переговоры. В общем, ничего выдающегося, чтобы всерьез жалеть об упущенной возможности.

«Инферно»
Штурмовая броня «Терминус»

А вот те, кто воспользовался для оформления предзаказа услугами Gamestop или Play.com, получали кое-что поинтереснее — комплект из штурмовой брони «Терминус» и генератора черных дыр «M-490».

Бронекостюм на пятнадцать процентов усиливает щиты и на десять — ускоряет бег. А кроме того, разрешает носить с собой на 10% больше зарядов ко всем видам оружия. Для игры на высоких уровнях сложности — почти идеальный вариант, пока не будут куплены все возможные улучшения стандартной брони.

М-490 выстреливает сферу, которая имеет свое гравитационное поле и медленно дрейфует в ту сторону, в которую было нацелено оружие. Во время движения сфера притягивает всех врагов, которым не повезло оказаться близко к ней, при условии, что с противников уже «сняты» щиты и броня. Через какое-то время сфера взрывается, разбрасывая притянутых существ в разные стороны. Несмотря на трехсекундную зарядку, хорошо подходит для очистки узких коридоров от врагов, засевших в укрытиях.

M-29 Incisor — снайперская винтовка, код для получения которой прилагался к цифровому deluxe-изданию игры. С тех пор ее вроде бы обещали «запустить» и по сети «Цербера», но что-то новой информации о ней нет.

Чем же она была хороша? М-29 — это не просто снайперская винтовка. Это снайперская винтовка, стреляющая очередями. Одно нажатие на спуск — три выстрела. Если использовать с ней вместе замедление времени — «выброс адреналина», например, — то вполне возможно, что вся очередь придется точно в голову противнику. Конечно, описание оружия утверждает, что так будет в любом случае, но это — реклама производителя, которой верить не стоит. Между первым и третьим попаданием проходит достаточно времени, чтобы враг успел сдвинуться. Стоит ее использовать или нет — вопрос спорный. Она серьезно уступает другим винтовкам по повреждениям, которые наносит одним выстрелом, — но ведь она делает по три выстрела за раз! Если прибавить к этому полуторный модификатор урона по броне, получится хорошее оружие поддержки, задача которого — максимально ослабить врага до того, как он подойдет на дистанцию огня штурмовых винтовок.

Тем, кто заполучил себе коллекционное издание игры, будут доступны специальный бронекостюм и штурмовая винтовка собирателей. О том, стоит ли пользоваться технологиями врагов, можно спорить — но плюсы, которые дают их броня и оружие, от этих споров никуда не денутся.

Бронекостюм собирателей
Доспехи Кровавого дракона

Броня собирателей — цельный бронекостюм, ускоряющий восстановление здоровья, серьезно увеличивающий его запас и — уже традиционно — заставляющий Шепарда бегать быстрее. Автомат тех же собирателей, хоть и стреляет примерно так же, как и стандартный M-8 «Мститель», и особой точностью похвастаться не может, имеет одну очень полезную отличительную черту. Точность стрельбы из него не зависит от длины очереди и от того, двигается ли стрелок, ведя огонь. То есть при движении короткими перебежками из укрытия в укрытие стрельбу можно не прекращать и при этом еще и попадать туда, куда целился.

Три уникальных элемента стандартной брони N7 можно было получить, введя код, полученный по акции, которую проводила Coca-Cola Company для своего напитка Dr. Pepper. Все три — дополнительные «шлемы» для Шепарда. Umbra Visor на пять процентов увеличивал повреждения при применении особых навыков, Recon Hood поднимал урон, наносимый оружием, а Sentry Interface укреплял щиты. Ну и кроме того, Sentry Interface просто красиво смотрелся...

И наконец, обладатель зарегистрированной копии «Dragon Age: Начало» может рассчитывать на то, что в Mass Effect 2 ему достанутся доспехи Кровавого дракона. Металлическая на вид броня с фирменным красным драконом на груди поднимает силу щитов на десять процентов и на пятнадцать усиливает вред от всех спецспособностей командора. Такого усиления не получить больше нигде, поэтому этот костюм особенно востребован теми, кто играет, активно пользуясь биотикой и инженерными умениями.

В свободной продаже

Еще два дополнения не требуют подключения к сети «Цербер» и не привязаны ни к каким событиям и рекламным акциям. Они не бесплатны, но как минимум одно из них стоит того, чтобы потратиться.

За 160 «очков BioWare» игрок получает доступ к новым костюмам для Джек, Гарруса и Тэйна. Никаких особых плюсов новые одежки напарникам не дадут — все изменения чисто косметические. Но если у вас болит душа от того, что турианин до самого конца игры бегает в броне, которую ему продырявили еще на Омеге, — это дополнение именно для вас. Да и новый наряд Джек для глаз приятнее, чем ее «стандартные» татуировки.

Это интересно: «альтернативная» Джек одета так же, как и Молли Милионс, персонаж романов Уильяма Гибсона. Судя по очкам, наряд взят из романа «Нейромант».

За второе платное дополнение придется выложить больше — 560 «очков». «Украденная память Касуми» — это и дополнительное задание, и новый человек в команде, и просто несколько полезных и интересных вещей.

Начнется все довольно обычно — в личном терминале Шепарда появится письмо от Призрака. Глава «Цербера», продолжая делать для вас все возможное и не очень, превзошел сам себя и выследил Касуми Гото — лучшую воровку во всем известном космосе. Хотя, зная характер этой дамы, поневоле задумываешься, кто кого нашел...

Переодевание команды может влететь игроку во вполне реальную копеечку!

Встреча состоится на Цитадели. Выйдя из шлюза, сразу же «поговорите» с рекламным «столбом» по левую руку.

Касуми не против спасти галактику вместе с вами, но ей нужно завершить последнее дело, после чего она будет совершенно свободна и готова отправиться с вами хоть к черту на рога. Чтобы помочь воровке, придется посетить с ней прием в доме Донована Хока — торговца оружием, контрабандиста и просто нехорошего человека.

Сопровождать Шепарда на задании будет только сама Касуми — на других спутников можете не рассчитывать. Попав внутрь дома, нужно будет озаботиться поиском хранилища (вниз по лестнице), потом пробраться в комнату охраны (придется чуть-чуть пострелять), затем разговорить хозяина, чтобы получить запись его голоса, и пошуровать в спальне Хока, сканируя предметы в поисках ДНК. Наемнику на входе в «личные покои» скажете, что вы от начальника, но только после того, как Касуми побывает в комнате охраны и помудрит с их системами.

После этого остается только отключить генератор щита на входе в хранилище, сказать пароль голосом Донована и предъявить сканеру собранную ДНК — и вы внутри. Прежде чем забирать «память» друга Касуми, походите вокруг, оцените выставленные экспонаты. Одна только голова статуи Свободы (оригинал!) чего стоит... Ну и конечно, не пропустите М-12 «Саранча» — лучший пистолет-пулемет в игре. Он хорош настолько, что вполне заменяет штурмовые винтовки, — а значит, на корабле собирателей уже не обязательно, к примеру, разведчику жертвовать усиленной снайперской винтовкой ради возможности пользоваться автоматами.

На заметку: выдавать «Саранчу» напарникам или нет — вопрос спорный. Основной ее плюс в повышенной точности, а управляемые компьютером персонажи намного меньше страдают от разброса пуль, чем игрок.

После того как вы заберете «серую коробку», появится голограмма Донована Хока и произнесет довольно длинную речь, смысл которой сводится к «А я так и знал, Касуми, что ты придешь!» Естественно, о том, чтобы тихо и мирно покинуть дом, теперь не может быть и речи, поэтому придется пробиваться на крышу с боем.

Родео на вертолете — обычное дело для гибкой и грациозной воровки.

Когда наемники и сам Донован на вертолете будут уничтожены, шаттл заберет вас с Касуми на «Нормандию». Вроде бы и все, но нужно упомянуть еще две вещи: во-первых, костюм, который был на Шепарде в доме Хока, теперь можно носить и во время пребывания на корабле. А во-вторых, в каюте, которую заняла Касуми, откуда ни возьмись появился бар, где уставший Шепард может налить себе стаканчик «синенькой». Или «красненькой». Или вообще смешать и ту и другую и принять на грудь «фиолетовой».

Сама Касуми — персонаж во многом уникальный. Она единственная, кроме игрока, умеет пользоваться навыком невидимости — но он у нее куда более опасен, чем тот, которым владеют разведчики. «Удар из тени» делает воровку невидимой, после чего она появляется за спиной у одного из противников, наносит удар, опять уходит в невидимость и возвращается туда, где была раньше. Максимально развитый навык нанесет цели 550 очков урона — а это не так уж и мало.

Это интересно: имя воровки в переводе с японского значит «туман». Вдобавок в японском есть слово, сходное по произношению с ее фамилией и означающее «ограбление», «кража».

Второй особый навык Касуми — «ослепляющие гранаты». Хотя «ослепляющими» они названы, похоже, по недоразумению. Кроме того, что взрыв такой гранаты обездвиживает противников, он еще и наносит урон. На четвертом уровне навыка придется выбирать — или 120 очков урона и 4 секунды оглушения, или 6 секунд обездвиживания, но всего 75 единиц урона.


***

Пока что это все дополнения, доступные игрокам тем или иным способом. Будет ли еще что-то? Знаете... Ходят очень подозрительные слухи о возможном Romance Pack, который добавит в игру новые возможности для заведения и поддержания романтических отношений с напарниками или напарницами. Так что скорее всего упрямым игрокам будет чем занять себя в ожидании 2011 года, на который намечен выход Mass Effect 3!



Назад