КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ВНЕ ЛИНИЙ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (105) август 2010
вид для печати

Онлайновые игры: условно-бесплатная модель или подписка?

В этом номере ЛКИ мы пробуем на вкус и цвет новую рубрику, получившую название «Есть мнение». Выдвигается дискуссионный вопрос. Журналисты ЛКИ высказывают разные точки зрения. Не исключено, что диаметрально противоположные.

В первом выпуске рубрики «Есть мнение» мы вытащили на поверхность предмет великого противостояния, давно раздирающего противоречиями лагерь поклонников онлайновых игр. Подписная модель (subscription) или условно-бесплатная (free-to-play)? Вы вольны решить, какая точка зрения вам ближе.

Кроме того, мы провели опрос на сайте, результаты которого также предлагаем вашему вниманию.

И, конечно же, желающие могут отписать в почтовую рубрику Татьяны Оболенской, таким образом приняв участие в обсуждении.

МНЕНИЕ: ТИМУР ХОРЕВ

Представьте, что в соревнованиях по бегу судья продает места на старте поближе к финишу. Или даже так: представьте, что в сессии настольной D&D правило «+1 к броску» получает тот, кто внес игровому мастеру больше денег. Дико и бессмысленно! Но именно это предлагает нам система free-to-play.

Само ее название лукаво, потому что под «бесплатностью» в ней обычно подразумевают классический принцип мышеловки. Расчет идет на то, что из тысячи посмотревших кто-то останется и незаметно, сантик за сантиком, начнет отдавать за «бесплатную» игру во много раз большие деньги, чем платил бы за подписку.

Кто-то возразит, что free-to-play уравнивает тех, у кого много свободного времени, и тех, у кого много свободных денег. Вот только опыт и «бабки» — это неравнозначные вещи. Купленное преимущество — фальшивая победа. Рано или поздно такой любитель «доната» будет растоптан еще менее умелым, но более богатым игроком.

Сейчас принцип «заманить и отнимать деньги исподволь» пока еще окупается с лихвой. Сталкиваясь лбами в тесной нише, издатели вкладывают все больше и больше денег, пытаясь завлечь на псевдобесплатность неискушенную публику. Но когда-нибудь приток новичков иссякнет, у игроков появится иммунитет на обещания бесплатного сыра, и отлаженная система отъема денег у населения даст сбой.

Но тогда разработчики придумают что-то еще. Например, бесплатные одиночные RPG, в которых надо платить доллар за каждый уровень героя. Или тетрис, в котором можно купить внеочередную «палку» за десять центов.

МНЕНИЕ: ДЕНИС ДАВЫДОВ

Повелось в обществе игроков, что подписка — это добро, а условно-бесплатная модель (free-to-play) — зло. Злые воротилы игробизнеса наживаются на бедных геймерах, устраивая гонку «кто больше заплатил, тот и крут».

Тем не менее я предпочитаю f2p-модель.

Сама по себе f2p основана на треугольнике «мастерство-время-деньги». Вы можете раздобыть все, что хочется, будучи талантливым игроком, потратив уйму времени или вложив «реал». Окей. Как быть, если мастерство у меня среднее, а свободного времени не настолько много? Почему я должен часами тренироваться, вероятно, в неинтересной для меня области игры или просиживать неделями с высунутым языком за сбором ресурсов? Мое время, вообще говоря, тоже стоит денег.

Разумеется, я не сторонник «f2p по-русски», наподобие «Бойцовского клуба», где игрока ставят перед жесткой необходимостью вкладывать все больше денег по мере развития. Это «разводилово». Аналогично этому, мне не нравится прямая продажа явных преимуществ, меняющая расклад сил в пользу платящих. Это просто халтура. Но есть и честные, умные варианты. Причем их много.

Я свободный человек и хочу выбирать, как играть. Мне не нравится превозносимая «подписка» World of Warcraft, с развитым нелегальным рынком по продаже игровой валюты и риском лишиться аккаунта за услуги «черных» дилеров. Зачем мне оно?..

Думаю, будущее за «подпиской» с элементами f2p. Вы платите фиксированную сумму в месяц (или, скажем, в час), а дальше — по вкусу. И вас никто не неволит платить больше. Сейчас качественные f2p так и организованы: отдельные сервисы близки к необходимым (как подписка), а в остальном — free-to-choose.

МНЕНИЕ: АЛЕКСЕЙ ШУНЬКОВ

Онлайновая игра для меня — прежде всего социум. И хотя, очевидно, он представляет собой какой-то срез существующего общества, в зависимости от игры этот срез будет разным. Даже антураж сильно влияет на то, каких людей он привлечет и на что подвигнет. Когда-то я играл в Lineage 2 — и нигде не было такого объема провокационного PvP, как в низкоуровневой локации-яме вокруг гигантской гильотины. Чернушная эстетика смерти и пыток, резко контрастирующая с окружающими пейзажами, привлекала самый отъявленный сброд. Переодевшись в дешевые вещи, там устраивали засады игроки максимальных уровней. Или один плохо одетый персонаж устраивал провокации, а за холмиком агрессора поджидала толпа. В этом не было игрового смысла, только самоутверждение — а с игровой точки зрения локация вроде бы ничем не отличалась от остальных.

Система подписки — явление куда более глобальное, чем дизайн отдельно взятой локации, поскольку это и объем обязательств, и мера ответственности. Деньги служат фильтром, не пускающим в игру всех тех, с кем мне бы не хотелось присесть восстановить ману в одной локации. Зашедших просто поглядеть и порезвиться, провокаторов, хулиганов и бездельников.

Подписка заставляет ценить репутацию с ранних уровней, без варианта «забанили — ну и черт с ним, сделаю новый аккаунт». А ведь из этого впоследствии складывается атмосфера на сервере: что на нем принято, а что считается дурным тоном. В онлайне мы играем не с ботами, а с людьми; атмосфера создает игровой мир — обгоняя по важности и графику, и детали игровой механики. Я никогда не пойду играть на «бесплатный» сервер.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ НА LKI.RU

Условно-бесплатная модель (free-to-play)   35%
Воздержался/не играю 28%
Подписная модель (subscription) 27%
Смешанный вариант: подписка + условно-бесплатная модель  9%

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.1
проголосовало человек: 37
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования