Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Геннадий Вальков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (113) апрель 2011

World of Tanks
Средние танки

Рецензия в ЛКИ: №10 2010


В поле зрения один за другим загораются красные отметки врагов — сближаюсь и разношу выехавшие навстречу Т-34 и VK3002. Выстрел сидящей в засаде САУ разрывает мне гусеницу и разворачивает машину боком — прямо под ствол тяжелого ИСа! Жду выстрела, но его нет — из-за меня, не сбавляя хода, выпрыгивает «Першинг» и всаживает снаряд в задумчивого тяжеловеса. А откуда-то издалека вскрывает врагов «Пантера»: выстрел — пожар, выстрел — взрыв боеукладки! Да, пошла жара, господа-товарищи!

Сон завсегдатая World of Tanks, расшифровка с импульсного дримографа

Надрывно рычит мотор, выжимая последние лошадиные силы, — в гору ползти всегда сложно. Ничего-ничего, еще секунда, и вершина будет занята. «Сорокчетверка», готова? «Першинг», are you ready? «Пантера», bist du bereit? Ну, тогда понеслись!

Средние — кто они?

Русские, немцы, американцы — в этой игре все они могут оказаться по одну сторону линии фронта.

Слово «средний» в названии класса бронированных машин появилось недаром. Скорость ниже, чем у легких танков, но выше, чем у тяжелых. Защищенность — наоборот, ниже, чем у мощных бронемонстров, и много лучше, чем у легкобронированных разведчиков. Так и с вооружением — одно и то же орудие на среднем танке будет перезаряжаться медленнее, чем на тяжелом, при одинаковом значении урона.

Так в чем же выгода, если всегда есть кто-то, кто делает то же самое, только лучше? Ответ прост: ни один другой вид техники не сможет так быстро отреагировать на изменение ситуации и подстроиться под новые условия. Внезапный прорыв по флангу? Средние танки вполне могут остановить его. Вас уже обошли и начали захватывать базу? Маневренные СТ смогут быстро вернуться назад и уничтожить захватчиков. И они же могут преподнести такой же сюрприз врагу, прорвавшись по неприкрытому краю карты к базе противника. Тем не менее даже среди «средних во всем» есть «разделение обязанностей»: кто-то лучше делает одно, кто-то другое:

  • Разведчики (M7, Т-34, PzKpfw III) — средними эти танки считаются только по названию. Скорее, это «очень тяжелые легкие». Характерные черты: высокая скорость и слабая броня. Из вооружения обычно присутствует что-то бронебойное, скорострельное, но со слабым уроном.

    Иногда выгоднее затаиться и подождать, пока жертвы не
    приедут к вам сами.

  • Штурмовые танки (Т-54, VK3601(H)) — самые «толстокожие». Пушки обычно кусаются больно, но главное — такой танк может первым ввязаться в бой и продержаться достаточно долго, пока не подтянутся основные силы.

  • Танки сопровождения (М4А3Е8 Sherman, Т20, Pershing) — странный подкласс, который часто пытаются использовать как штурмовики. Но слабая броня не позволяет этим машинам выживать под огнем противника. Их задача иная: сопроводить штурмовики или союзные тяжи на небольшом расстоянии и, когда они завяжут бой, обойти противника с фланга или тыла.

  • Танки поддержки (Panther, PzKpfw IV, VK3001(H)) — дальнобойные точные орудия в сочетании со слабой броней и плохой динамикой дают скорее «мобильную огневую точку», чем средний танк. Для них больше подходит модель поведения противотанковых САУ: выверенные удары издалека. В бою на средних и ближних дистанциях они могут себя проявить, но все же это обычно вынужденная необходимость, а не осознанный выбор.

Эта классификация, естественно, условна — в игре случаются и «Пантеры» на острие атаки, и Т-54, ведущие огонь из кустов, — но все-таки ее стоит придерживаться, чтобы получить максимум удовольствия от процесса и лучше всего использовать сильные стороны каждого танка.

Экипаж машины броневой

Как и любые другие, средние танки полностью «раскрываются» только с опытным экипажем. Помните, что в руках недавних выпускников курсов вождения (50% опыта) любой танк — неповоротливая гора металла. Не скупитесь на кредиты, оплачивая обучение хотя бы до 75%, и старайтесь пересаживать танкистов с машины на машину, когда покупаете новый танк.

Из дополнительных навыков, доступных после того, как экипаж достигнет 100% опыта, самым важным станет маскировка. Чем позже враг заметит вас, тем больше шансов на победу. Второй по значимости — ремонт. Быстро починенная гусеница, восстановленный двигатель, налаженная работа орудия — это все не раз спасет ваш танк во время боя. Естественно, можно пользоваться ремкомплектом для быстрого восстановления, но он будет только один, а те же гусеницы слетают по нескольку раз за бой. Пожаротушение актуально для немецких и американских танков с карбюраторными двигателями — и то за игровую карьеру мне приходилось гореть куда реже, чем чинить поломки.

Большое танковое меню

Средних танков в World of Tanks очень много, и задача написать о каждом из них, пусть даже кратко, нелегка. Два из них — советский Т-28 и немецкий PzKpfw III — уже упоминались в статье «Покидая песочницу» (ЛКИ №11 (108) за 2010 год), и, поскольку свежие обновления ничего в их поведении особо не изменили, возвращаться к ним не стоит. Американские T2 med и М2 med — обыкновенные «танки песочницы» второго и третьего уровня соответственно. Их и средними-то называть неудобно, бронированы они местами слабее, чем даже артиллеристская самоходка...

А вот об остальных стоит поговорить подробнее!

СССР

Т-34

Голубое небо, зеленая трава, яркое солнце... Чего еще не хватает для полного счастья? Только Т-34!

Самому известному советскому танку Второй мировой обычно приходится примерять роль разведчика, хотя он не слишком для нее приспособлен. Броня, усиленная по сравнению с американским М7, дает о себе знать снижением динамических характеристик — «тридцатьчетверка» разгоняется дольше и маневрирует хуже. Тем не менее ее скорости хватает, чтобы обойти в «карусели» тяжелые танки.

Многие улучшения, доступные для Т-34, можно впоследствии использовать на других танках, и наоборот. Например, орудие 76мм С-54 общее для «тридцатьчетверки», КВ и КВ-1с. Замечательная пушка 57мм ЗиС-4, которую в народе прозвали «перфоратором», исследуется еще на Т-28. Двигатель В-2-34 устанавливается и на предыдущий танк в линейке — А-20. И его же можно исследовать на СУ-85.

Самая интересная конфигурация Т-34, приносящая множество очков опыта и кредитов владельцу, — это Т-34-57, то есть установка 57-мм орудия. Не смотрите, что урон от одного выстрела у него всего лишь 85 единиц! Во-первых, для большинства противников, равных «тридцатьчетверке» по уровню, и это будет чувствительным ударом. А во-вторых, скорострельность орудия — тридцать выстрелов в минуту, что по меркам игры почти пулемет. Установите на танк досылатель и осыпайте противника бронебойными, пока он не превратится в дуршлаг на гусеницах.

Т-34-85, Т-43, Т-44

Путь от модифицированной «тридцатьчетверки» до принятого на вооружение в конце войны Т-44 придется проходить, вооружившись одними и теми же орудиями. Но зато радуясь все возрастающей толщине брони при сохранении скорости и маневренности!

Когда начинается соревнование в маневренности, Т-44 сложно что-то противопоставить.
Иногда в случайных командах возникают такие трогательные дуэты: тяжелый танк прикрывает средний, а тот отгоняет от тяжа всякую назойливую мелочь.

Многие модули этих танков — общие с тяжелыми танками. «Фугасница» У-11 устанавливается на КВ и КВ-1с, орудие 85мм Д-5Т-85БМ на ИС, а 100мм Д-10Т на КВ-3, ИС, ИС-3 и даже ИС-4. Именно последняя из перечисленных пушек, однажды исследованная на Т-34-85, будет служить вам верой и правдой все время, что вы потратите на прохождение этих танков. Даже на Т-44 (хоть там есть возможность взять 122-мм орудие) лучше оставить ее — потеря в скорострельности слишком дорого стоит. 3,5 выстрела в минуту, которые выжимает из себя 122мм Д-25-44, — это непозволительно мало.

Из дополнительных модулей для всех танков можно посоветовать неизменный досылатель. Для Т-34-85 и Т-43 будут актуальны улучшенные приводы сведения и вентиляция. Но уже на Т-44 от них придется отказаться: гораздо лучше будет установить на «сорокчетверку» стабилизатор вертикального наведения, увеличивающий точность стрельбы в движении, и мокрую боеукладку. Дело в том, что у Т-44 боезапас равномерно распределен по всему объему корпуса и плата за это — возможность его подрыва от попадания практически куда угодно. Если Т-34-85 и Т-43 достаточно не подставлять под удар заднюю часть башни (их БК хранится именно там), то «сорокчетверка» может вспыхнуть от любого пробития.

Т-54

Средний танк Т-54: эффективно и эффектно доставит бронебойный снаряд в машину заказчика.

Вершина советского древа средних танков — ни много ни мало «танк, заставивший сменить тактику ведения боя». После введения его в игру, когда орды «пятьдесятчетверок» заполонили сервер, неожиданно оказалось, что средние танки — это не просто один-два выстрела, а еще и очень страшно. Если, конечно, их будет много.

Судите сами: низкий силуэт, высокая скорость, хорошая маневренность, лобовая броня 120-мм корпус и 200-мм башня, частые рикошеты, мощное орудие... Перечисленного вполне достаточно, чтобы взвод таких танков мог существенно повлиять на исход боя. А если взводов будет два-три, сопротивление может стать бесполезным.

К сожалению (или к счастью?), внезапный успех вскружил голову многим обладателям этой машины: как ни крути, а Т-54 средний танк, а не тяжелый. Да, он прекрасный штурмовик, он может выдержать некоторое количество попаданий, особенно если повезет с рикошетами, но под действительно плотным огнем даже он проживет недолго.

Германия

PzKpfw IV

Поле танкового боя со временем начинает напоминать городскую свалку металлолома.

Исторически — самый массовый танк вермахта, прослуживший всю Вторую мировую. В игре сильно страдает от столкновений с машинами, созданными намного позднее, — им он проигрывает по всем показателям.

После установки на «четверку» башни «шмальтурм» открывается выбор между двумя орудиями, которые и определяют стиль игры: штурмовой или танка поддержки. Хорошим дополнением к длинноствольной пушке будут маскировочная сеть и стереотруба — выбираем хороший куст, маскируемся, выставляем оптику и ждем, когда жертва подъедет сама.

Короткоствольное штурмовое орудие совершенно меняет модель поведения. Для стрельбы на дальние дистанции оно годится так себе, из-за низкой точности. Так что придется рваться вперед и пытаться как-то скомпенсировать недостаток маневренности и скорости поворота башни. В идеальной ситуации после выстрела нужно как можно быстрее откатиться в укрытие и затаиться, пока идет перезарядка. Естественно, в таком варианте без досылателя танк просто не обойдется. Приятным дополнением к нему будут усиленные приводы наводки. Но радует то, что полновесный фугас калибра 105 мм может доставить неприятности даже самым тяжелым противникам.

PzKpfw III/IV

После PzKpfw III ездить на нем удобнее, чем на «четверке», из-за похожей динамики и маневренности. Но вооружение и броня оставляют желать лучшего.

Если уж вы твердо решили идти к «Пантере» через «трехчетвертной», учитесь в первую очередь уничтожать вражеских разведчиков, вылавливать одиночные слабоподвижные цели вроде КВ (но помните, что уже КВ-3 вы пробивать будете нечасто), находить бреши в обороне, прорываться в них и уничтожать артиллерию противника.

VK3601(H)

Это самый тяжелый из немецких средних танков и один из немногих «немцев», годящихся на роль штурмовика. Хорошая броня и мощное вооружение уравновешиваются невысокой маневренностью, но для быстрых прорывов по флангу машина сгодится.

При исследовании улучшений уделите внимание двигателям — особенно если планируете пересесть с него на «Тигр». Немецкие тяжелые танки неповоротливы, и чем быстрее вы сможете обеспечить их мощными моторами, тем лучше.

Уникальное орудие VK3601 — пушка с коническим стволом. Бронебойная, скорострельная, но с очень слабым уроном бронебойными снарядами. Она куда лучше подошла бы быстрому танку-разведчику, а на тяжелой штурмовой машине почти бесполезна... Но если у вас есть возможность постоянно заряжать ее подкалиберными, то она буквально преображается, становится смертельным врагом практически любой бронетехники (урон возрастает с 85 единиц до более чем двухсот).

VK3001(H)

«Докладывает Т-44: стратегически важная высота занята!»

Второй прототип фирмы «Хеншель» легче, быстрее и маневреннее предыдущего. Но расплачивается он за это сильной потерей в броне, что автоматически переводит его на роль танка поддержки — благо вооружение позволяет поражать цели издалека.

С этого танка можно пересесть и на «Тигра», и на VK3001(P) — и дальше к «Пантере». Такой путь предпочтительнее «короткой дороги» через Pz III/IV. Дело в том, что на всех прототипах шестого уровня доступны одни и те же орудия и если их исследовать на хеншелевском прототипе, то потом на его собрате фирмы Porsche придется мучиться намного меньше.

VK3001(P)

Неповоротливому VK3001(P) остается только одно: охранять родную базу и не мешать союзникам.

Постоянный участник голосований в номинации «худший танк в игре». Да, свежекупленный Porsche радует глаз циферками в графе «максимальная скорость» — целых 60 км/ч! — но развить ее он может только под горку и только по прямой. Малейшая попытка маневра, и вы уже опять плететесь как раненая черепаха. Ни хорошей брони, ни серьезного вооружения не обнаружено, а исследования на нем требуют серьезного количества опыта.

Иногда советуют просто сцепить зубы и терпеть постоянные смерти, пока не натикают 42 тысячи опыта, которые позволят пересесть сразу на VK3002(DB) — благо для этого не нужно исследовать никаких модулей. Конечно, можно сделать и так, но если вы пришли к «Порше» через VK3001(H), то орудия у вас уже есть. Осталось наскрести на обновленную ходовую и башню — и в ваших руках неплохой танк-снайпер. А после изучения двигателей (кстати, они оба устанавливаются на ПТ-САУ «Фердинанд») 3001(P) может быстрее противника занять важную позицию и поддерживать огнем союзников.

VK3002(DB)

Еще один немецкий танк, который, пусть и с некоторой натяжкой, может считаться «штурмовым». У него нет толстой брони, но зато имеется солидный запас «здоровья» и удачный наклон лобового бронелиста. Однако придется довольствоваться все той же пушкой 8,8 см KwK 36 L/56. Обычная проблема немецких танков — очень медленная улучшенная башня, но с этим придется мириться. Или же пожертвовать силой огня (потеря в 100 единиц урона — это существенно!) ради скорости и остановиться на орудии 7,5см KwK 42 L/70, для установки которого улучшать башню не нужно.

PzKpfw V Panther, Panther II

Последние танки в «ветви» СТ немецкого «древа развития» очень похожи по тактике применения. Обе «Пантеры» — ярко выраженные танки поддержки. Точные и дальнобойные орудия, слабая броня, большая дальность обзора — эти танки просто-таки хочется укрыть маскировочной сетью в подходящих кустах, выставить над ними стереотрубу и отстреливать подъезжающие жертвы. А если вас засекут, лучше побыстрее сменить позицию — очень уж «Пантера» не любит, когда в нее стреляют.

Ударный взвод двух «Пантер» и VK3002(DB) прорвал оборону противника. Судьба боя уже решена.
Заметьте, «сорокчетверка» еще даже не выехала за бархан, а там уже полно подбитых ею врагов.

США

M3 Lee

У реально существовавшего «М3 Ли» во вращающейся башне была установлена 37-мм пушка, а в корпусе — 75-мм орудие. Его игровое воплощение лишено башни вообще. Она есть в модели, но не управляема, и из пушки в ней стрелять нельзя. Работает только тот ствол, что в корпусе, и вдобавок он сильно смещен вправо по ходу движения танка.

В результате получается странный аппарат, который вынужден вести себя на поле боя как ПТ-САУ. Учитывая, что никаких плюсов к маскировке у него нет, а минусов, наоборот, полная пазуха, выходит нечто несуразное.

Что тут можно посоветовать? «Ли» сложно спрятать за кустом из-за высокого силуэта, поэтому об играх в прятки можно забыть сразу же. Придется принимать тактику сопровождения: идем позади атакующей группы и надеемся, что удастся кого-то подстрелить. Хорошо хоть орудия у него на уровне: убойные, пробивные и скорострельные.

Интересно получается, когда М3 начинает прятаться за углами зданий. Из-за сильно смещенного орудия он может высунуться совсем немного и все равно обстреливать приличный сектор перед собой.

M4 Sherman

«Генерал Шерман» будет вам наградой за все мучения, перенесенные на «М3 Ли». Довольно быстрый и маневренный танк, на который можно установить замечательное 105-мм орудие, стреляющее фугасными снарядами, одного попадания которых хватит, чтобы превратить в груду дымящихся обломков танк ниже вас уровнем или серьезно покалечить тех, кто уровнем повыше.

Но если вы все же любите стрелять издалека, для вас найдется 76mm Gun M1A1 в улучшенной башне. Только помните, что вторая из доступных для М4 башен лучше первой только по обзору и бронированию боков и «затылка». Лобовая броня и скорость поворота у нее меньше. И если уж вы приобрели этот танк, не поленитесь исследовать на нем оба двигателя — потом будет проще играть на М4А3Е8.

M7

Пусть вас не смущает, что это танк пятого уровня и он значится в игре средним. М7 — замечательный танк-разведчик, слабо бронированный, зато скоростной и неплохо вооруженный. В его «древе исследования» значатся орудия, аналогичные тем, что устанавливаются на M3 Lee, но главная особенность «седьмого» — английская QF 6-pounder. Скорострельная бронебойная пушка может сильно огорчить ваших оппонентов. По стилю игры М7 с шестифунтовкой ближе всего к Т-34 с 57-мм орудием — точно так же вертимся вокруг цели, постоянно уходя из-под ответного огня.

M4A3E8 Sherman

Наша цель — мельница. Кроме муки и прекрасного вида, там еще и очень выгодная позиция.

Шерман «Easy Eight» — первый танк, который можно назвать «истинным американцем». Ведь при движении по ветви средних танков США вы уже не будете менять стиль игры, единожды выбрав «Шермана». Неказистая броня сочетается с неплохим по скорострельности орудием — но повреждения одним выстрелом слабоваты. Вывод: повредить вы на нем сможете многих, а вот убивать будут за вас.

Основной плюс этого танка — возможность установить на него стабилизатор вертикального наведения, сильно увеличивающий точность при стрельбе в движении. М4А3Е8 — типичный танк сопровождения, и использовать его в другой роли можно только в случае крайней необходимости. В дополнение к стабилизатору возьмите досылатель и усиленные приводы наведения — и радуйтесь, что разницы в точности при стрельбе на ходу и с места практически нет.

T20, T23

Два очень похожих американских прототипа, основная пушка которых — 90mm Gun M3, общая для них и тяжелых танков М6 и Т29. Мощности ее хватает, чтобы серьезно повредить любую технику до ИС-3 включительно. Правда, ИСу лучше бить в борт, но на то мы и средние танки, чтобы маневрировать и выбирать уязвимые места.

Т23 бронирован немного лучше, чем «младший» Т20, но все равно слишком слабо, чтобы возглавлять атаки. Эти танки — в первую очередь машины сопровождения, и их тактика, равно как и набор модулей, аналогична «шермановской».

M26 Pershing

Хитрый «Першинг» пропустил вперед два Т-54. Главное — вовремя выскочить из-за них и показать всем свои 105 миллиметров!

Вершина американских средних танков и лучший танк сопровождения в игре. Орудие способно выдавать огромный урон, высокую скорость и маневренность, но слабоватая броня сразу выдает в «Першинге» любителя неожиданных наскоков.

Для М26 установка стабилизатора вертикального наведения и досылателя просто обязательна. По поводу третьего модуля мнения разделились: некоторые предпочитают просветленную оптику, чтобы поднять обзор до максимальных 500 метров, другие — «мокрую боеукладку», которая снизит вероятность взрыва боезапаса внутри танка. Если для случайных боев первый вариант еще оправдан, то для игры в ротах или на турнирах я бы предпочел второй — «Першинг» берут не в качестве разведчика, а количество игроков, стреляющих прицельно по уязвимым местам, там на порядок выше.


***

Обзор средних танков подошел к концу, но мы не прощаемся. Клановые войны, обзор тяжелых танков и многие другие темы World of Tanks ждут вас в следующих номерах журнала ЛКИ. Оставайтесь с нами!



Назад