КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Автор материала:
Александр Домингес
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (113) апрель 2011
вид для печати

Потопы

— Откройте, откройте! Дуся, открой! У вас, что ли, вода течет? Нас залило.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Чем обычно всемогущие боги карают возомнивших о себе смертных? Если не считать всяких узкоспециальных бедствий вроде саранчи, мора и глада, на ум приходят лишь потопы да геенна огненная. То есть стихии воды и огня. Стихии земли и воздуха как-то непопулярны у вершителей судеб человеческих — ураганы и землетрясения в эсхатологии практически не встречаются. Как вы считаете, можно ли, к примеру, жителя Калифорнии испугать землетрясением, а канзасского фермера — ураганом? Вот то-то и оно... А наводнений и пожаров боятся решительно все.

Любопытно, что слово «потоп» в современном языке обычно относят либо к мифологизированным стихийным бедствиям, либо к досадным бытовым неприятностям, проистекающим от забывчивости соседей сверху. Я не берусь судить, какой из вариантов более бедственный с субъективной точки зрения, — если с потолка льет вода, а на полу плавают флотилии тапочек, даже библейский катаклизм кажется ерундой, не стоящей внимания.

Но, кроме масштабов, есть одна существенная разница между глобальными и бытовыми потопами. Если вторые не приносят решительно никакой пользы никому, то первые, как ни парадоксально, послужили мотивирующим фактором для преодоления человечеством лени. Итак, предмет нашего внимания — наводнения-катастрофы, ставшие основой множества мифов.

Губит людей не пиво

Давайте для начала вспомним некоторые сведения о воде, которые помогут понять, чем же эта живительная влага столь опасна. Вода, как известно, покрывает 71% поверхности Земли. И вся жизнь на Земле обязана своим появлением именно воде. Но в то же время уникальные (и даже в чем-то аномальные) свойства этой жидкости могут служить источником очень крупных неприятностей.

Эта иллюстрация хорошо объясняет полярные свойст-
ва, казалось бы, симмет-
ричной молекулы воды.

Прежде всего, вода — великолепный полярный растворитель. Ее диэлектрическая проницаемость равна 80, то есть в воде все межмолекулярные связи ослабляются в 80 раз. Вода растворяет и разрушает все — от горных пород до бумаги.

В присутствии воды идут химические реакции, невозможные в «сухих» условиях (смешайте, например, алюминиевую пудру с кристаллическим йодом, а затем капните на смесь водой). В ней диссоциируют на ионы многие соли, нерастворимые больше ни в чем.

Вода имеет рекордную теплоемкость — 4,18 кДж/кг*К (для сравнения: в тридцать раз выше, чем у ртути). Именно поэтому даже непродолжительное пребывание в холодной воде грозит человеку неминуемой смертью от переохлаждения.

По коэффициенту поверхностного натяжения вода тоже числится в тройке лидеров, уступая лишь ртути и концентрированному раствору поваренной соли. Именно поэтому стремительные потоки воды обладают колоссальной разрушительной силой — они с равной легкостью сносят деревенские плетни и монолитные бетонные фортификации, рассчитанные на удар бетонобойного снаряда. Как видите, вода имеет множество разрушительных свойств, которые в совокупности с ее обилием в окружающем мире и приводят к грозному значению слова «потоп».

Причины и последствия

Это строение было сорвано с фундамента и сброшено с откоса потоком воды во время наводнения в Калифорнии.

На протяжении всей истории человек отвоевывал у стихии жизненное пространство. Он жил в пещерах и на скалах, на деревьях, в пустыне и высоко в горах. Он пытался жить даже на воде, возводя жилища на сваях и используя лодки для передвижения. Но и стихия боролась с человеком, отвоевывая собственные пространства обратно. Происходило это и катастрофическим путем, как с мифической Атлантидой или Помпеей, и замедленным «ползущим» способом, как случилось со многими знаменитыми городами, расположенными в дельтах рек и исчезнувшими под наносами ила.

У наводнений существует множество причин: обильные осадки, бурное таяние снегов и ледников, ветровой нагон воды на побережье, скопления льда во время ледостава и ледохода, цунами, прорывы защитных дамб и плотин. Затопление суши может происходить также при опускании земной коры во время землетрясений.

Соответственно, и последствия наводнений разного типа заметно отличаются. Половодья и паводки — закономерные и предсказуемые явления. Люди давным-давно научились учитывать и снижать их вред до минимума. А вот тектонические процессы и долговременные тенденции в погоде, называемые климатом, могут приводить к поистине катастрофическим последствиям.

Таким образом, мы с вами вплотную подобрались к очень мифологизированной теме глобальных катастроф, связанных с наводнениями.

Всемирный потоп

«Потоп» — первая композиция, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

Во многих культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о Всемирном потопе — согласно этнографическим исследованиям Джеймса Фрэзера, их насчитывается около сотни. Тринадцать различных мифов дошли до нас из Азии. Четыре — из Европы. Пять — из Африки. Девять — из Австралии и Океании. Тридцать семь — из Нового Света (шестнадцать — из Северной Америки, семь — из Центральной, четырнадцать — из Южной).

Во всех этих легендах прослеживается один и тот же сюжет с некоторыми вариациями: человечество погибает от потопа, спасается только один заранее избранный человек (иногда со своей семьей или группой единомышленников). Пересказать даже вкратце все существующие версии Всемирного потопа нет никакой возможности, поэтому мы пойдем другим путем — произведем, так сказать, «послойную» разборку и сравнительный анализ некоторых образцов эсхатологической мифологии потопа.

На заметку: эсхатология — это система религиозно-мистических взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни. В нее входят также рассуждения о судьбе Вселенной или ее переходе в качественно новое состояние.

Предпосылки

Причины, по которым боги насылают на человечество погибель, достаточно разнообразны. По ним, кстати говоря, можно отслеживать формирование этических представлений у разных народов.

Аккадский вариант — эпос о Гильгамеше — основан на чистой прихоти одного из трех верховных богов — Энлиля. По представлениям аккадцев, боги решили создать человека исключительно в помощь себе. Но охочее до плотских утех человечество расплодилось слишком быстро и стало донимать нервного Энлиля своим шумом.

Шум человека меня донимает,

Людей не меньше, их стало больше.

Гомон их меня беспокоит,

Спать невозможно в этаком гаме!

«Потоп» ирландского художника Фрэнсиса Дэнби выставлен в галерее Тэйт.

По его распоряжению хтоническое божество смерти Намтар насылает чуму, а бог-громовержец Адад — засуху. Люди не теряют присутствия духа, приносят жертву Намтару и возводят в честь Адада храм, отчего бедствия прекращаются. Здесь прослеживается интересный момент — боги не всесильны, они вынуждены подчиняться определенным правилам.

Наверху понимают, что с изворотливыми людьми бороться можно только сообща, клянутся друг другу в лояльности и обрушивают на Землю потоп.

Вавилонская версия более лаконична — в ней вообще не рассматривается мотивация богов, а упоминается лишь их общее решение стереть человечество с лица Земли. Однако предмет божественного тройственного договора изложен здесь в явном виде — Энлиль берет с каждого слово не предупреждать о грядущем потопе никого из смертных.

Впрочем, известно, что вавилоняне лишь обработали гораздо более ранний шумерский сюжет. Их пересказы придерживаются шумерской схемы, но расцвечиваются новыми красками, становятся более изысканными в художественном отношении.

Греческих мифов о потопе насчитывается целых три, причем явно разных. Мифы, связанные с именем легендарного царя Беотии Огигеса и с формированием Дарданелл, к сожалению, дошли до нас в настолько отрывочном состоянии, что не поддаются анализу божественных мотивов. А вот миф о Девкалионовом потопе с этнографической точки зрения выглядит вполне прилично.

По версии греков, потоп вызвал Зевс, чтобы уничтожить человечество, практикующее жертвоприношения богам первого поколения — титанам. Если вспомнить, что отец Зевса Кронос (один из титанов) пожирал собственных детей, а будущий громовержец лишь чудом избежал этой участи, вполне можно понять, почему верховный олимпиец впал в неконтролируемую ярость. А последней каплей, переполнившей чашу олимпийского терпения, стала выходка аркадского царя Ликаона, накормившего Зевса человеческим мясом (вероятно, в порядке эксперимента). Само собой, ослепленный гневом Зевс немедленно сжег наглеца молнией, но этого ему показалось мало, и на Элладу обрушился Нот — влажный южный ветер, несущий дождевые тучи. И тогда Зевс взял в руки трезубец Посейдона...

Библейская версия Всемирного потопа известна, пожалуй, любому современному человеку. Мотивация Яхве была тоже вполне понятна — каиново племя накопило такое количество грехов, что при всем желании Бог-создатель не смог найти ни одной причины для отмены приговора. Здесь, кстати говоря, прослеживается вполне зримая аналогия с Девкалионовым потопом — не прихоть богов, а грехи человечества стали причиной небесной кары.

Итальянец Агостино Карраччи — известнейший художник и гравер средневековья — писал «Потоп» два года.

Древнеиндийские мифы о Всемирном потопе заметно отличаются от мифов, описанных в библейских, древнегреческих и шумеро-вавилонских источниках. В индуизме потоп не зависел от отношения ведических богов к людям. Согласно «Шатапатха-Брахмана» (прозаическому комментарию к священным Ведам), он пришел как закономерное завершение очередного мирового цикла, то есть совершил очищение миров.

В Лаосе и Таиланде существуют легенды о потопе, вызванном могущественными и злыми обитателями Верхнего Королевства — существами Тен. Однажды Тен объявили, что в знак покорности и уважения люди должны делиться с ними едой. Люди, само собой, отказались, и тогда мстительные Тен устроили опустошительное наводнение.

Ацтеки и майя объясняли причину потопа своеобразно. Его целью было уничтожение неудачного эксперимента богов — древней расы, лишенной разума. Согласно эпосу майя «Пополь-Вух», мужчину сотворили из дерева ците, а женщину из сердцевины тростника. Несмотря на то, что эти существа выглядели, говорили и размножались как люди, тела их были сухими и бескровными, а лица не имели выражения. Деревянные люди не обладали душой, не уважали богов и не поклонялись им. В ацтекской «Легенде о Солнцах» потоп уничтожил Четвертый Мир (Солнце Воды), а его обитатели превратились в рыб.

Таким образом, среди мифов о Всемирном потопе можно найти как полностью лишенные каких-либо этических предпосылок версии, так и основанные на вполне солидном философском базисе.

Теория Черноморского потопа
Компьютерное моделирование теории Черноморского потопа. Время покажет, правы ли американские геологи.

В 1996 году два геолога Колумбийского университета, Уильям Райан и Уолтер Питмен, выдвинули гипотезу, ставшую впоследствии теорией, хорошо согласующейся с шумеро-аккадским эпосом о Гильгамеше и с Дардановым потопом древних греков, упоминавшимся в сказаниях о Трое. Согласно предположению геологов, 7600 лет назад имел место катастрофический подъем уровня Черного моря.

В древности Черное море было закрытым пресноводным озером, а в 5600 году до нашей эры произошел прорыв в него соленых вод Мраморного и Средиземного морей. Причин для такого прорыва может быть две — подъем уровня мирового океана за счет более раннего прорыва ледяного щита Лаврентид и землетрясение, образовавшее Босфорский пролив.

В результате этого прорыва уровень Черного моря поднялся на 140 метров. Разумеется, это изменение уровня было отнюдь не первым. Потери и восстановления пролива между Черным и Средиземным морями за последние два-три миллиона лет происходили по меньшей мере пять раз, но в мифологию могло попасть только последнее.

Таким образом, эпос о Гильгамеше нашел вполне солидное подтверждение и утратил значительную долю мифологичности. Разумеется, это никак не увеличивает достоверности библейского Всемирного потопа, который якобы возник из-за продолжительного ливня.

Спасители

Причины, которые привели к выживанию человечества, в большинстве мифов персонифицированы — в этой роли, как правило, выступает один из богов, благосклонный к людям и не теряющий надежды на их лучшее перерождение.

Шумеро-аккадский сценарий предусмотрел обращение бога Энки (Эа), создавшего людей из глины, к одному из своих жрецов. Точнее, бог обращался к стенке хижины, чтобы и клятву о неразглашении не нарушить, и человеческий род не загубить. В этом обращении бог-творец предупреждал о грядущем потопе и давал указания по постройке ковчега для спасения. Кроме того, жрецу был дан даже чертеж ковчега, поскольку тот честно признался, что кораблестроитель из него никакой.

«Я никогда корабля не строил.

Чертеж на земле мне начерти ты.

Очертанья увижу, корабль построю».

На земле чертеж начертал Эа.

«Владыка, что приказал ты, исполню».

Поляк Пауль Мерварт был вдохновлен историей Девкалиона и Пирры. На картине — момент спасения супругов от потопа.
Тема потопа привлекала и французского гравера Гюстава Доре. Его «Разрушение мира водой» считается одной из лучших гравюр на библейские темы.

Практически то же самое происходит и в вавилонской легенде, но здесь обращение было не наяву в форме бесплотного голоса, а во сне жреца — Нинигику-Эа решил донести до человека предупреждение по «защищенному каналу».

Что касается библейской версии, то Элохим Яхве, который вынес и привел в исполнение приговор человечеству, сам выбрал единственного праведника, достойного возродить новое безгрешное человечество. То есть здесь ни о тотальном истреблении, ни о противодействии божественных сил речь вообще не шла — людям изначально был дан второй шанс.

Греческий верховный бог Зевс был беспощаден — он не планировал оставлять в живых кого-либо из людей. Выжили те лишь благодаря создателю и благородному защитнику людей от произвола богов — Прометею, предупредившему о потопе собственного сына. Впрочем, существуют версии, по которым Прометею удалось спасти собственного сына с ведома Зевса — родственные чувства понятны порой и богам.

Индуисты и в вопросе спасителя оказались оригинальными — у них в этой роли выступила говорящая рыба, которая впоследствии оказалась воплощением одного из Тримурти (Брахмы или Вишну).

Ацтекская версия Всемирного потопа была пережита людьми при содействии самого Тецкатлипоки — верховного бога, повелевающего четырьмя сторонами света, и не менее значительного Кетцалькоатля. Ведь не переживи люди потоп — и некому было бы наполнить мир под солнцем Науи Оллин, в котором мы с вами имеем честь проживать.

Спасенные

Как правило, лица, удостоенные спасения от потопа, были либо праведниками, либо любимцами бога-спасителя, либо его родственниками. У шумеров, аккадцев и ассирийцев таким избранником был царь-жрец, правящий городом Шуруппаком. Звали его... Да как его только не звали — у шумеров он был Зиусудра, то есть «Нашедший жизнь долгих дней», в Вавилоне его называли Атрахасис («Превосходящий мудростью»), ассирийцы же дали ему имя Утнапиштим («Тот, кто нашел дыхание»). То, что Энки-Эа избрал именно его, неудивительно — Зиусудра был жрецом именно этого бога. Но Энки не ограничился спасением своего избранника — он выхлопотал у Энлиля, спустившего пар, благословение и бессмертие для царя-жреца и его жены.

Рассказывать подробно о божьем избраннике Ветхого завета, полагаю, не стоит. Кому не известно имя последнего допотопного патриарха и трех его сыновей? Напомню лишь, что Ной был избран по причине праведности и непорочности «в роде своем». Здесь все достаточно логично: чтобы возродить безгрешное человечество, следует выбрать безгрешного представителя. Одного упущения по поводу Каина богу, видимо, хватило.

Судя по иллюстрации, Ной решил не ограничиваться принципом «всякой твари по паре» в отношении овец.
По мнению художника, Ноев ковчег мог выглядеть так. Ну что ж, вполне солидно и даже современно.

Греческий герой Девкалион, царствовавший в фессалийской Фтии, был не простым смертным, а сыном самого титана Прометея, которому, если судить по античной мифологии, человечество много чем обязано. А женой Девкалиона была Пирра — дочь Эпиметея, брата Прометея.

По мнению Овидия, Девкалион и Пирра были не единственными людьми, спасшимися от потопа. Жителей города Парнаса, основанного сыном Посейдона, среди ночи разбудил волчий вой. Следуя за волками, люди направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп.

В индуизме прародителем нового человечества стал Вайвасвата Ману, выкормивший говорящую рыбу. В отличие от прочих избранников богов, Вайвасвата спасся один, а спутницу жизни боги подарили ему уже после того, как он ступил на вновь обретенную сушу и принес жертву.

В ацтекской «Легенде о Солнцах» упоминаются мужчина Тата и его супруга Нена. За какие именно заслуги они были избраны, выяснить не удалось. Подобно библейскому Ною и его жене, они спаслись во время потопа, спрятавшись в выдолбленном дереве по совету Тецкатлипоки. Мир вокруг них рушился и растворялся, собратья превращались в безмозглых рыб, а Тата и Нена медленно грызли кукурузные зерна и смотрели, как постепенно спадает вода.

Впрочем, после потопа они недолго прожили — за поедание рыбы, то есть, по сути, за каннибализм, бог дождя Тлалок отсек им головы. Такие вот импульсивные и нелогичные боги были у ацтеков.

Высадка на сушу

Исследование этого фрагмента мифов о потопе могло бы оказать немалую помощь в оценке правдоподобности и преемственности различных версий. Но здесь царит такой географический хаос, что никаких более или менее точных координат мест высадки найти не удается.

В индуистской версии корабль Вайвасваты был отбуксирован к «северной горе», где был привязан к дереву до спадания уровня воды. Что это за гора, остается только догадываться.

Древнегреческая мифология называет местом высадки Девкалиона гору Парнас, сицилийскую Этну, гору Отрис, примыкающую к Фессалийской низменности, и гору Афон.

Шумерский эпос о Гильгамеше указывал в качестве места остановки ковчега гору Ницир. Вавилонский жрец Беросс, живший в эллинские времена, и иудейский историк Флавий упоминали Кордиенский хребет. Ассирийцы считали, что Утнапиштим высадился где-то во Фригии, неподалеку от города Келены. А библейские предания о Всемирном потопе, как известно, выбрали пристанищем ковчега гору Арарат.

Девкалион и Пирра возрождают человеческий род из «костей матери Геи».
Согласно Библии, люди впервые увидели радугу после Всемирного потопа, когда Ной принес жертву в благодарность за спасение.

Возрождение

Собственно говоря, эта составляющая мифов о Всемирном потопе чаще всего не представляет интереса — люди продолжили плодиться привычным для них способом, не изобретая ничего нового. Из перечисленных версий примечательны, пожалуй, только ацтекская и греческая.

По версии «Легенды о Солнцах» людей возродили из перемолотых костей тех, кто умер до потопа, окропив костную муку божественной кровью. После того как владычица рек и озер Чалчиуитликуэ завершила процедуру потопа, за костями в Девятую Преисподнюю пришлось ходить лично Пернатому Змею Кетцалькоатлю, которого вел свет утренней звезды Тлауицкальпантекутли. Пернатому Змею пришлось выпрашивать их у Миктлантекутли и Миктлансиуатль, а затем уговаривать старенькую Сиуакоатль из Тамоанчана перемолоть принесенные кости (да, я тоже в некоторой панике от этих кошмарных имен).

— Я пришел искать ценные кости, которые ты хранишь, я пришел за ними.

— Что ты сделаешь с ними, Кетцалькоатль?

— Боги озабочены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле.

Древнегреческий способ продолжения рода человеческого состоял в том, что спасшиеся от потопа Девкалион и Пирра по велению богов начали бросать камни через голову за спину. Те, что бросал Девкалион, превращались в мужчин, а те, что бросала Пирра, — в женщин.

Существует как минимум три версии оглашения воли богов. Согласно одной, его принес Гермес, по другой — пифия Дельфийского оракула, странным образом не утонувшая во время потопа, а по третьей — сама нимфа Фетида, дочь кентавра Хирона и будущая мать Ахилла. Нимфы — народ загадочный, и Фетида не исключение. После вознесения молитвы о возрождении людского рода она ответила спасшимся: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» Рассудив, что единственной общей праматерью была Гея (Земля), Девкалион и Пирра поняли, что речь идет о камнях.

На благо цивилизации

Легенды о Всемирном потопе не только отражают реальные события многотысячелетней давности, но и несут указание на ключевые моменты в развитии сельскохозяйственных технологий. К такому выводу пришли британские и австралийские исследователи, опубликовавшие свою работу в Quaternary Science Reviews. Статья посвящена оценке воздействия на европейскую экологию разрушения североамериканского ледяного щита, случившегося свыше восьми тысяч лет назад.

Расселение людей по Европе после разрушения ледяного щита Лаврентид.

Согласно геологическим данным, примерно 11 тысяч лет назад ледники, отступающие на север, оставили после себя два огромных пресноводных озера, растянувшихся на всю Центральную Канаду и частично занимавших север нынешних Соединенных Штатов. За последующие две тысячи лет воды этих озер прорвались сквозь ледяной щит Лаврентид, который служил им дамбой, и вытекли в Гудзонов залив, а оттуда — в Северную Атлантику.

Бедствия, обрушившиеся на человечество в этот период, не имели себе равных за последние сто тысяч лет. Но они не только не затормозили развитие цивилизации, но и подстегнули его. Археологические находки однозначно указывают на то, что примерно в это же время произошел резкий подъем сельскохозяйственных технологий, ознаменовавший переход от охоты и собирательства мезолита к началу неолитической революции. Связь между повышением уровня моря и столь обширными социальными изменениями до сих пор была не совсем ясна, но теперь она стала уже очевидной. Исследователи реконструировали очертания береговых линий Средиземного и Черного моря до и после повышения их уровней. Согласно их оценкам, почти 73 тысячи квадратных километров земли были поглощены морскими волнами в течение всего лишь тридцати четырех лет. Основываясь на знаниях о численности человеческой популяции в ту эпоху, можно утверждать, что катастрофа привела к перемещению со своих исконных земель 145 тысяч человек.

Археологи считают, что сообщества, проживавшие в низинной Юго-Восточной Европе, к началу потопов уже освоили примитивные методы обработки и производства глиняной посуды. Из-за катастрофического повышения уровня воды они были вынуждены переместиться на запад, тем самым принеся новую культуру в области, населяемые до той поры лишь общинами охотников и собирателей.

В поисках подтверждений

Экспедиций, занимавшихся поисками исторических подтверждений мифа о Всемирном потопе, было великое множество. Поиски эти шли в двух направлениях — археологические раскопки, которые смогли бы подтвердить мощные напластования наносных пород между культурными слоями, и поиски места высадки людей, спасшихся на ковчеге.

Экспедиция Чарльза-Леонарда Вулли, ведущего английского археолога первой половины XX века, в 1922 году приступила к раскопкам древнего шумерского города Ур. Эти раскопки продолжались двенадцать лет и принесли множество интереснейших сведений о шумерской цивилизации. В частности, было найдено весомое подтверждение достоверности потопа, описанного в месопотамских мифах. Здесь лучше процитировать самого Вулли.

При раскопках древнего горо-
да Ур были обнаружены плас-
ты глины, свидетельствующие о еще более древнем наводнении.

Цитата: «Мы копали все глубже и глубже, и вдруг характер почвы изменился. Вместо пустопородных пластов со следами древней культуры мы наткнулись на совершенно гладкий слой глины, однородный на всем своем протяжении; судя по составу глины, она была нанесена водой. Рабочие высказали предположение, что мы дошли до илистого дна реки... Я велел им копать дальше. Прокопав больше полутора метров, они то и дело натыкались на чистую глину. И вдруг, так же неожиданно, как и прежде, на их пути снова возникли пласты пустой породы... Следовательно, огромные глинистые отложения представляли собой некий рубеж в беспрерывном ходе истории. Сверху шло медленное развитие чистой шумерской цивилизации, а снизу наблюдались следы смешанной культуры. Ни один естественный паводок реки не смог бы нанести столько глины. Полутораметровый слой глины мог быть нанесен сюда только гигантским водным потоком — наводнением, какого эти места никогда прежде не знали».

Однако научный мир принял открытие Вулли без особого энтузиазма — возможно, потому что изучение и подтверждение библейских мифов совершенно не укладывалось в парадигму науки того времени.

Поиски ковчега были куда более оживленными, но каких-либо практических результатов не принесли. Несмотря на точное описание места высадки в шумерских источниках, ученые почему-то никогда не пытались разыскать остатки этого гигантского корабля на горе Ницир. А гора Арарат, связанная с библейской традицией, напротив, стала целью серии экспедиций начиная с IV века и заканчивая 2009 годом.

Турецкий летчик сфотографи-
ровал это на склоне Арарата. Эксперты-археологи считают фотографию мистификацией.

В конце XIII века знаменитый путешественник Марко Поло авторитетно утверждал, что обломки ковчега еще видны на вершине Арарата.

Некто Джон Джозеф, именующий себя принцем Нури и архиепископом Вавилонским, в 1887 году заявил в американской печати о том, что нашел останки ковчега на Арарате. Шесть лет он выбивал финансирование на разборку ковчега и перевозку его на Чикагскую выставку. Дело закончилось тем, что турецкое правительство, раздраженное американской беспардонностью, наотрез отказалось дать разрешение на транспортировку, если ковчег будет найден. С другой стороны, сообщение Джозефа выглядит крайне сомнительно, если учесть его странные титулы и факт лечения в психиатрической клинике Калифорнии.

Несколько раз публиковались сообщения российских, американских и турецких летчиков, пролетавших над Араратом и якобы видевших ковчег с воздуха. Эти отчеты были переданы для изучения американскому историку и миссионеру доктору Аарону Смиту из Гринсборо, специалисту по исследованию потопа, собравшему в общей сложности 80 тысяч работ о потопе на семидесяти двух языках, из которых в 70 тысячах упоминаются легендарные останки ковчега.

В 1952 году доктор Смит снарядил двадцатисуточную экспедицию на Арарат, но результатов поиски не дали. С подачи Смита молодой французский исследователь Гренландии Жан де Рикер взобрался на вершину вулканического пика, но тоже ничего не обнаружил.

Араратская аномалия — одно из мест, привлекающих внимание искателей ковчега.

6 июля 1955 года очередной искатель ковчега Фернан Наварра сообщил, что ему удалось найти деревянный брус, вмерзший в ледник Арарата, и взял три образца древесины. Каких-либо достоверных сведений о результатах микроскопического и радиоуглеродного анализа этих образцов мне найти не удалось, но, по опубликованным данным, возраст находки Наварры определяется первым тысячелетием нашей эры.

Среди предполагаемых мест, где, по мнению искателей, находится Ноев ковчег, числятся так называемая Араратская аномалия, расположенная на северо-западном склоне горы Арарат, и Дюрупинар — местность, находящаяся в тридцати километрах от ее подножия. Ученые, имеющие доступ к аэрокосмическим снимкам, объясняют оба продолговатых образования естественными причинами. Провести исследования на месте затруднительно — район армяно-турецкой границы является закрытой зоной со строго ограниченным доступом.

С большой долей определенности можно сказать, что с тех пор, как на земле живут люди и существует пик высотой 5137 м, ни одно наводнение не поднималось настолько, чтобы вынести на такую высоту плавающую конструкцию типа ковчега. А сама местность вокруг горы Арарат не могла за это время подвергнуться таким грандиозным тектоническим изменениям, чтобы остатки ковчега поднялись вместе с горой.

Именно здесь якобы был сде-
лан сенсационный фотоснимок ковчега с воздуха. А спустя несколько лет предприимчивые турки построили рядом туристическую базу.

Времена меняются, бедствия остаются

За сравнительно небольшой промежуток времени — ХХ век — человечество овладело ядерной энергией, вышло в космос и победило черную оспу. Но наводнения вплоть до сегодняшнего дня остались неотвратимой разрушительной стихией, которой, по сути, нечего противопоставить, кроме организованного отступления.

Иногда единственный способ борьбы с наводнением — запастись терпением и уповать на помощь со стороны.

1931 год. Разлив рек Янцзы и Хуанхэ превратил в водную гладь 300 тысяч квадратных километров территории Китая — это ровно половина Украины или почти полностью Германия. В результате наводнения погибло 140 тысяч человек (если считать всех погибших от голода и болезней после наводнения, то число вырастет до 3,7 миллиона), а без крова над головой остались двадцать миллионов человек. В этом же году на Украине разлив Днепра затопил территорию от Могилева до Запорожья.

За десять лет — с 1940 по 1950 годы — в бассейне реки Миссури произошло около сотни крупных наводнений.

В 1954 году разливом Дуная практически полностью затопило Братиславу и обширные территории Австрии и Венгрии.

В 1966 году из-за проливных дождей вышли из берегов итальянские реки По и Арно. Вода разрушила защитные дамбы и почти полностью затопила провинцию Тоскана. Особенно пострадали Флоренция и Пиза, а венецианская площадь Святого Марка оказалась под двухметровым слоем воды.

В 1962 году из-за ветрового нагона были затоплены берега Германии, Голландии и Англии. Общее число жертв — более двух тысяч.

В 1970 году в дельте Ганга произошла одна из крупнейших катастроф ХХ века — из-за наводнения погибло более миллиона человек. В этом же году разлив Сены затопил Париж и его пригороды в радиусе 40 км, а в Бангладеш мощная нагонная волна высотой 10 м в течение нескольких десятков минут накрыла густонаселенные острова и значительную часть материкового побережья общей площадью в 20 тысяч квадратных километров.

В 1988 году вышли из берегов реки Рейн, Мозель, Майн и Дунай, полностью затопив города Пассау, Штраубинг и Регенсбург. Очень сильно пострадали также пригороды Кельна.


***

Этот список можно продолжать еще очень долго — все вы наверняка помните последние наводнения в Квинсленде, на Филиппинах и в Пакистане. Похоже, человечество еще не скоро сможет противопоставить наводнению что-то радикальное. А пока угрожаемым районам стоит полагаться только на своевременные прогнозы, безотказный транспорт и помощь других стран.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.9
проголосовало человек: 58
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования