КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (24) ноябрь 2003
вид для печати

Rise of Nations
Нации и их стратегии - часть первая

Жанр:
Издатель:
Big Huge Games, Microsoft
Системные требования:
PII 450, 128 MB RAM, Riva TNT2 (PIII-800, video 32МВ)
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
Локальная сеть, Интернет

Вопрос о том, какая нация в Rise of Nations лучше, не решен до сих пор. Это говорит о том, что люди из Big Huge Games, отвечающие за балансировку игры, не зря ели свои баксы. Противоборствующие нации получились настолько сбалансированными, насколько это вообще возможно там, где их восемнадцать штук.

Разработчики могли бы пойти по легкому пути и просто скопировать одну нацию на все, но они успешно преодолели этот соблазн. Конечно, до разницы уровня «Нежить»-«Лесные эльфы»-«Орки» дело не дошло, но у каждой нации в игре имеются очень четко обозначенные преимущества перед другими. Эти преимущества коренным образом меняют игру за каждую нацию на тактической карте (особенно в режиме быстрой битвы).

Сильнейшей нации не нашли, но геймеры обнаружили несколько тех, чьи положительные черты легче эксплуатировать новичкам. Сами разработчики, не желая никого затруднять, вежливо повесили на каждую нацию ярлычок: «наступательная», «оборонительная» или «экономическая».

Теперь, спустя несколько месяцев после выхода игры, можно сказать, что большая часть стратегических тонкостей при игре за каждую нацию раскрыта. Именно им и посвящена эта статья, а точнее - цикл статей, поскольку анализ достоинств и тактик каждой нации не влезет в объем одного материала.

В этом материале я подробно расскажу об ацтеках, африканцах банту, британцах, быстрых китайцах, египтянах и французах. (Подробных описаний «перков» и уникальных отрядов наций вы здесь не найдете - ищите их в руководстве по Rise of Nations в предыдущих номерах «ЛКИ» или на нашем компакт-диске.)

Ацтеки

155KB
Почему столько пехоты и так мало танков? Просто танки не получают призов за убийство врага, а пехота получает по шестьдесят ресурсов за пару ушей. Почему? «Патамучта ацтеки!»

Ацтеки - это нация агрессоров, которая подразумевает наступательную игру с самого начала. Умрите, но постройте армию. Атакуйте врага на ранней стадии игры, не давайте ему развиться экономически или уйти в глухую оборону. Даже если вы решите развить себя до средних эпох, не забывайте слать в сторону врага беспокоящих конных лучников - это не только ударит по его экономике, но и принесет вам дополнительный доход.

143KB
Город обещает ацтекским воинам богатую добычу, но разграбить его они смогут, только если им не будут мешать защитники египетского образа жизни.

Учитывая то, что ацтеки слабоваты в экономике, вам придется использовать большей частью дешевые войска, требующие для постройки только еду и дерево. Это легкая кавалерия и легкая пехота, также неплохи конные лучники. Играя за ацтеков, еще важно разбираться в игровой механике, атакуя правильными войсками правильные направления.

Первая ключевая ацтекская «фишка» - это возможность получать большое количество денег за уничтоженные отряды врага. Это позволит вам в известной степени забросить экономику, зарабатывая военными походами. При этом очень важно вести победоностные битвы: враг повержен, а вы богаты. Если же вы проиграете, то выбраться из такой потенциальной ямы будет непросто, и это еще раз подчеркивает тот факт, что для управления ацтеками надо быть неплохим тактиком. Использовать это свойство можно и нужно - это один из немногих способов разбогатеть, играя за ацтеков. Устраивайте рейды в тыл врага, бейте его крестьян и торговцев - для этого прекрасно подходят конные лучники.

Разбивая вражеские здания, ацтеки получают вдвое больше добычи. Даже если на вашем пути встретятся оборонительные сооружения, их можно и нужно ликвидировать (особенно желанны дающие железо форты). На фермы и лесорубки внимания можно не обращать, стремясь «убивать» более ценные здания. С этой целью неплохо бывает организовать раннюю атаку, нацеленную на убийства мирных жителей и разгром города. Если город хорошо развит, то придется вам начинать осаду по всем правилам, с осадными орудиями.

Наконец, стоит заметить, что при постройке казарм только ацтеки получают в свое распоряжение некоторое количество полезнейшей легкой пехоты. Долго думать о ее применении не нужно - конечно же, ранняя атака. Дополните свою «раннюю» армию этими войсками, и вы будете непобедимы. Не забывайте о том, что врагу нельзя давать развиваться. Стройте сразу несколько казарм, собирайте армию из тяжелой пехоты и бесплатной легкой.

Помните, что лучшая защита - это нападение! Особенно вам, ацтеки.

Банту

Банту - это очень сильная нация, которая, тем не менее, не подходит для новичков, еще не умеющих использовать силу, не лежащую на поверхности. Это одна из сильнейших наций среди экономически направленных; они легко захватывают огромные территории на ранних стадиях игры. Стоит отметить, что с военной точки зрения банту тоже не обидели, и у вас всегда будет выбор - удариться в экономическое развитие для быстрого продвижения по эпохам или начать военные действия. Разумеется, желательно первое - так к концу игры только банту смогут позволить себе необычайно крупные и непобедимые армии.

Начнем по порядку. Во-первых, города банту стоят на три четверти дешевле зарубежных аналогов, а после первой мирной технологии их лимит городов увеличится на единицу. Получается, что когда другие нации только-только отстроили второй город, у банту их уже три (не забудьте про прибавку в еде и дереве с новыми городами). А три города - это еще и караваны (вот прибавка в деньгах). С этими достижениями африканцам очень легко на поздних уровнях превратить свою империю в мирового гегемона. Играя за них, важно не только строить города, но и отстраивать их, не забывая про инфраструктуру. Сила ваша - в огромной территории, которая при правильном управлении ресурсами и при правильном размещении городов станет настоящим золотым дном. А чем больше достанется территории вам, тем меньше ее достанется вашим врагам.

152KB
Африканские армии никогда не славились особым порядком и дисциплиной. Перед вами - армия вторжения банту.

С крупными земельными наделами совершенно необходимо развивать налоговые науки в храме. Ну и, конечно, обладая большой территорией, учитесь ее защищать: отдаленные колонии могут быть очень уязвимыми для атак врага. Учитесь отвлекать вражеские войска, хитрите с ними, имитируйте нападение на его столицу - это даст вам драгоценное время для развития.

Кроме городов банту славятся очень высоким пределом количества населения. А это большая армия, это экономия на военных технологиях. Пока другие нации задыхаются под гнетом максимального количества населения и тратят свои ресурсы на развитие повышающих этот предел военных технологий, банту могут отстраивать свои города и развивать промышленность, оставив военные науки на потом, когда они подешевеют.

Последовательно стараясь воплотить идею «силы Переселения», разработчики приделали африканским горожанам и солдатам дополнительные двадцать пять процентов к скорости передвижения. А это, в первую очередь, возможность быстро пробежать разведчиком по карте, собирая деньги и другие ресурсы с руин. В случае атаки родного африканского города его быстрые жители успеют добежать до ратуши, а потом - быстро приступить к работе. А теперь вспомните низкую скорость тяжелой пехоты - к банту это не относится, они бегают очень резво и даже могут, при случае, перехватить отряд вражеской конницы. О преимуществах скоростных лучников можно даже не говорить.

В связи с этим банту удобнее комбинировать войска: тяжелая пехота не тормозит легких умпикати, и они прекрасно сражаются вместе. Стоит на поле боя появиться вражеской коннице, как тяжелая пехота тут же вырубает ее. Она же вырубает лучников врага, пока те не нанесли им серьезный урон. Пехота может даже побегать за разведчиками врага, чтобы те не забирали себе дефицитные древние развалины. Различными комбинациями из скоростной пехоты очень удобно наводить страх на вражеские тылы - опять же, давая своим городам экономическую фору.

Наконец, играя за африканцев, вы не обязаны проводить военные исследования для улучшения и модернизации своих солдат - вы можете начинать армейские реформы сразу, как попадаете в новый век и можете получить военное преимущество, которое, не будучи использованным, быстро пропадает по мере того, как враг исследует военные технологии. Сражайтесь, пока он не успел этого сделать.

Британцы

Подобно африканцам, жители туманных островов - это экономически направленная нация. Жаль только, что в начале игры заметить это сложно, и для полного раскрытия всех возможностей надо постоянно соображать и понимать, что именно требуется вашей нации - поэтому играть за британцев новичкам не рекомендуется. Англичанам придется в процессе развития отражать атаки врага, нападать самим, и при этом при всем развиваться... одним словом, весь потенциал британцев сложно раскрыть на сто процентов.

31KB

Армию островитянам выгоднее всего комбинировать из тяжелой кавалерии и знаменитых лучников-робингудов с длинными луками. Эти луки смогут выручить вас не в одном сражении, заменяя собой куда большее количество обычных лучников. При этом тяжелая кавалерия бросается на все, что движется (кроме тяжелой пехоты, которыми лучники занимаются особо).

Итак, экономика. Во-первых, британцы обладают на четверть более высоким пределом ресурсов, чем положено обычным народам, что позволяет сразу же закладывать несколько большую, чем у других народов, экономику. А это, в свою очередь, экономия на коммерческих разработках.

126KB
Увлеченные обстрелом китайского города с непроизносимым названием британцы (фиолетовые) не заметили, как к ним сзади подкрался спешно отозванный императором экспедиционный корпус. Ракетный залп не оставил британцам шансов.

Добиться высоких показателей играющий за британцев сможет только тот, кто сразу же начнет вкладывать большие средства в разработку полезных ископаемых: в еду, дерево и камень. Таким образом, большое количество горожан для вас просто жизненно необходимо, а это значит, что самый главный ресурс для вас - еда, которую вы тратите на постройку новых британцев. Каждый лес и каждое поле должно быть на службе Ее Величества, а коммерческие исследования можно задержать и экономить на них, пока не припрет основательно.

Налоги у британцев собираются с двойной эффективностью. Естественно, островитяне должны строить храм в первую очередь и исследовать в нем налоговые науки, чтобы этот плюс нации использовался на полную мощность. Британцы могут собирать довольно большие налоги, обладая при этом небольшой территорией, а большая территория - это огромные прибыли. При этом не обязательно строить крепости (да и не особенно выгодно), достаточно строить новые города и не закукливаться на маленьком пятачке.

Корабли британцев строятся на треть быстрее. Следствия этого - экономия на лишних доках, экономия на постройке лишних кораблей, более быстрое освоение морских ресурсов рыбаками - были бы дрова! Британцам вполне хватит пары доков для полноценного освоения морей - отстраивайте в них флотилию рыбаков, которые помогут вашей, и без того неплохой, экономике.

133KB
Даже отстав от лидеров в научной гонке, можно нагнать их у ее финиша. Сейчас китайцы вступили в индустриализацию, но менее развитые англичане в конце игры сумеют воспользоваться моментом и победить их.

Все улучшения лучника производятся автоматически. О чем это говорит? О том, что разработчики неравнодушны к английским Робинам Гудам. Продвинутые лучники в каждый период времени позволят вам сэкономить деньги и помогут в жарком бою против тяжелой пехоты. Однако, не торопитесь строить огромные армии лучников. Подумайте, не лучше ли пустить часть денег на ученых. Лучники остаются у англичан уникальными вплоть до самых поздних эпох, а в средние эпохи их очень удобно комбинировать с горцами.

Форты и башни дают прибавку в территории на две единицы по сравнению с аналогичными сооружениями соперников. Этот факт замечателен тем, что одинаково хорошо может пригодиться как в обороне, так и в нападении. Обороняясь, вы получаете огромные территории под контролем форта, а это значит, что враги больше страдают от партизанщины и им труднее подобраться к вам незамеченными. При агрессивной игре вы сможете строить форт так близко к вражескому городу, что проблем с логистикой и защитой наступающего войска не будет. Особенно красиво расположенный и улучшенный форт сможет обстреливать даже периферийные городские здания (обычно это бывают ресурсодобывающие сооружения).

Наконец, у британцев самые дешевые и скоростные в постройке сооружения и отряды ПВО. Это их свойство, разумеется, будет актуально только в две последние эпохи, когда на сцене появится авиация. Особенно островитянам удобно экономить на создании системы ПВО, пока враг не начинает подниматься в воздух - тогда можно дешево и быстро построить мощную систему обороны и организовать новую «Битву за Британию».

Китайцы

Самый первый отличительный признак игровых китайцев - их возможность строить «пейзан» (горожан), караваны и торговцев без затрат времени: «Бах!» И новый китаец уже стоит около ратуши. Подобные темпы роста численности поначалу пугают, но их можно и нужно использовать тому, кто решил играть за жителей Поднебесной. Скоростная постройка китайцев оказывает благотворное воздействие на экономику: два-три клика - и уже строятся первые фермы, а лесопилка пополняется работниками.

Большой скачок в развитую экономику с самого начала игры - это суровая китайская реальность, первое предупреждение всем врагам. «Быстрые крестьяне» позволят вам точнее рассчитывать развитие экономики и восполнять недостаток людей в узких местах за считанные секунды (при этом забота о еде - ваша головная боль). Примерно то же относится и к торговцам. Завидев ресурс, вы сможете отправить к нему торговца сразу же, не ожидая долгой постройки. Рекомендую устанавливать точку сбора крестьян и торговцев заранее, до их постройки - так вы сэкономите время.

35KB

В целом, нельзя сказать, что эта нация очень сильна в экономике. В военном же смысле китайцы начинают представлять собой силу только с появлением «солдат-с-китайскими-фейерверками».

164KB
В средних эпохах у китайцев появляется очень полезный «фейерверочник», своеобразная «катюша» в миниатюре. Посмотрите, как весело «фейерверочники» выносят английских колонизаторов!

В плане науки этой нации помогает двадцатипроцентное удешевление научных разработок в библиотеке. Сам по себе это не очень выгодный бонус, но его можно сделать таким. Если в самом начале игры вы разработаете две науки подряд, то сможете неплохо сэкономить на всех остальных исследованиях. Не забудьте, что при этом все найденные вашими следопытами развалины будут давать вам 75 ресурсов каждая - неплохая прибавка к зарплате! Получив первую научную выгоду, старайтесь поддерживать темп развития и быстро передвигаться по эпохам вперед. Если вы найдете залежи папируса, то это будет сделать проще (папирус тоже позволяет экономить на науке).

Китайцы получают бесплатно улучшения травничества, медицины и фармации, что позволяет быстрее создавать и лечить ваши отряды. Это - полуэкономическая-полувоенная выгода. Экономическая - потому что вы не тратите лишние деньги на исследования. Военная - потому что вы сможете быстрее лечить свои отряды, чтобы потом снова бросить их в бой.

Как я уже упоминал, каждый город, основанный китайцами, сразу становится крупным в ранге городов. Это не только дает дополнительную защиту против ранних атак врага (и место для прячущихся от нападения крестьян), но и расширяет ваши границы. Кроме того, это - потенциальная возможность разжиться огромными пространствами, если строить города у самых границ.

Египтяне

Нация египтян обладает потенциалом для развития сильной экономики с дешевыми и ранними чудесами света. Богатства Нила дают им большое количество дополнительной еды, что позволяет им строить максимальное количество горожан и отрядов, требующих для себя еду.

В военном плане Египет также обладает рядом преимуществ. Ранние атаки колесницами могут сильно повредить противникам египетского пути развития, потому что обороняться от колесниц и конных стрелков без легкой кавалерии практически невозможно. Для того, чтобы провести такую атаку, отстройте в городе (первом и единственном, конечно!) максимальное количество ферм, исследуйте первую коммерческую науку, первую военную, затем быстро перейдите в классическую эпоху и займитесь второй военной наукой. Не трогайте науку - это сэкономит вам деньги. Стройте на все доступные деньги конюшни и выводите колесницы строиться. Пока вражеские пейзане в ужасе бегают от ваших тачанок, выводите свою экономику из застоя -исследуйте первую гражданскую науку и быстро стройте второй город.

145KB
Китайцы победоносно вошли в Глазго! Ахтунг! Отечество в опасности!

А теперь коснемся легкой лапой египетских «перков». Только египтяне начинают игру с уже отстроенным элеватором (Granary) и получают все пищевые улучшения бесплатно. Это значит, что с едой у народов Нила проблем не ожидается. Успех надо развивать, поэтому продолжайте строить зернохранилища в ранней игре. Во втором городе его лучше выстраивать, когда у вас будет десять-одиннадцать ферм - это даст вам максимальную прибыль. Столица всегда должна содержать максимальное количество ферм - семь штук. Большее количество ферм (семь вместо пяти) в городах египтян даст вам так много еды, что проблем с пищевыми цепочками крестьян у вас не будет никогда. Крупные скопления ферм именно в столице, в центре страны, немного защитят вашу пищевую индустрию от вражеских атак.

Еще египтяне сильны своими чудесами света. Все чудеса стоят для них на четверть дешевле (видимо, используется рабский труд), могут быть построены на одну эпоху раньше, и в каждом городе их может быть две штуки. Это позволит вам раньше других наций выбрать себе наиболее подходящее чудо света и получить все причитающиеся вам эффекты. Разрабатывайте свои схемы развития с учетом чудес света и стройте их - так вы сможете вырваться вперед. Естественно, не давайте перехватить самые вкусные чудеса другим нациям. У вас будет много еды, а значит, и много горожан, которые могут заниматься чудесами. Помните, что с каждым крестьянином их предельная полезность падает, и пять-семь крестьян - это эффективный максимум для строительства одного чуда.

Чтобы совсем пресытить египтян, разработчики дали им десятипроцентное повышение лимита на еду. Впрочем, это логичный ход - с огромным количеством ферм и элеваторов легко дойти до потолка скорости добычи, а с повышенным лимитом можно использовать все эти преимущества более эффективно. Если вспомнить о том, что каждая египетская ферма помимо еды производит по две денежных единицы, то все становится совсем хорошо (вспомните, сколько у вас должно быть ферм и умножите на два - неплохой доход с иловых полей!) Строить фермы только для добычи денег неправильно - уж слишком небольшой доход вы получаете с каждой, поэтому рекомендуется строить фермы исключительно для обеспечения нации едой. Получаемые при этом деньги - это сторонний заработок, который будет одной из сторонних статей вашего египетского бюджета. Главными статьями, по-прежнему, будут прибыли с торговцев и налоги.

Французы

Французы, Монмартр, Париж, Эйфелева Башня. Но здесь это не главное. Все, что разработчики решили дать игровым французам - это Сила Лидерства, подразумевающая, конечно, наполеоновские таланты. Кроме военных преимуществ, французы обладают огромным потенциалом в добыче древесины. В ней у французов недостатка не будет, что прекрасно подходит для пустынных карт и вообще - тех карт, на которых мало лесов.

Пожалуй, больше ничего французам не дали, если не вспоминать о рыцарях-шевалье. Они хорошо подходят для осад, если добавить к отряду рыцарей гарнир из лучников.

148KB
В отличие от античных сражений, бои в информационную эпоху часто выливаются в полнейший бардак. Если не верите игре, просто включите телевизор.

Прочие военные качества французов вертятся вокруг маркитанских повозок (Supply Wagon) - они с самого начала могут лечить находящиеся в зоне досягаемости отряды. Другие нации могут достичь этого, только если построят у себя Эйфелеву башню, а у парижан это свойство есть с самого начала. Если сами французы построят у себя эту башню, то лечебная сила их повозок удвоится. Тактический совет, таким образом, можно сформулировать так: всегда придавайте своим армиям повозки снабжения, даже если это задержит атаку на пару минут. Не пренебрегайте повозками, они могут принести вам победу, оказываясь даже полезнее, чем несколько дополнительных отрядов. Уже в бою оберегайте свои повозки всеми силами, не давая врагу прорваться к ним (особенно русским, у них бонус к уничтожению повозок - «дубина народной войны»). Вводить повозку в бой придется в любом случае, но всегда придержите несколько отрядов для ее обороны. Не забывайте вовремя исследовать технологии у мартеновских печей - они повысят эффективный радиус действия повозки.

Не забудьте о том, что при постройке осадной мастерской (или ее более поздних аналогов) вы сразу получите в свое распоряжение бесплатную повозку снабжения. Постройте две мастерских, и у вас уже будет неплохой тыл, с которым не стыдно отправляться в атаку. А если вы их «израсходуете», то всегда сможете построить себе еще. Не сомневайтесь, ведь у французов отряды, производимые в осадных мастерских, стоят на четверть дешевле и строятся на пятьдесят процентов быстрее. А двигаются они быстрее. Вы вряд ли захотите иметь в своей империи больше двух осадных фабрик - их вам хватит с головой.

Но и это еще не все - позвоните сейчас, и мы бесплатно установим в начале игры французам бесплатную лесопилку, а все улучшения, производимые на лесопилке, вы будете получать абсолютно бесплатно! Ваша империя всегда будет иметь в запасе огромное количество дерева, ведь французский лимит на скорость добычи дерева выше всех остальных на десять процентов для эффективной добычи и накопления этого ценного ресурса. Только в индустриальную эпоху важность дерева снизится. Не забывайте строить в остальных своих городах лесопилки, ведь каждая французская лесопилка может принять в свои гостеприимные объятья дополнительно двух горожан. Даже с небольшого лесочка вы сможете поиметь очень высокий приток древесных ресурсов. Вам не понадобится расходовать ценную еду на постройку большого количества лесозаготовительных лагерей. Поэтому играть на пустынной карте французом - самое милое дело.


* * *

Как вы заметили, в заголовке статьи стоит «Часть первая». Это значит, что о других нациях мы тоже непременно расскажем - в ближайших номерах журнала.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
6.5
проголосовало человек: 540
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


вперёд»
Нации и их стратегии - часть вторая»
Все статьи серии:
Нации и их стратегии - часть первая
Нации и их стратегии - часть вторая
Нации и их стратегии - часть третья
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования